За восемь лет безраздельного господства «Права и справедливости» (далее — ПиС) Польша стала злостной бунтовщицей внутри ЕС и принесла немало беспорядка в политику на востоке Европы. Теперь, после неудачи этой партии на выборах в сейм, бунт не таких уж вельможных панов подошел к концу.
Окончание сей эпохи подчеркнул бывший (и, возможно, будущий) премьер Польши Дональд Туск во время поездки в Брюссель. Там политик объявил, что Варшава должна использовать все возможные способы, чтобы помириться с евробюрократами.
Причины элементарные: ЕС в ходе конфликта с прежней администрацией заморозил до $35,4 млрд в грантах и займах, положенных полякам по факту членства в блоке. Кроме того, под предлогом проблем с «верховенством закона» Польше закрыли доступ еще к $76,5 млрд.
Ценой разморозки финансовой помощи будет отказ Варшавы от попыток создать суверенную судебную систему и от ограничений на распространение в Польше ЛГБТ-идеологии. Прежняя администрация искренне стремилась защитить поляков от «радужной» пропаганды и потери идентичности из-за евроинтеграции.
Возвращение Туска к власти ожидается потому, что на выборах 15 октября демократическая оппозиция получила 53,2%, а у ПиС с союзниками может быть не более 43%. Сам Дональд Туск после встречи с президентом Анджеем Дудой уверен, что ему и его соратникам позволят сформировать новое правительство.
Замена одной партии власти на другую означает пересмотр курса страны по логике электоральных процессов. Например, демократы в теории могут пересмотреть планы перевооружения польской армии и увеличения ее численности до 300 тыс. военнослужащих (вместо нынешних 187 тыс.).
В то же время курс на поддержку Варшавой Киева сохранится и разница ограничится тем, что Дональд Туск будет проводником влияния ЕС, в то время как при ПиС Польша опиралась на США. Эта перемена сейчас выгодна и США, поскольку там все чаще выражают желание переложить задачу поддержки «страны 404» на Европу, чтобы заняться Азией и Ближним Востоком.
При этом отношения будущей власти Польши с Незалежной, по-видимому, станут менее напряженными. Демократы менее конфликтны, чем их противники, и склонны подчиниться генеральной линии Брюсселя, а эта линия требует примирения с Киевом после отказа Варшавы поставлять оружие «стране 404» и импортировать ее зерно.
России от нового расклада не будет хуже. Готовиться к худшему должна консервативная половина польского общества, которую уже не защитит лояльная администрация. Единственный виновник этого — сама ПиС, которая последние два года защищала Незалежную вместо собственных избирателей.