Найти тему
Филиал Грамотности

Подготовка к сочинению ЕГЭ 4

Оглавление

Урок 4. Тема 4. Природа и экология

Следующая очная встреча (тренинг по сочинению) у нас посвящена теме природы и экологии. Как показывает статистика, эта тема очень нравится составителям КИМов и появляется обязательно 1-2 раза или в основной период ЕГЭ, или в досрочный.

1. Прочитайте текст-подсказку.

Человек – часть природы, но равнодушное отношение к природе губит его и лишает источника вдохновения. Мы часто не замечаем, какую важную роль играет природа в нашей жизни, но необходимо хотя бы иногда останавливаться и учиться замечать то, что нас окружает. Человек должен помнить, что природа могущественна, но нуждается в его защите. Планета даёт нам всё необходимое: свет, воду, еду, тепло и даже вдохновение и покой. Но мы часто забываем об этом, перестаём ценить. Предпочитаем города деревне. Предпочитаем убивать животных ради забавы или даже мучить их, вместо того чтобы заботиться. Те же, кто научился восстанавливать и благодарить природу, получают в награду душевный покой и внутреннюю гармонию.

На какие вопросы есть ответы в этом тексте? Составьте минимум 5.

Используйте ключевые слова: сила природы; забота; равнодушие; влияние природы; важность сохранения; уроки природы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, которые у ребят получится задать к тексту выше, охватят до 90% проблем, которые могут на эту тему быть сформулированы.

2. Прочитайте текст ниже.

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня – у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость.

Выпишите основную мысль (позицию) текста:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот текст взят из текстов для изложения на ОГЭ. Работа с ним - разминка перед основным текстом. Можно обсудить все варианты, которые возникли у группы. Выбрать лучший вариант или, наоборот, проработать каждый совместно.

3. Прочитайте текст ниже

Текст В.Пескова

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёти опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых –наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
(32) –Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока... (38)Про лосей же ни слова...
(39) –Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...
(41) –Мы согласно инструкции...
(42)Вот и весь разговор.
(43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном – о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...

Это основной текст урока. Как работать с ним, зависит от того, сколько времени осталось. Если достаточно, то можно провести полноценную работу: разобрать проблему, позицию; найти примеры и обсудить аргумент. Если нет, то достаточно обсудить позицию автора, а остальное оставить для самостоятельной работы.

Домашним заданием к такому уроку будет написание сочинения.

У меня также есть тексты уроков по темам Язык и Речь, Наука и Технологии, Книга и Писатель

#егэ #егэрусский #егэ2024 #сочинение #репетитор #филиалграмотности #репетиторонлайн #егэ100