«Переманить или вырастить?» – этот вопрос стал краеугольным в дискуссии ТехноКлуба, посвященной проблеме кадров в микроэлектронике. В диспуте приняли участие самые заинтересованные игроки рынка труда – образовательные учреждения и работодатели – компании-резиденты ОЭЗ «Технополис Москва». Подробности в нашем материале
Зри в кадры
Почему эта тема стала так актуальна именно сегодня, когда еще вчера и государство, и общество из всех инженерных профессий делало акцент лишь на инженера IT? Популяризация IT-технологий, как отрасли 21 века, настолько масштабна, что айтишниками мечтают стать даже маленькие дети и неисправимые гуманитарии. Но при этом лишь единицы слышали о такой специальности, как сборщик-монтажник микромодулей или оператор полупроводникового производства.
Акценты сместились после того, как в 2022 году недружественные страны перестали поставлять в Россию современные микросхемы, оборудование и электронную компонентную базу. И стало необходимым производить все это самим. Тут и выяснилось, что если айтишников в стране много, то микроэлектронщиков можно пересчитать по пальцам, и чтобы вырастить их нужно гораздо больше средств и времени – в среднем 7-8 лет. А ковать технологический суверенитет и импортозамещать нужно прямо здесь и сейчас. Что делать государству? И что делать работодателям?
Как показывает практика, есть два пути – «залить» электронную промышленность деньгами, которые очень быстро перетекут тем, кто обещает «импортозамещение в короткие сроки» или начать централизованное планирование и управление отраслью.
Что предложили члены Техноклуба?
Какой же путь наиболее эффективный? Как отметил проректор по учебной части МИЭТ Александр Балашов, исходить нужно из того, что сегодня отраслевым рынком труда «рулит» соискатель, а не работодатель. «За забором предприятий очереди из кандидатов не стоят. Рынок пуст, все хорошие специалисты давно разобраны, им выплачивается достойная зарплата, перекупить их очень сложно. Поэтому остается только один путь – растить кадры, причем уже со школы», – считает Балашов.
Для электроники требуется хорошая база физики, поэтому, по словам проректора МИЭТ, чтобы усилить кадровый потенциал отрасли, необходимо изменить подходы к школьной программе по естественным наукам.
«Есть хорошая образовательная база по физике в среднетехнических учебных заведениях и вузах, но с каждым годом на входе все меньше выпускников школ с необходимым уровнем знаний. Да и в целом, поток школьников, сдающих ЕГЭ по физике, тает буквально на глазах. В этом году – минус 15%, по сравнению с прошлым годом. И это падение, если не начать его тормозить прямо сейчас, будет фиксироваться еще, как минимум, четыре года, так как преподавание физики начинается с 7 класса. К тому же многие ученики, выбирающие естественно-научный профиль обучения, готовятся к IT-специальностям и сдают математику, которая гораздо проще физики. Сегодня нам нужны хорошо подготовленные учителя физики, современные школьные лаборатории и актуальные образовательные программы по предмету. Ну, и качественная популяризация инженерных профессий. Тогда на выходе со школы мы будем получать совсем другое поколение выпускников», – уверен Александр Балашов.
В том, что государству и бизнесу, как главным интересантам развития микроэлектронной отрасли, необходимо плотнее работать со школами, убежден и вице-президент Союза «Московская торгово-промышленная палата» Владимир Мохте.
«Что такое микроэлектроника? Это производство, там, где необходимо работать не только головой, но и руками. К этому современные дети совсем не готовы. Что такое IT они знают не понаслышке, ежедневно сталкиваясь с высокими технологиями в быту, начиная со смартфонов, но, что такое производство, они не имеют никакого представления. Необходимо создавать центры ранней профориентации, где ребята могли бы познакомиться с различными технологическими процессами, например, фотолитографией – одной из ключевых технологий в микроэлектронике. Сейчас Союз реализует проект, в рамках которого предприятия дают школьникам свои кейсы производственных задач, решение которых необходимо найти в течение двух недель. Несмотря на отсутствие опыта, дети выдают очень интересные подходы, потому что их ум еще не знает границ, полон креатива и фантазии. Но главное – они с интересом погружаются в технологии, бизнес и производство. В проекте участвует пять школ и ведущие предприятия Зеленограда, в том числе «Микрон», – рассказал Владимир Мохте.
Только работодатели могут сформулировать рынку запрос на компетенции, которые необходимы для производства, уверен руководитель Дирекции программы развития НИУ МИЭТ, модератор Техноклуба Алексей Дронов.
«Сегодня более 60 университетов и научных центров объединились в 12 консорциумов для участия в программе «Приоритет 2030», которая объединяет усилия государства, науки и реального сектора экономики. Совместно с предприятиями создаются научно-исследовательские лаборатории на базе вузов, которые решают прикладные задачи производства проводятся различные хакатоны, ярмарки вакансий, промышленные экскурсии и производственные стажировки для студентов – это только малые возможности сотрудничества вуза и производителя. Их необходимо расширять и актуализировать под запросы рынка», – говорит Алексей Дронов.
Как видят проблему микроэлектронщики
Если представители вузов говорили о том, каких выпускников школ они принимают для дальнейшей подготовки инженеров, то производители – о кадрах, с которыми работают.
«Наша компания растет и активно развивается. В этом году мы признаны лучшим российским брендом в номинации «Высокие технологии». У нас глобальные планы, поэтому, кадровый вопрос стоит крайне остро. Мы с удовольствием будем работать с молодыми перспективными специалистами, но вопрос – где их взять сейчас? В России вузов, которые готовят кадры для микроэлектроники, крайне мало. Но проблема даже не в этом. Нынешний век технологий очень скоростной. У нас поколение смартфонов, компьютеров обновляются каждый год, а образовательные программы – раз в 10-15 лет. Чтобы выпускник соответствовал актуальным запросам рынка, ему нужно постоянно учиться и в том числе заниматься самообразованием. Но как это сделать, когда речь идет о производственных процессах? Микроэлектроника – не IT, обучиться профессии на дистанционных курсах не получится», – убежден Владимир Крикушенко, руководитель компании-резидента ОЭЗ «Технополис Москва» «Некс-Т», выпускающей дисплеи и интерактивные панели, известные на рынке под брендом NexTouch.
Заместитель генерального директора компании-резидента «ЭлектронИнвест» Максим Ходырев, в свою очередь, поинтересовался, что делает тот же НИУ МИЭТ, чтобы его студенты были готовы работать с отечественным ПО и электронной компонентной базой? По словам Алексея Дронова, вузы начали работать в этом направлении, но для положительных результатов нужно время.
Важно уже сейчас сохранять профессиональные компетенций на предприятии, в отрасли, считает заместитель руководителя R&G центра «АТБ Электроника» Олег Новиков. А для этого необходимо, чтобы они дублировались на уровне преподавателей вузов, сузов. Но готовы ли компании и учебные заведения сотрудничать для передачи знаний педагогам, большинство из которых никогда не работали на производстве, студентам, вот в чем вопрос.
Своим личным опытом в решении кадрового вопроса поделилась руководитель производственного отдела компании-резидента ОЭЗ «Технополис Москва» «Маппер» Алёна Фролова. За выпуск микроэлектромеханических систем (МЭМС) 25-летняя специалист начала отвечать с 2022 года, когда российский рынок труда очень сильно тряхнуло.
«Маппер» – это небольшая компания, ее коллектив составляет 50 человек. И у нас нет средств, чтобы перекупать у корпораций кадры. Мы их воспитываем сами – активно приглашаем студентов на стажировку, из которых самые перспективные пишут у нас дипломную работу. Так мы получаем готовых младших инженеров, которые берут не опытом, а энергией, объемом выполняемой работы и неуемной жаждой личного роста. Я сама пример такого взращивание кадров – пришла в «Маппер» на 2 курсе МИРЭА, и вот теперь руковожу производством», – рассказала Алёна Фролова.
По ее словам, 2022 год стал для ее компании большим испытанием.
«В прошлом году у нас 5 микроэлектронщиков ушли в IT отрасль. Наших специалистов перенимают и западные компании, которые ценят их за способность решать абсолютно любые задачи. Это, кстати, говорит, и о качестве российского образования, и об уровне профессионализма кадров. Но замещать вакансии необходимо. Да, нужно начинать готовить инженеров со школы. Но кроме этого, необходима масштабная популяризация профессии до уровня масскультуры. Снимать современные сериалы, фильмы не только про офисных работников, но и про производство, как это было распространено в советское время. Вернуть популярность и уважение к профессии инженера, и в частности микроэлектронщика. А пока мы заходим в интернет, на сайт вузов и видим там рекламу курсов айтишников, и ни одной рекламы по микроэлектроники. Так ситуацию не изменить», – считает Фролова.
Краткое резюме встречи
Дискуссия о кадрах для российской микроэлектроники получилась острой и насыщенной. Главное, к чему пришли участники: перекупать специалистов – не выход из ситуации. Нужно их растить. А для этого и школам, и вузам и бизнесу нужно бороться за трудовые ресурсы, быть привлекательным как для будущих профессионалов, так и для нынешних. Микроэлектроника – это такая же профессия, как врач. Призвание к ней нужно формировать с самого детства – в школе, на экране телевизоров и кинотеатров, на страницах интернета. Как это сегодня происходит с IT отраслью. Только вот если из микроэлектронщика можно сделать айтишника, то, наоборот – практически невозможно. А еще необходимо обратить на специалистов серебряного возраста – сегодня только они могут быстро и полноценно заменить опустевшие вакансии.
1 просмотр
вчера в 17:24