Найти тему
Новости ЕАН

«Деньги на оборонку не рискну назвать стабильными»: профессор Наталья Зубаревич – о новой рыночной экономике, ипотеке и самолетах

Профессор МГУ, доктор географических наук Наталья Зубаревич четко анализирует происходящее, формирует представление, какие решения принимать, чтобы лучше ориентироваться в ситуации. Профессор дала большое интервью ЕАН, которое мы поделили на три части. В первой части мы рассказывали, как чувствуют себя значимые для Урала отрасли и экономика городов спустя год после нового экономического шока, во второй части — что происходит с региональными бюджетами. Сегодняшняя заключительная часть — об экономике России в целом, о том, будет ли нам легче жить в ближайшие несколько лет.

- Мы с вами уже говорили о том, сколько денег уходит на гособоронзаказ...

- Как сказал нам министр финансов Силуанов, расходы на оборону в 2023 году — 6,5 трлн рублей, а в будущем — 10,8 трлн рублей, расходы на национальную оборону в 2024 году запланированы в 6 % ВВП. Так что ваши регионы, если верить федеральному бюджету, еще и в будущем году жировать будут.

- Так может быть, этот оборонзаказ дойдет до малых городов, где наконец-то начнет развиваться сервисная экономика, малый бизнес и это все немного поднимет уровень жизни?

- Может быть, но у меня детский вопрос — а как долго будет продолжаться праздник финансирования-то?

Уже в 2025 году в объемах бюджета в сторону спада расходов на оборону, в 2026-м и того меньше будет. Эти деньги я не рискнула бы назвать стабильными.

И когда закончился Советский Союз, мы все помним, что стало с зарплатами и занятостью тех, кто работал на оборонных предприятиях.

Если бы эти предприятия продавали свою продукцию на мировом рынке и на нее был бы спрос, то вопросов нет, было бы отлично. Но их продукция нужна только в рамках гособоронзаказа. А у бюджета на оборону сколько денег, столько и заказов.

Хотя вопросов нет — сейчас это приоритет, безусловный приоритет.

- Мы с вами в прошлом интервью говорили о том, как быстро в регионах растет стройка, как обеспечен ее рост продажами по льготной ипотеке. Нет ли опасности в том, как стремительно это происходит, не надувается ли ипотечный пузырь?

- Его сдуют потихоньку. Мы уже видим замедление в октябре, потому что выросла ключевая ставка, соответственно, выросли нормативы резервирования у банков. И все, кто хотели взять под меньший процент, под небольшой первоначальный взнос, - они свои ипотечные решения приняли. И теперь – совершенно точно – объем ипотеки будет уменьшаться. Вопрос — в какой мере.

У бюджета нет денег, чтобы поддерживать разрыв между льготной и обычной ставкой, с другой стороны, ипотека — драйвер строительного комплекса, куча людей заняты, идет потребление металла, растет промышленность стройматериалов.

Отменить льготную ипотеку резко нельзя – «схлопнется» весь строительный комплекс. Поэтому до лета 2024 года, пока действуют эти программы, как-то, худо-бедно, эти программы протащат.

До этого времени власти будут регулировать рынок тем, что заставят банки ужесточать условия по выдаче кредитов. Мы уже видим, что гораздо сложнее стало получить необеспеченный потребительский кредит. Недавно видела статистику — что согласие по кредитам дается менее чем 20 % заемщиков. У людей уже закредитованность под 80 % зарплат. Брали-то как — перекредитование, под рефинансирование уже имеющихся займов. Вот это сейчас все ужесточается. Пузырь — да, но на ипотеке пока не очень большой, на потребительском кредитовании больше, его и будут ужесточать.

Возвращаясь к ипотеке — думаю, к лету будущего года будет найден некий компромисс, который позволит сохранить и какой-то объем кредитования, и бюджетные средства.

Скорее всего, будут ужесточать критерии входа на рынок. То есть не отменят льготное ипотечное кредитование совсем, а ужесточат вход на рынок. Возможно, что введут такое кредитование на новых территориях.

- И еще один вопрос про региональную экономику — что происходит с импортозамещением? Что показывает статистика — успешно ли оно проходит?

- А ее нет. Статистики нет, импортозамещение — это вы должны переклеить лейбл с китайского на российское, и вот вам чего-то новое получилось.

Все говорят четко: базово проблема с запчастями, комплектующими, компонентами и прочим решается через параллельный импорт. То есть везут огородами из Америки-Европы или меняют поставки и покупают китайское или турецкое: эти товарищи тоже что-то могут.

По импортозамещению критически важных технологий — ну это годы нужны, чтобы продвинуться, нужны инженерные разработки.

По более простым технологиям выход будет найден. Я всегда привожу в пример присадки к топливу и маслам для автомобилей. Ведь делали же когда-то у нас такое на наших нефтеперерабатывающих заводах. Потом перестали, а покупали за рубежом — там и качественнее, и дешевле. Ну что ж, начнут делать опять в стране.

И вот по таким производствам — которые были или которые несложно начать, — если предприниматель увидит достаточную емкость рынка и вы отобьете затраты, то их будут, конечно, замещать. Что-то заставляет делать государство, порою даже слишком жестко — вот как сейчас сказали, что надо покупать до 50 % семян отечественной селекции.

Так они же менее урожайные, менее устойчивые к болезням. Аграрии вопят: так это же картошка, кукуруза, сахарная свекла — те культуры, по которым были более или менее хорошие показатели.

Посмотрим, как будет дальше.

Хитрый бизнес, он же считает прибыль, и если ему будет невыгодно, то можно его узажимать, но он найдет способ выйти из ситуации, что-то переклеит.

- И долго ли так протянем? На переклеивании шильдиков, на поставках огородами?

- Нас ждут непростые времена, когда начинаются сроки ремонтов и выхода из строя сложного инновационного оборудования, которое покупалось в развитых странах. И далеко не все можно протащить огородами. Вот сейчас, например, ваши «Уральские авиалинии» будут сталкиваться с проблемой ремонта и замены двигателей самолетов. Моторы на новых моделях чипированы. Вы не можете к ним даже запчасти получить. Только компания-производитель вправе делать ремонт. А машины все новые, зарубежные, страны санкционные... Ждем... То же самое с газовыми турбинами происходит, с рядом другого оборудования. Какие-то технологии удается заместить. Но чем ближе — тем будем смотреть, сколько самолетов встанет на прикол.

Так что успешное восстановление экономики — то, с чего мы начали с вами наш разговор, — это про другое. Быстрое — да, чего никто не ожидал. Но успешное — тут позволю себе грустно улыбнуться. Это не оно.

Юлия Литвиненко