О важности различия намерений и реальных поступков
Евангелие от Луки ( Лк.,IX:7-11 )
Здравствуйте! С вами Епископ Переславский и Угличский Феоктист. Кажется, нет того священнослужителя, который бы за годы своего пребывания в Клире не столкнулся бы с теми людьми, которые хотели сделать какие-то шаги в сторону церковной жизни, но по какой-то причине не успели. К примеру, человек, по словам скорбящих родственников, хотел креститься, но умер. А родственникам очень хочется совершить над ним отпевание, но священник упорно сопротивляется, потому как желание креститься вовсе не заменяет собой крещение. Да и вообще, желание не равно действию.
Мало церковным людям зачастую кажется, что такое упорство священников продиктовано их приверженностью каким-то устаревшим инструкциям, что священники попросту не хотят реагировать на боль людей, не хотят проявить милосердие и пойти навстречу. Конечно, мы пытаемся как-то помочь и успокоить. У нас даже есть специальные молитвенные чины для утешения скорбящих родственников. Правда, далеко не всегда мы находим понимание.
Но несмотря ни на что, церковь не может ставить знак равенства между желанием и действием. Ведь если такой знак поставить, то нам придется перечеркнуть некоторые места Евангелия, к примеру отрывок из девятой главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
От Луки святое благовествование
( Лк.,IX:7-11 )
9.7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
9.8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9.9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
9.10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
9.11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
О династии Иродов известно довольно много. О них можно прочитать в ряде авторитетных исторических источников. Так или иначе, о них писали абсолютно все толкователи священного писания Нового Завета, и их не могут не упоминать и проповедники. Ироды стали символами жестокости и несправедливости, их презирали при их жизни; их смерть ничего не изменила. Об этих людях сложно сказать что-то доброе, кроме, пожалуй, того, что они были весьма успешными строителями.
Каким образом к их строительному энтузиазму относились их современники? Отдельный вопрос. А вот сохранившиеся сооружения их эпохи не могут не вызывать изумления. Для примера можно вспомнить Масаду, знаменитую крепость на вершине одной из скал Иудейской пустыни. Система водоснабжения этой крепости была столь искусна, что, несмотря на крайне жаркий и засушливый климат, запас воды после сезона дождей хватал на весь год. А устройство продовольственных складов было таким, что продукты могли не портиться там годами.
Эту крепость построил Ирод великий, а один из его сыновей Ирод Антипа, известный также, как Ирод четвертовластник, построил несколько замечательных городов, среди которых была и Тивериада на берегу Генисаретского озера. Но в историю этот человек вошёл вовсе не как строитель. Его запомнили как убийцу праведника. Именно он отдал приказ казнить Иоанна Предтечу. Однако Евангелие свидетельствует, что это произошло из-за нелепой клятвы на празднике, и что лично Ирод Антипа вовсе не питал вражды к Иоанну. Более того, он его уважал и любил слушать слова Пророка. Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его. Много делал, слушая его, и с удовольствием слушал его. А в Евангелии от Луки мы встречаем ещё более любопытную информацию, Ирод Антипа переживал после смерти Иоанна и интересовался проповедью Христа. Он даже искал возможность увидеть Его. Однако это искание не привело к каким-либо действиям. У нас нет свидетельства, что Ирод принимал попытки встретиться с Христом. Возможно, что если бы он это сделал и увидел Спасителя, то слова Христа смогли бы изменить его. И в историю он вошёл бы не как преступник, а как человек, сумевший покаянием изменить свою жизнь.
Но этого, увы, не произошло, и его желание увидеть Христа ни к чему не привело. Впрочем, со Христом Ирод все же встретился, но к тому времени Спаситель уже завершил Свою земную проповедь, и потому Он не сказал Ироду ни слова. Встреча произошла слишком поздно, Ирод слишком долго собирался. Это печальный и трагический пример. Очень хочется надеяться, что мы будем успевать реализовывать те благие помыслы, которые вселяет в наши сердца Бог, и что всем нам хватит для этого отпущенного Богом времени.