После Октябрьской революции 1917 года в Советской России серьёзной проблемой была неграмотность значительной части населения, и особенно крестьянства. Перепись 1920 года, зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше, то есть примерно 3 млн человек. Поэтому достижение всеобщей грамотности руководство страны считало одной из приоритетных задач.
Как говорил тогда В. И. Ленин: «Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых.
Однако, согласно переписи 1926 года, в целом по стране грамотным было 40,7% населения. При этом, среди горожан грамотой владели 60%, среди сельских жителей — 35,4%.
Поэтому уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. А в 1930 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Развернулось строительство новых школ, была расширена подготовка педагогических кадров.
В том же 1930 году на базе литературного отдела Наркомпроса постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Учебно-педагогическое издательство («Учпедгиз РСФСР»). Его первым учебником стал «Поход за грамоту» Марии Федоровны Робинсон и Марии Леонидовны Закожурниковой.
Как следует из названия, пособие «Поход за грамоту» адресовано подросткам (11-15 лет), обучающимся в «деревенских» школах. Его цель сформулирована авторами предельно ясно: «сделать учащихся грамотными, то есть подвести их к уменью ... применять грамоту в жизни». Также авторы говорят о воспитательной работе как о «подготовке каждого к коллективной работе», очевидно подразумевая труд в колхозе.
Пособие состоит из двух частей, первая из которых посвящена обучению чтению; вторая — письму, а также формированию у обучающихся умения "правильно излагать свои мысли".
На второй и третьей сторонках обложки пособия содержатся краткие методические рекомендации для учителя, в которых даётся описание метода работы, состоящего в том, чтобы "1) каждый ученик в группе работал, 2) чтобы один не мешал другому, 3) чтобы группа в целом не мешала другим группам".
При обучении чтению авторы используют метод целых слов.
По своему жанру пособие соответствует учебнику-тетради, поскольку подразумевает организацию деятельности обучающихся на его страницах: в нём присутствуют прописи, места для заполнения пропусков, вписывания слов и предложений. Также в пособии предусмотрено активное использование «отрывных слов» и разрезных «карт букв».
Пособие до предела насыщено актуальной для того времени идеологией. Так, первое слово, которое читают ученики — Ленин. Есть страницы, посвящённые пионерской организации.
Встречаются на страницах пособия и призывы такого типа, как «Мы все за СССР! С винтовкой, с книгой, с машиной!»; «Это наш Октябрь! Мы все за Октябрь!».
Помимо этого, есть страницы, посвящённые военной тематике, антирелигиозной пропаганде. Однако, наибольшее внимание уделено реалиям сельской жизни, созидательному труду в колхозе.
Также учащимся разъясняются такие ключевые понятия тогдашней жизни, как колхоз, клуб, пятилетка, собрание, съезд, безбожник, слёт, соревнование.
Пособие «Поход за грамоту» характеризуется продуманностью и последовательностью в реализации авторского замысла.
Можно с уверенностью говорить, что в определённом смысле авторы пособия сыграли важную роль в формировании основ дальнейшего развития традиций создания советского учебника.