Проблема подготовки инженерных кадров сегодня остро стоит во всех регионах России. Псковская область – не исключение. Быстро эту ситуацию не решить – потребуется системная планомерная работа по восстановлению цепочки «вуз – производство». В этом уверен наш собеседник – директор ООО «Промтехнологии» Сергей Журавлев.
Выпускник Псковского филиала Ленинградского политехнического института имени Калинина, он прошел путь от инженера-конструктора на Псковском заводе зубчатых колёс до генерального директора одного из крупнейших заводов региона – ЗАО «Псковэлектросвар». В настоящее время Сергей Иванович руководит инженерным центром ООО «Промтехнологии»: в 2015 году предприятие стало резидентом Фонда «Сколково», сегодня является ведущим отечественным разработчиком полимерных армированных труб и шлангокабелей для нефтяной и газовой промышленности, а также инновационных технологий с их использованием. ООО «Промтехнологии».
Мы выяснили у Сергея Журавлева, каковы шансы современного студента стать опытным специалистом, востребованным на рынке труда, как выстроить практическое обучение будущих профессионалов и почему карьера инженера – это залог уверенности в собственном будущем.
Стать профессионалом
– Сергей Иванович, почему вы выбрали профессию инженера?
– В советские годы в Псковской области было большое количество крупных промышленных предприятий: в каждой семье был один или два человека, которые работали на заводах. Чтобы обеспечивать производства инженерно-техническими работниками, был создан Псковский филиал Ленинградского политехнического института. В то время было очень престижно учиться именно в политехе. Я поступал в 1981 году на механико-машиностроительный факультет, конкурс был четыре человека на место.
Я считаю, что получил очень хорошее образование. У нас были прекрасные преподаватели, в основном практики - вот что самое главное. Это люди, которые до преподавательской деятельности много лет проработали на промышленных предприятиях. Именно они прививали студентам те необходимые навыки, которые в будущем очень пригодились на производстве. После окончания института мы распределялись на предприятия города и области. На заводе тоже были опытные наставники, которые помогали, подсказывали, направляли – под их руководством вчерашние выпускники превращались в специалистов.
Хочу сразу сделать оговорку: я отношу себя к воспитаннику советской инженерной школы, обучение проходило по нормативам того времени. Нам давали тот необходимый уровень знаний, который был нужен тогда на промышленных предприятиях. Сейчас, когда везде электроника и искусственный интеллект, конечно, и обучение нужно другое, а значит, преподавательский состав вуза должен постоянно пополняться специалистами-практиками новой формации, которые дадут студентам именно те знания, которые требуются на современных производствах.
– Что стимулировало вас совершенствоваться в профессии?
– Цель! У нас была в жизни цель – стать профессионалами, стать лучшими в своей профессии. Я, к сожалению, этого не замечаю в современных выпускниках. Не знаю, почему… Может быть, нам это прививали еще в школе? Нам всегда говорили, что только правильно поставленная цель обеспечит рост и движение вперед.
Надо учить молодежь ставить амбициозные задачи. Уже в процессе обучения важно, чтобы они понимали: речь идет о совершенно другом подходе к жизни. Если человек со студенческой скамьи привыкнет решать масштабные задачи, если у него будет широкий кругозор, то ему будет легче достичь тех жизненных высот, к которым должен стремиться любой человек. Мы же хотим, чтобы наши выпускники были руководителями новых предприятий? Юрий Гагарин поставил перед собой великую цель – и достиг ее, стал первым космонавтом Земли, стал лучшим из лучших. На пути к поставленным целям всегда были трудности, но люди их преодолевали и продвигались вперед. Только так можно достичь успеха.
Быть востребованным
– Много говорится сейчас о дефиците инженерных кадров. Действительно ли на предприятиях так востребованы технические специалисты?
– Очень востребованы. Причем уклон сейчас делается на IT сферу: именно при помощи искусственного интеллекта в наши дни создаются уникальные машины, станки, роботы. Если раньше новые разработки создавались на кульмане с логарифмической линейкой в руках и на это уходили иногда годы, то сейчас самые сложные инженерные расчеты делают компьютеры. В век скоростей иначе нельзя. Но без инженеров-механиков и в наши дни невозможно обойтись. Конечно, инженеры-механики нужны такие, которые смогут работать с современной техникой в новых программах.
– Вакансии на производствах есть?
– Есть. По региональному радио и телевидению, на интернет-порталах постоянно звучат объявления заводов, на которых хотят видеть выпускников. На предприятиях, с руководителями которых я общаюсь, готовы платить 70 тысяч рублей и выше перспективным молодым специалистам, которые уже сегодня имеют хорошие знания и заинтересованы в дальнейшем профессиональном росте.
– Псковские предприятия готовы брать на работу вчерашних выпускников, без опыта? Как в принципе будущий инженер может наработать практические навыки?
– Ни у одного студента, который выходит сегодня из университета в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, практического опыта нет. Когда мы учились в политехе, были производственные и технологические практики на заводах. Мы видели, как там все организовано и работает.
Когда я пришел генеральным директором на завод Псковэлектросвар, выяснилось, что средний возраст работавших на нем сотрудников составлял 54 года. Встал вопрос: где взять молодых специалистов? Пошел в родной политехнический институт и попросил подобрать человек 10 после третьего курса, целеустремленных, талантливых, предложил им параллельно с учебой стажироваться на заводе. Мы прикрепили их к опытным специалистам, которые с ними дополнительно занимались. Курсовые и дипломные проекты представляли собой разработки, которые студенты реализовывали на практике. Таким образом, по окончании обучения к нам пришли уже подготовленные молодые специалисты, знающие продукцию завода и особенности ее изготовления.
Спустя год взяли еще восемь студентов, потом еще пятерых. В процессе работы на заводе мы знакомили молодых специалистов с передовыми мировыми разработками, отправляли их на обучение, как у нас в стране, так и за рубежом. В дальнейшем, именно эти специалисты участвовали в реализации крупных инфраструктурных проектов - строили рельсосварочные заводы на Кубе, в Ливии, Азербайджане. Сейчас многие из них - руководители организаций, которые работают над реализацией крупных федеральных проектов.
Системный подход
– Предприятия готовы оказывать университетам поддержку в обучении специалистов?
– Я думаю, готовы, потому что в кадрах заинтересованы все заводы. При участии вуза предприятие может разрабатывать целевую программу подготовки кадров под свои запросы. Например, наша организация уже сегодня готова взять на работу двух-трех талантливых и целеустремленных студентов выпускных курсов Передовой инженерной школы Союзного государства и подготовить из них высококлассных инженеров-машиностроителей.
Я уверен, что в нашем регионе не перевелись Кулибины. Талантливые ребята, из которых получатся выдающиеся изобретатели, есть. Бесполезных людей вообще не бывает - нужно каждому сотруднику найти в организации правильное применение, которое позволит максимально раскрыть его способности.
– С вашей точки зрения, что необходимо для того, чтобы в наши дни возобновила работу модель «вуз – производство»?
– Я поборник системного подхода во всем. Нужна четкая программа и понимание того, что ключевым фактором превращения Псковской области из дотационного региона в самодостаточный должно быть развитие в регионе промышленности.
Мы хотим, чтобы молодые инженеры пришли на предприятия и стали хорошими специалистами? Значит, их надо заинтересовать, надо сделать так, чтобы они утром с удовольствием шли на работу, где им интересно, чтобы у них была достойная зарплата. Предприятия, которые нуждаются в хороших специалистах, не будут экономить на зарплате. Я прекрасно понимаю, что если взять инженера на 30 тысяч рублей, то и отдача от него будет низкой. Он сначала будет искать подработку, а затем найдет другое место работы.
Если будут перспективы будущего творческого и карьерного роста, тогда и в вузе студент будет учиться с большим энтузиазмом, а в учебном центре на предприятии ему помогут с освоением практических навыков. Нужно обязательно решать вопрос с преподавательским составом в вузе, чтобы у студентов была возможность получать знания, необходимые на современном производстве. Ведь с ребятами нужно каждый день системно заниматься – тогда они увидят результаты, и смогут уверенно двигаться к цели.
Все мы работаем в одной связке: региональная власть, промышленные предприятия, университет. И цель у всех нас должна быть общая и масштабная – сделать свой регион процветающим, чтобы в нем хотелось жить, учиться и работать.
Беседовала Елена Южакова