Найти тему
Об айкидо и не только

Разное айкидо

Основатель Ёсинкан айкидо, Кантё Сэнсей Годзо Сиода тренировался под руководством М.Уэсибы, когда последний был в возрасте около 50-ти лет, пребывая на пике своих жизненных сил. Техники в то время значительно отличались по наполнению, и даже визуально, от преподаваемых в послевоенные годы. В этом несложно убедиться по архивной кинохронике. Неудивительно, что айкидо Г.Сиоды явно отличается от айкидо практикуемого в сообществе Айкикай под руководством сына Уэсибы (Айкикай Досю), хотя и разделилось на несколько независимых школ под руководством ближайших учеников Сиоды. Вопрос о том, когда техника Морихея Уэсибы была на своем пике, до или после войны - предмет долгой и, скорее всего, бесполезной дискуcсии. Любое заключение тут будет субъективным. Однако, многие согласятся с мнением Г.Сиоды на этот счёт:

Айкидо сегодня слишком неопределенное. Оно бессодержательное, пустое внутри. Люди пытаются достичь высоких уровней без приложения усилий. Вот почему в настоящее время оно выглядит как танцы. Вы должны твердо совершенствовать основы, используя тело, и затем приступать к развитию высших уровней... Сейчас вы видите только копирование или имитацию без малейшей попытки ухватить суть.

То, что мы видим чаще всего на видео в интернете, похоже на танцевальные движения, которые и рассматриваются сегодня, как типичные, характерные техники всего айкидо, как такового. Внешне иногда даже красиво, но не впечатляюще. Да и эффективность порой под вопросом, несмотря на демонстрацию только учебных форм. Почему все видят именно это? Да потому, что сообщество айкикай самое распространенное и многочисленное. Но это еще не всё айкидо, а всего лишь его часть. И многие почему то неспособны это понять. Видимо некогда пройти дальше 1 страницы результатов поиска.

Позиция Годзо Сиоды по этому поводу была вполне определенной и учебная программа, созданная в своё время в Ёсинкан, придавала и придает наибольшее значение развитию базовых технических навыков. Многочисленные документальные свидетельства говорят о том, что сам М.Уэсиба вполне лояльно относился к созданию Есинкан и неоднократно говорил, что основы Г.Сиоды чрезвычайно сильны. Да и скрупулезная систематизация изученных им основ стала в итоге тем, что вообще мало кто делал применительно к БИ.

На сегодняшний день именно наследие Г.Сиоды стоит несколько особняком от остальных школ айкидо. Иногда айкидо Г.Сиоды называют "жестким", однако это только видимость. Хотя, с точки зрения практической эффективности и экономичности, доля правды в этом имеется. Также отличается и терминология. Во многом (хотя и не полностью) она взята из Дайто-рю. Поэтому терминологический вопрос - это еще одно существенное отличие. Ведь термины - это не просто слова, а еще смысл, вкладываемый японцами (да и вообще азиатами) в каждое используемое понятие.

Простой пример: даже содержание захватов очень прилично отличается, если разобрать термины:

1) Мот(ч)и 持ち – крепко держать что-то в руках; владеть чем-либо. Означает состояние.

2) Т(Д)ори 取 – брать, делать своим. Означает сближение и «взятие» руки для проведения технического действия. Термин «тору» 取る здесь – незаконченность захвата противника, т.е. продолжающееся действие.

На этом отличия не исчерпываются. Иккё и Иккадзё, Наге и Ситэ. Отличий немало. Да и практика показывает несколько различный подход во всех компонентах, начиная с дисциплины и заканчивая способами изучения принципов. Это не говорит о том, что общего ничего нет и взаимопонимания между стилями достичь невозможно. Тем не менее, это порой требует определенных усилий.

Другими словами, это небольшой камень в огород любителей оперировать словом "Айкидо", как цельным и монолитным понятием, что является огромной ошибкой. Айкидо очень разное, разнообразное и являет собой не что-то уникальное, а один из примеров, где существует много способов изучения одного и того же разными путями. Вопрос в том, насколько быстро или как эффективно тот или иной путь начнет соответствовать поставленным целям. Но на то она и возможность выбора, чтобы люди сами выбирали дорогу, которой им интереснее двигаться.