Найти тему
Eurasia Inheritors

О ссудном проценте — перечитывая Коран

Автор Игорь Шумейко

Продолжаем сегодня разговор с казанским учёным Айратом Бахтияровым, под редакцией которого недавно увидел свет новый перевод Корана на русский язык, о том, что написано в Священной книге о сегодняшней ситуации в нашем обществе и возможных путях выхода из кризиса.

— Что сейчас происходит в нашем обществе с точки зрения Корана?
— Сегодняшнюю ситуацию характеризует два аята Корана.

«И не устраивайте разлад на Земле после налаживания ее» (К. 7:56).

«Те, которые питаются рибой (ростом-лихвой), не встают иначе, как встает тот, которого растаптывает дьявол-шайтан прикосновением своим» (К. 2:275).

Первый аят о недопустимости разрушающего воздействия на окружающий мир. Развитие человечества должно строиться с учётом данного ограничения. До многих это уже дошло. «Хозяйство» людей в текущем состоянии скоро не сможет содержать всех своих «едоков». И какие же подходы к решению данной проблемы будут у людей с разными уровнями осознанности? Предельно рационализированное, эгоистичное и внушаемое сознание «человека забывшего», скорее всего, изберёт самый простой путь — сокращение числа остальных «едоков». Его мало волнуют переживания сокращаемых. К тому же он пока не догадывается, что будет с его душой при таком подходе.

Верующие же сердцем в принципе не приемлют подобного подхода. Пробудившаяся сердечность позволяет им ощущать боль и страдания других как свои собственные. Поэтому для них существует лишь один выход: всем вместе, без сокращений привести в порядок общее «хозяйство». Необходимость добровольного коллективного самоограничения ради общего блага их не пугает, поскольку они ясно ощущают одобрение своих действий со стороны Всевышнего. В этом они находят внутреннюю мотивацию, силу и смысл жизни.

Сложнее с пониманием второго аята, который касается процессов взаимообмена между людьми в условиях разделения труда. Возникающие при этом нарушения характеризуются понятием «риба». Риба связана с утерей нура (света) и его замещением состоянием зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). В этих условиях мы черствеем и лишаемся способности к сопереживанию, к различению правды от лжи, легко поддаёмся манипулированию. Зримые последствия заражения сознания «прикосновением шайтана-дьявола».

Слово «риба» переводится как «рост», «увеличивающееся». К появлению рибы приводит нарушение эквивалентного взаимообмена между людьми, когда за счёт сознательного обмана, манипуляции или силы присваиваются результаты чужого труда. В итоге одни неправедно «питаются», «прирастают» за счёт других. Риба не возникает при добровольном эквивалентном взаимном обмене без искусственных ограничивающих обстоятельств.

Многие обычно под рибой понимают лишь ростовщичество и ссудный процент. Однако это лишь частные случаи рибы в конкретных экономических формациях. Ссуда золотом под большие проценты — это неэквивалентный обмен невозобновляемого ресурса на возобновляемый. Если бы возврат добровольно заимствованных средств осуществлялся оговоренным количеством товаров или услуг или их рыночным золотым эквивалентом на момент возврата, то рибы бы не возникало.

В современной экономике риба проникла во все сферы нашей жизнедеятельности. Например, государственные служащие получают средства существования из общего бюджета социума. При этом они принимают на себя ответственность перед всем обществом за честное и непредвзятое выполнение своих профессиональных обязанностей. Если их действия становятся неправедными и корыстными, то они подпадают под аят Корана о рибе, то есть начинают «питаться рибой» — со всеми вытекающими для их душ последствиями. Каждый легко может представить, как возникает риба и «питается ли рибой он сам». Под это кораническое понятие подпадает нерадивый строитель, берущий деньги за некачественный ремонт; врач, лечащий за мздоимство; судья, принимающий несправедливое решение; банкир, распоряжающийся чужими деньгами как своими; правоохранитель, преследующий невиновного в угоду карьерному росту; сельский труженик, продающий свой некачественный товар как качественный; вор, отнимающий силой или обманом чужое добро; шарлатан, манипулирующий чужим сознанием… Можно долго продолжать.

Особенно это касается представителей бизнеса — людей активных и целеустремлённых. Порой стирается грань между рибой и извлечением прибыли методами конкурентной борьбы. Накопления после смерти превратятся в прах, а риба, «прилипшая» к душе, останется.

Если бы большинство людей смогли восстановить своё знание о существовании жизни после смерти и печальных последствиях «питания рибой», то борьба с коррупцией отпала бы за ненадобностью.

Риба в экономике золотых денег главным образом проявляла себя в виде ростовщического процента, а в экономике бумажных денег — в виде инфляционного скрытого печатания денег. «Разбавление» денежного эквивалента без согласования со всем населением означает скрытый пропорциональный отъём денег у всех.

Теперь мы приблизились к последнему — предельному этапу существования рибы — рибе «цифрового мира». Подмена прямых отношений между людьми отношениями их «цифровых» двойников создаёт особо благоприятные условия для манипулирования. При этом произойдут качественные изменения и в самой рибе. В «цифровом мире» станет невозможным избежать соприкосновения с рибой. Поэтому вопрос станет ребром: либо отказ от рибы, либо полный распад человеческой сущности.

«Цифровой мир» — это перенос внимания человека в виртуальный, реально не существующий мир. Сегодняшние цифровые алгоритмы способны с очень большой точностью моделировать картинки реальности, причём настолько точно, что могут создать иллюзию присутствия в реальном мире. Это порождает идеи типа компьютерных «вселенных», куда люди якобы смогут перенести своё социальное бытие.

Я уже говорил, что, согласно Корану, как только человек уводит своё внимание от Бога и Его аятов, он становится лёгкой добычей дьявола. Поэтому цифровые вселенные, подменяющие собой реальность, могут превратиться в некую «липкую среду» для закабаления внимания людей. Контроль за вниманием человека открывает путь к управлению им, включая манипуляцию сознанием. Тем самым человек, сам того не осознавая, превращается в бесплатного энергетического донора для манипулятора. Теряя энергию жизни, душа темнеет, у самого человека снижается потенциал восприятия.

При этом важно понять, что сами по себе цифровые технологии не несут никакого вреда. Они очень полезны и нужны во многих областях человеческой жизнедеятельности. Речь идёт лишь о недопустимости манипулятивного удерживания внимания людей в виртуальном мире, управления поведением человека через цифрового двойника. Существует очень чёткая красная линия для цифровых технологий.

Цифровой двойник человека или, как сейчас модно говорить, его аватар, не должен подменять реального человека. Если члены социума реальное взаимодействие между собой подменят взаимодействием аватаров, то их внимание станет заложником виртуального мира и реальная власть в социуме перейдёт в руки архитектора цифровой среды. В этом случае бо́льшая часть мировой правящей элиты будет вынуждена уступить своё место скромной и малозаметной цифровой обслуге. В такой цифровой нормальности люди с большим опытом управления не только не нужны, они будут представлять опасность. Поняв, что их попросту обманули, они могут попытаться отыграть назад.

— Не мог бы ты сказанное продемонстрировать каким-либо простым примером?
— Представьте себе трудолюбивого пасечника с большой семьёй. У него много ульев, и всем членам семьи приходится усердно трудиться, чтобы их хозяйство процветало. Тут появляется некто с компьютером и предлагает оптимизировать их труд. Простенькая программа учёта и контроля продукции высвобождает много времени у жены и старшей дочери. У них теперь нет надобности тратить столько времени, ведя учёт и распределяя произведённое. Семья в восторге. Маленькие дети находятся под присмотром, дома полный порядок. Пасечника теперь балуют вкусным ужином. Все в выигрыше.

Спустя некоторое время компьютерщик предлагает автоматизировать процессы поддержания температуры в ульях и подкармливания пчёл. Теперь свободное время появляется уже у пасечника и его сыновей. Не нужно каждое утро и вечер открывать и закрывать пчелиные домики, периодически заниматься подкормкой пчёл. Со всем этим справляется компьютерная система. Также все в выигрыше. Но появляется одно незаметное ограничение. Теперь они не могут просто так уволить своего компьютерщика. В порыве гнева он может подкорректировать свою программу. И тогда пчёлы или задохнутся, или утонут в сахарном сиропе.

И вот наконец компьютерщик появляется с банкиром. Они демонстрируют пасечнику компьютерную игру, где в качестве аватарок выступают разноцветные красивые пчелиные улья. Причём игра непростая. Она автоматизирует большинство процессов труда пчеловода, умеет считать все варианты развития пчелиного хозяйства: прогнозирует и анализирует в реальном времени погодные показатели, выход товарного мёда и сопутствующей продукции, делает оценку рынка, доходность стратегий поведения, связывает с крупными оптовыми и розничными покупателями. Мечта любого пасечника. Банкир же предлагает выгоднейшие условия финансирования под будущую продукцию. Деньги сейчас, а возврат потом. При этом пасечнику объясняют, что теперь его семье нет необходимости трудиться на пасеке. Доходов более чем хватает на наём работников и путешествия по миру с семьёй. Ему также объясняют, что через эту игру он сможет в реальном времени в 3D-режиме контролировать пчелиное хозяйство. Единственное условие: чтобы не исчез с деньгами, он должен временно заложить всё своё хозяйство банку. В любое время, как только он вернёт занятые средства, обременение будет снято.

Так что случится с ним и его семьей, когда он, наигравшись в компьютерную игру, вернётся с отдыха? При нерадивом компьютерщике. Будет ли жизнь в пчелиной цифровой вселенной совпадать с реальностью? Скорее всего, он останется хозяином лишь своей компьютерной игры, да и то, если не активируют вирус. Где же красная черта, которую перешёл пасечник? Там, где он потерял контроль над реальностью, переключив внимание с настоящей пасеки на виртуальную.

Отмечу также, что сегодня практически отсутствуют общественные предохранительные механизмы от подобного захвата нашего сознания. Данная проблема до конца не осмыслена, несмотря на её сверхактуальность. Особенно для молодого поколения. Мы сегодня без скафандров собираемся в открытый цифровой космос. Манят звёзды и перспективы. Мало кто задумывается о безопасности своего сознания и наличии путей возврата назад. А без этого вместо общественно полезных цифровых технологий незаметно можем получить технологии с меткой зверя из Откровения Иоанна.

— Притча о пасечнике хороша, убедительна, тем более мёд такой важный продукт для русских, татар. От простой еды вошедший к образу! Здесь мне вспомнилась и гора чак-чака, съеденная в давней беседе с уважаемым генералом Расимом Сулеймановичем Акчуриным. Медовый привкус чак-чака (вот же какая судьба, язмыш!) остался у меня и от бесед с выдающимся россиянином, тоже генералом — ныне покойным Махмутом Ахметовичем Гареевым! А ведь есть и ещё одна антитеза: мёд — праведный, чистый продукт, биолог скажет о его дезинфицирующих свойствах. Значит, добыча мёда тоже праведный труд, противоположность рибе. Но отказаться от рибы непростая задача!
— Да, добыча природного мёда в симбиозе с пчёлами — безусловно, один из праведных видов жизнедеятельности. В Коране есть даже отдельная сура «Пчёлы». Там говорится о том, что натуральные продукты пчеловодства, прежде всего мёд, исцеляют людей. Риба у сегодняшних пчеловодов чаще всего возникает, когда они начинают мёд разбавлять, например, подкармливая пчёл сахарным сиропом, или же появляется из-за нарушения симбиоза с пчёлами. Например, при отнятии у них зимних запасов мёда. Можно также упомянуть воровство чужого мёда, сознательную манипуляцию ценами.

Рибу в социуме порождает болезнь массового сознания. Болезнь заключается в потере равновесия, гармонии в обществе. Вот аят Корана:

«Поднял Он небо и установил равновесие-гармонию, чтобы вы не преступили грань в этом равновесии-гармонии. Поэтому держите прямым — восстанавливайте изначальное равновесие-гармонию посредством справедливости. И не нарушайте это равновесие-гармонию» (К. 55:7-9).

Шаги по уничтожению рибы очень простые. Социуму нужно освободиться от прикосновения дьявола-шайтана. Такое возможно только в одном случае — при обретении защиты от его негативного влияния. Согласно Корану, для этого требуется научиться удерживать своё внимание на Всевышнем, быть искренним в желании быть Ему угодным.

Практика пребывания в ас-салят — состоянии воссоединённости с Богом — запускает процесс исцеления и пробуждения. Сознание человека из состояния «забывшего» переходит в состояние «угодного». Последний уже защищён от внушений дьявола. Если таковых окажется в достаточном количестве, то риба в социуме исчезает. Просто люди начнут понимать, что, обкрадывая друг друга, они лишь калечат «общее тело». С сопутствующими болезнями и страданиями. Других способов уничтожения рибы не существует, поскольку так устроено наше сознание.

Риба — это как кровоточащая рана. В запущенных случаях переходит в гангрену и приводит к смерти тела, а при исцелении превращается в корочку, которая отпадает за ненадобностью.

Коран позволяет иначе взглянуть на сегодняшний кризис. Возможен выход, устраивающий всех.

— И в чём же он состоит?
— Его общие контуры я уже показал. Детальное рассмотрение первоочередных шагов по выходу из сегодняшнего кризиса может увести внимание читателя от общего к частному. Потому это тема отдельного разговора. Если будет интерес, можем поговорить и об этом. Пока же отмечу лишь главное: из разъяснений Аллаха понятно, что эффективность социальных моделей нужно оценивать не только с точки зрения текущей жизни на Земле. Требуется учитывать наличие вечной жизни после смерти. Без этого предлагаемые сегодня проекты новой нормальности никого не обрадуют. Ни инициаторов, ни исполнителей, ни тех, кому придется жить в этой нормальности. Обрадует лишь дьявола. Ему ложными посулами и обольщением удастся собрать большой урожай душ, которым в грядущей жизни места не будет.

В связи с этим важно ещё раз подчеркнуть одну особенность нашей российской цивилизации. Мы пока не утеряли свой нур. Качество нашей сердечности охраняется Аллахом, поскольку по Его замыслу нам предложено первыми исцелиться от упомянутой заразной болезни и восстановить потенциал своего нура. Если удастся, то не зря пришли в эту жизнь. Если же не сможем, то Бог нас просто сотрёт за ненадобностью.

Из вышесказанного вытекает несколько выводов. Во-первых, это объясняет причину иррациональной ненависти и нападок на нас со стороны тех цивилизаций, которые утеряли свой нур. Они, сами того не осознавая, выступают в роли инструментария Иблиса.

Во-вторых, у нас пока нет критического разделения между правящей элитой и народом. Многие, видя разрыв по уровню материального достатка, не согласятся со мной. Однако речь идёт не о рибе, а о цивилизационном нуре, о способности сообщества к его сохранению. Касательно рибы я уже говорил. Все мы, кто в большей, кто в меньшей степени, больны «прикосновением шайтана». Но наша цивилизация, несмотря на тяжёлую болезнь, пока не утратила свой нур. Он ослаблен, но не потерян. Если бы был утерян, то нападки на нашу цивилизацию мгновенно бы прекратились. Не было бы столь яростных и скоординированных попыток внести раскол между правящей элитой и народом.

При утере цивилизационного нура правящая элита полностью переходит в подчинение Иблису. Она становится его сообщником по вверганию общества в состояние зулюмат. У нас этого пока и близко нет, хотя идёт ожесточённая схватка. Поэтому в случае проигрыша в первую очередь будут отодвинуты представители нашей элиты, даже те, кого сегодня соблазняют печенюшками, обещая достойное место в новой реальности. Их цивилизационное сознание, каким бы оно ни было, представляет для Иблиса потенциальную угрозу. Они будут заменены другой элитой — представителями иных цивилизаций — носителями иного типа сознания. Постперестроечную ошибку больше не повторят. Поэтому для нашей элиты сейчас речь идёт не о сохранении состояний, а о физическом выживании. Выбор невелик. С одной стороны, прозябание без гарантий рая, а с другой — соучастие в гармонизации своей цивилизации по заветам Бога с гарантированным раем. Поскольку Аллах, будучи милостивым и прощающим, уже разъяснил, почему будет так, а не иначе.

Научиться не разбрасываться своим вниманием, научиться удерживать его на Творце. Очень простая формула выхода из кризиса, но как её трудно реализовать на практике. Сначала, наблюдая жизнь, многочисленные аяты мироздания, просыпается допущение о наличии первоисточника. Пытаясь прояснить своё предположение, человек постепенно приходит к пониманию существования Творца. Это означает, что он смог разбудить своё подсознательное знание и вышел из состояния «забывший». Затем предстоит сделать добровольный выбор: научиться жить с благодарностью в душе к Нему, желая соответствовать Его желаниям, или же оставить все как есть, не меняя свои эгоистических пристрастий.

Можно, конечно, попытаться обмануть себя путём сложных рассудочных суждений. Однако акт первичного восприятия никуда не денешь. Где наше внимание — там наша сила и жизнь. Если наше внимание на Боге, то мы в Нём и, соответственно, в созданной Им реальности. Если же нет, то мы в иллюзии, которая будет отторгнута и разрушена Аллахом, отторгнута вместе с нами.

Человек смертен — приходит и уходит. Пребывая на Земле, он всегда находится в одном из двух жизненных потоков или в потоке сознания, выводящем его душу к нуру, или в потоке, уводящем в состояние зулюмат. Первый поток ведёт к обретению полноты восприятия и вечной жизни в «садах блаженства». Второй — к пребыванию в состоянии, названном в Коране «ни жизнь, ни смерть», «спутник огня». Согласно Корану, это удел тех душ, которые отрицали само существование Творца, которые не сумели активизировать своё знание о жизни после смерти, которые преступали Его ограничения. Эти два противоположных потока, с точки зрения изменения качественных характеристик сознания, спиралеподобны. Кстати, круговые ритуалы обхода священных мест — отражение этих двух жизненных спиралей.

Наиболее наглядно текущий кризис проявляется в исчерпанности ресурсной базы планеты. Она скоро не сможет обслуживать наше привычное существование. Выход лишь один — сбалансировать ресурсы с потреблением. Это факт, от которого невозможно отмахнуться. В том состоянии осознания, в котором пребывает большинство, решение задачи возможно лишь за счёт жёстких искусственных ограничений на потребление и курса на сокращение количества потребителей. Такое мало кому понравится.

Существует ли иной путь преодоления кризиса? Да. По частям мы его уже рассмотрели. Главное для преодоления нынешнего кризиса — обретение большинством нового качества осознания — того, что в Коране названо верой сердцем. Именно этого знания не хватило нашей цивилизации в начале XX века. Тогда искренний порыв большинства к нуру не был подкреплён правильными шагами по его достижению. Состояние братства, свободы, справедливости, поступков по совести — всего лишь практические проявления способности воспринимать мир сердцем. Как я уже говорил, таким качеством осознания человека наделяет лишь Бог. Без Его участия порыв затухает и исчезает, оставляя горькое послевкусие.

Первичный исцеляющий импульс выхода из кризиса находится в сердцах уверовавших сердцем мусульман, иудеев, христиан и представителей других традиций. Я уже приводил аят Корана об этом. Данный импульс может запустить процесс «растворения» в любви всего накопленного негатива, появления нура, который разгонит мрак-притеснения. Сегодня как никогда важны совместные усилия всех верующих сердцем по сохранению единства, избеганию социальных распрей, усилению состояния «нур на нур». Неважно, какой они конфессии, к какому социальному слою принадлежат.

«Неким днем каждая душа обнаружит явленным то, что она совершила из благого, и то, что она совершила из дурного. Возжелает она, чтобы между ею и между этим (дурным) было расстояние далекое. Предупреждает вас Аллах Самим Собой!» (Коран. 3:30).