Найти тему
Всякая всячина

Загадка К-429: как одна подводная лодка затонула дважды

В советской морской истории есть одна подводная лодка, которой суждено было пройти через две трагедии – это К-429. Это поистине уникальный случай, вызывающий множество вопросов, загадок и тайн.

У нас впереди путешествие в прошлое, где мы детально изучим контекст создания подводной лодки К-429. Эта подлодка была собрана в 70-е годы XX века на заводе Красное Сормово. Красное Сормово — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в отрасли.


Атомная подводная лодка К-429 была осуществлена по проекту 670, несущему шифровку "Скат", и совершила первый спуск на воду в 1972 году. Она принадлежала ряду подводных лодок второго поколения, сконструированных Советским Союзом, и была усовершенствована по сравнению с лодками первого поколения. Среди отличительных черт К-429 можно было выделить повышенный уровень тишины хода и автоматизации, что, безусловно, улучшило надежность и эффективность ее использования.

В рамках проекта 670 было создано 11 подобных подводных лодок. Проект стал знаковым для того времени, так как субмарины получили способность запускать ракеты под водной гладью. Этот этап символизировал технический рост и развитие в сфере военно-морского флота.

В оснащение лодки типа "Скат" входило дозвуковое оружие - ракеты П-70 "Аметист". Эти ракеты могли доставить как обычные боеприпасы, так и ядерную боеголовку вплоть до 200 килотонн, действуя на дистанциях до 570 километров. Таким образом, лодка К-429 стала носителем серьезного вооружения, что повышало ее боевую ценность.

Характеристики К-429 впечатляют: длина составляла 104 метра, ширина была близка к 10 метрам, высота сопоставима с пятиэтажным жилым зданием. Лодка обладала скоростью до 26 узлов, а максимальная глубина погружения составляла 300 метров. Весь этот арсенал комбинировался с атомной установкой мощностью около 90 мегаватт и восемью ракетами типа П-70 "Аметист", что обеспечивало ей высочайший потенциал в сравнении с другими подводными лодками того времени.

Таким образом, подводная лодка К-429 являлась заслуженным продуктом советского военного кораблестроения, обладала заметными усовершенствованиями и высоким военно-техническим потенциалом.

Благодаря этому К-429 получила возможность выполнять широкий спектр боевых задач, но при этом оставалась достаточно неприметной в открытом океане. Экипаж и командование были полны надежд, что новейшая подводная лодка принесет благо независимому государству и будет олицетворять гордость советского флота.

Инцидент с подводной лодкой К-429 произошел в условиях политической напряженности между Советским Союзом и США. Подводная лодка К-429 возвратилась в мае 1983 года из автономного плавания и требовала ремонта. Однако странным образом подлодка, находясь в доковом ремонте, все еще числилась в составе боевого дежурства.

Вследствие напряженной обстановки и необходимости поддержания боевого дежурства, командование решило вернуть К-429 в боевую службу сверх ожидаемого графика. Это вызвало довольно много проблем, поскольку ремонт судна до сих пор не был закончен. Капитан первого ранга Николай Суворов столкнулся с проблемой призыва всего экипажа обратно из отпуска. Таким образом, когда подлодка сошла с верфи 24 июня 1983 года, ею управляла неопытная замена, состоящая из экипажей нескольких других подводных лодок.

В этом месяце было объявлено проведение чрезвычайных учений, которые были утверждены начальником штаба флотилии Олегом Ерофеевым. Командира 10-й дивизии Николая Алкаева это обстоятельство поставило перед сложной задачей. Он вызвал к себе капитана первого ранга Николая Суворова и предложил ему руководить подводной лодкой К-429, чтобы на один день выйти в открытое море для проведения учебных торпедных стрельб.

Изначально Суворов не был предупрежден о том, что у лодки имеются проблемы с вентиляцией, а приборы на борту не были настроены должным образом. А новый экипаж слабо разбирался в системах К-429. Плюс ко всему, команда на борту не была сработана, и ее члены не имели нужного опыта для быстрого устранения аварии. Катастрофа произошла уже при первом пробном погружении К-429. Один из отсеков лодки вдруг начал стремительно заполняться водой. Видимо, не учитывалось, что при замене 30 процентов экипажа подлодка не считается боеготовной. В результате за короткий промежуток времени погибло около 14 человек. Вскоре после этого лодка легла на дно на глубине около 50 метров. Суворов понимал, что использовать находившиеся на борту аварийно-спасательные люки и буи будет серьезным нарушением, поэтому он принял решение ждать — в надежде, что вскоре на базе заметят исчезновение лодки. Спустя несколько часов ситуация усугубилась тем, что температура на борту лодки опустилась до 12 градусов, и взорвалась одна из главных батарей корабля. Суворов и два других командира, находившиеся на К-429, понимали, что нужно предпринимать какие-то меры. Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубина достигает до 500 метров, то ее просто могло бы раздавить.Капитаном I ранга Гусевым было принято решение отправить через торпедные аппараты на поверхность двух членов экипажа. Добравшись до суши, они сразу же были арестованы по подозрению в шпионаже. Первая история затонувшей К-429 закончилась тем, что экипаж и лодка были спасены. Суворова и командира одной из боевых частей Лиховозова спустя несколько месяцев арестовали и судили. Первому дали десять лет, второму — восемь.

Это событие шокировало морское сообщество - ведь корабль был одним из наиболее современных и технологически оснащенных в то время. Потеря такого корабля была существенным ударом по репутации ВМФ и стратегическому балансу сил в холодной войне.

Однако история подлодки К-429 на этом не закончилась.

Многие специалисты в области водолазного дела - боцманы, такелажники - были привлечены из разных уголков страны для участия в сложной операции по подъему субмарины. Работы продолжались в течение полутора месяцев, и усилия по подъему закончились успехом. "К-429" была отправлена в док для необходимого ремонта и восстановления. Стоимость ремонта задействованной доковой структуры и субмарины составила порядка 300 миллионов рублей.

В ночь на 13 сентября 1985 года произошло еще одно ЧП - судно снова затонуло, причем прямо у стенки дока. Однозначной причины второго трагического события так и не было выяснено. Возможности его подъема и дальнейшего использования уже не рассматривались, вместо этого было принято решение заняться его переоснащением. В итоге стало очевидно: дальнейший ремонт атомохода нецелесообразен. "К-429" была переоборудована в учебное судно и использовалась в этом качестве следующие несколько лет.

Так, "К-429", после службы в учебно-тренировочном центре, отправилась на утилизацию к началу 1990-х годов вместе с другими субмаринами этого типа. n<br>Завершая историю о подводной лодке К-429, скажем, что она оставила значительный след в истории подводного флота. Это повествование служит напоминанием о важности придерживаться строгих процедур безопасности и выполнять долг с полной отдачей и хорошей подготовкой, даже в самых сложных условиях. Все это делает историю подлодки К-429 поистине загадочной и неоднозначной.