Если вы внимательно следите за игровой индустрией, то, вероятно, уже научились менее доверчиво относиться к рекламным кампаниям тех ААА-игр, которые находятся в разработке. Все же слишком часто раскрученные тайтлы оставляют неприятное послевкусие: Fallout 76, например, на релизе страдала от миллиона багов, Cyberpunk 2077 версии 1.0 разочаровала не самым интерактивным миром, The Last of Us: Part 2 огорчила спорным сценарием, а No Man's Sky вообще оказалась слабо похожа на ту игру, которую описывали разработчики. Неудивительно, что у многих геймеров возникает ощущение, будто сегодня почти каждая ААА-игра выходит с каким-то подвохом. Но это лишь так кажется: на деле есть немало известных проектов, которые каким-то чудом не подвели и оправдали почти все ожидания. О них и пойдет речь ниже.
Red Dead Redemption 2 (2018)
Быть разработчиком нелегко, но быть разработчиком из Rockstar Games еще сложнее. Когда твоя студия славится сплошными шедеврами, фанаты ждут, что с каждым новым релизом ты прыгнешь еще выше, чем в прошлый раз. К счастью, Rockstar в этом плане — олимпийский гимнаст, который ни разу не разочаровал.
Еще до появления первых подробностей о RDR 2 геймеры нафантазировали себе, какой будет будущая игра: с огромным живым миром, безумным вниманием к деталям, превосходящим даже то, что можно было увидеть в GTA 5, и увлекательным нарративом. В итоге мы не просто получили именно то, чего ждали, но даже сверх того. Так, Red Dead Redemption 2 может похвастаться самым сильным сценарием среди игр Rockstar, огромным количеством интересных и запоминающихся персонажей и, пожалуй, наиболее правдоподобным виртуальным миром на сегодняшний день.
Фирменное внимание к деталям, которым так славится британская студия, здесь вышло на какой-то совершенно запредельный уровень. Cложно не остаться под впечатлением от скрупулезности авторов, когда в RDR 2 персонажи реагируют на грязную одежду героя, мочки ушей NPC просвечиваются на ярком солнце, а лошади покрываются потом во время бега. Никто не заставлял студию это делать, но Rockstar не поленилась даже добавить во вторую Red Dead Redemption более двух сотен видов животных, чтобы придать дополнительной правдоподобности своему Дикому Западу. И да, такая самоотдача себя оправдала: тут на каждом шагу хочется кричать «ВЕРЮ!» — настолько впечатляет проделанная авторами работа.
Elden Ring (2022)
К самой масштабной игре FromSoftware ожидания тоже были крайне завышенные, и подобный хайп был обусловлен, опять же, прошлыми достижениями компании: все souls-игры японской студии заслужили среднюю оценку критиков в районе 9 из 10, плюс каждая из них завоевала множество GOTY-наград. От Elden Ring ждали не меньшего, к тому же интерес к игре подогревал тот факт, что она должна была стать первой Souls «Фромов» с честным-причестным открытым миром.
Elden Ring, без сомнений, не подвела: FromSoftware выпустила монументальную экшен-RPG с гигантской картой, десятками интересных локаций, сотнями видов оружия и заклинаний, и самым большим количеством боссов среди всех souls-игр. ER под завязку набита контентом, причем достойным внимания контентом: это один из беспрецедентных случаев, когда авторы не стали выбирать между качеством и количеством, а успешно реализовали и то, и другое. Подобная бескомпромиссность в играх с открытыми мирами практически не встречается, поэтому после Elden Ring крайне сложно возвращаться к проектам других студий.
«Ведьмак 3: Дикая Охота» (2015)
После шумных интернет-баталий вокруг Cyberpunk 2077 кто-то мог уже забыть, что предыдущую игру CD Projekt RED геймеры встретили на ура. Да, «Ведьмак 3» тоже страдал от технических проблем, но баги все же не смогли испортить общее впечатление от игры.
«Ведьмак 3» стал первым проектом CD Projekt RED с открытым миром, во что до сих пор верится с трудом: далеко не каждая студия реализует все задуманные идеи вот так сразу с дебютной попытки. Но у поляков получилось. Огромный мир с большими городами и сотнями точек интереса? Все это есть. Десятки увлекательных второстепенных квестов, чтобы не заскучать во время странствий? Про них не забыли. Комплексная сюжетная линия, разветвляющаяся неожиданным образом? И ее реализовали. Прозвучит пафосно, но «Ведьмак 3» для многих геймеров оказался идеальной RPG, так как каждая составляющая игры получилась максимально проработанной.
God of War (2018) и God of War: Ragnarök (2022)
Фанаты, разумеется, очень ждали возвращение «Бога Войны», но, стоит признать, не без опасений. Дело в том, что некоторых игроков смущала тотальная смена формата серии: авторы перезапуска God of War обещали сделать взрослую кинематографическую драму про отношения отца и сына, а не привычный по оригинальной трилогии «первобытный» экшен, где 90% игрового времени уходило бы на превращение виртуальных монстров в кровавый фарш. Нет, конечно же, в новой GoW тоже нашлось место избиению врагов до состояния фарша, но игра действительно преобразилась многократно, сменив фокус в сторону нарратива. «Бог Войны» 2018 года получился в чем-то похож на первую The Last of Us: он предложил геймерам не только увлекательный и динамичный геймплей, но и настолько душещипательный и запоминающийся сценарий, что игра моментально завоевала сердца миллионов людей.
Ну а продолжение, God of War: Ragnarök, осталось верным прошлой игре. Santa Monica Studio не стала еще раз заново изобретать формулу серии, а просто пошла по пути улучшения и расширения механик и идей, заложенных в GoW 2018. Боевка стала еще комплекснее и бодрее, вариативность врагов и локаций вышла на новый уровень, а сценарий стал еще эпичнее, сохранив при этом аспекты серьезной взрослой драмы, успевшей стать визитной карточкой обновленной франшизы.
The Legend of Zelda: Breath of the Wild (2017) и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom (2023)
BOTW стала одной из самых высокооцененных игр в истории благодаря тому, что предложила игрокам впечатляющую свободу. Здесь каждый геймер сам вправе решать, чем ему заняться, когда, как и где. Механики этой «Зельды» поощряют исследование и импровизацию: авторы Breath of the Wild добавили в игру уникальную систему скалолазания, позволяющую игнорировать любые преграды на своему пути, а также создали реалистичные законы физики, которым следует игровой мир и которые можно использовать в своих интересах.
В BOTW даже банальную переправу через реку легко превратить в увлекательное развлечение. Можно, к примеру, срубить дерево, столкнуть его в реку и поплыть на нем по течению, а можно разжечь костер и использовать горячий воздух, чтобы подняться выше на глайдере и перелететь на другой берег. Почти для каждой ситуации в игре реально найти какое-то нестандартное решение, главное — проявить фантазию.
К слову, в новой The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom появилось даже еще больше способов, как дать разгуляться фантазии. В своей основе это та же игра, что и предыдущая, но сделанная по принципу “наращивания мяса на кости”. Так, например, в сиквеле Линк обзавелся особым магнитом, который позволяет ему склеивать разные предметы и создавать довольно комплексные конструкции. Причем настолько комплексные, что в целом мало что мешает собрать, скажем, катапульту или, куда круче, управляемого боевого робота. А еще главный герой научился создавать порталы и замедлять время вспять (для определенных объектов), поэтому решать различные проблемы во время исследования стало в разы веселее.
Resident Evil 4 (2023)
В сети нередко встречаются снисходительные мнения на тему игровых ремейков, преуменьшающие заслуги самых лучших таких проектов: мол, делать их проще простого, а вот с нуля создать полностью новую игру — куда сложнее. На деле все зависит от разновидности ремейка. Да, обновленный тайтл, который лишь меняет графику оригинала и ничего более, действительно довольно сложно запороть, но когда мы говорим о полноценном переосмыслении, то тут уже все не так однозначно. Стоит разработчикам чересчур увлечься с изменениями, как фанаты тут же потребуют головы осквернителей классики. Именно поэтому так впечатляет работа, которую проделала Capcom, омолаживая Resident Evil 4: студии удалось угодить как новым фанатам, так и старым.
Оригинальная RE4 фактически единолично задала тренд для всех последовавших после нее шутеров от третьего лица. Но, разумеется, за почти два десятилетия с момента релиза она заметно состарилась. Как сделать культовую игру снова актуальной, не спугнув при этом новичков и старожилов? Процессом грамотного отсечения неудачных кусков классики — с внедрением им на замену нового контента, идей и механик. Так мы и получили новую RE4 — образцовый ремейк, который в целом повторяет оригинал, но при этом меняет достаточно, чтобы снова восприниматься свежо. Это игра с идеальным темпом, оптимальными продолжительностью и реиграбельностью, а также с мастерским балансом хоррора и экшена, чем не мог похвастаться даже ее расхваленный первоисточник.
Baldur's Gate 3 (2023)
За последние месяцы про Baldur's Gate 3 было сказано много хорошего и почти ничего плохого. Забавно, но тот факт, что у студии Larian получилась практически безупречная игра, удивляет даже не так сильно, как то, насколько мейнстримной она стала, учитывая относительную нишевость жанра CRPG. В случае с BG3 складывается ощущение, словно в нее успел поиграть весь интернет. Поиграть и остаться в абсолютном восторге.
Великолепность Baldur's Gate 3 обусловлена двумя самыми важными составляющими любого выдающегося ролевого приключения: отличной сценарной работой, когда и за сюжетными перипетиями хочется следить, и за героев переживать, и в диалогах утопать, а также — свободой выбора, когда игра предусматривает для тебя десятки способов, позволяющих разрешить ту или иную ситуацию. BG3 — это та самая ультимативная компьютерная RPG, которая наиболее приближена к настольным ролевкам с их абсолютной вседозволенностью, игра, о которой геймеры грезили с момента зарождения жанра и наконец-то получили.
На этом все. Напоследок только спросим, а что думаете вы? Какие игры оправдали ваши ожидания или даже превзошли их? Делитесь любимыми примерами в комментариях!