Павел Васильевич Жуковский (1845 — 1912) — русский живописец и художник-сценограф, сын поэта Василия Андреевича Жуковского; представитель символизма, автор исторических картин и портретов. Почётный вольный общник (с 1869), действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств.
В 1898 году, по случаю открытия памятника императору Александру II в Москве был отчеканен медальный рубль тираж его составил всего лишь 5 000 штук. На нумизматическом жаргоне этот рубль называется «Дворик».
Аверс: профиль императора и надпись по кругу «АЛЕКСАНДРЪ II ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ родился 17 апреля 1818 года скончался 1 марта 1881 года».
Реверс: изображение памятника, под ним номинал «РУБЛЬ.» и надпись по кругу «ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ III заложенъ въ 1893 году» «ИМПЕРАТОРОМЪ НИКОЛАЕМЪ II открытъ въ 1898 году» «въ кремлъ московскомъ».
Первого марта 1881 года произошло чудовищное событие – террористический акт унесший жизнь помазанника божия императора Александра II. Новый император, его сын Александр III, сразу после прихода к власти резко развернул внутреннюю политику страны от либеральных реформ отца к укреплению и консолидации народа вокруг самодержавия. Он лично активно участвует во многих сферах жизни страны. «Умы стали чувствовать потребность в национально-исторической оглядке и это направление получило особую силу в царствование императора Александра III. ‹…› Национальный поворот произошёл и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи»* . Естественно поступает госзаказ на увековечение памяти невинно убиенного монарха. Памятники были заказаны во многих городах империи. В Москве было решено установить его в Кремле на склоне, спускающемся к Москва реке. В конкурсе на устройство памятника императору Александру II в Москве побеждает проект в смешанном стиле, но все-таки ближе к исконным русским традициям. Создателями величественного ансамбля стали скульптор А.М. Опекушин (1838 - 1923), архитектор Н.В. Султанов (1850–1908) и художник П.В. Жуковский. Проектирование длилось с 1889 по 1897 год. Александр III лично контролировал творческий процесс. Но в 1894 году Александр III почил в Бозе и контроль над устройством памятника перешол к его сыну Николаю II.
*Прахов А.В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокровища России. - 1903. - № 4 - 8.
Торжественное открытие памятника императору Александру II состоялось 16-го августа 1898 года при Высочайшем присутствии Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, прибывших в Москву вместе с Августейшими Детьми.
К открытию памятнка отчеканили не только рубли, но и памятные медали
Аверс: «Подпись медальера в обрезе шеи: «А. Г. (А. Грилихес)». Золото, 33,93 гр. Диаметр 34 мм.
Серебро. 20,73 гр. Диаметр 34 мм.
Бронза. 22,44 гр. Диаметр 34 мм.
К сожалению, этот памятник не сохранился до наших дней, остались фотодокументы тех времен, но они не показывают всей красоты его внутреннего убранства. Вот, что пишет журнал «Нива» за 1898 год. «Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н.В.Султанова и Н.В.Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям - это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж.(688 кв.м.) Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены. Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. (17м.) высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898". В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дома Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью — герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П.Б.Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника. Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темно-розового финляндского гранита и убрана украшениями из темно-зеленой бронзы с золотой бликовой. Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темно-зеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла - 17 сажен. (36,2м.). В центре купола средней сени — изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.". Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А.М.Опекушиным, статуя отлита из темно-зеленой бронзы; высота ее 7 аршин.(4,97м.). Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа".
Пожалуй, самым первым «репрессированным» памятником стал именно этот монумент. 26 февраля 1918 года Совнарком принял решение о переводе столицы из Петрограда в Москву. Правительство решило проживать в Кремле и, естественно, соседство с монархом посчитали неуместным. В короткие сроки памятник был демонтирован. Саму колоннаду окончательно уничтожили в 1928 году.
7 июня 2005 года по инициативе партии «Союз Правых Сил» и при поддержке правительства Москвы у храма «Христа Спасителя» был установлен памятник императору Александру II. Автор памятника — скульптор А. Рукавишников, архитектор И. Воскресенский, художник С. Шаров.
Александр Арт (Alex Art)