Недавно интернет-издание Лента.ру опубликовало шокирующую статью. Эта история произошла в Китае. Рекрутер попросил соискательницу (в случае ее трудоустройства), присылать фотографии, подтверждающие прием контрацептивов после каждого полового акта. Таким образом он хотел, чтобы сотрудница не вышла в декретный отпуск, а ее уход не стал причиной убытков компании.
К сожалению, не только китайские менеджеры задают неуместные вопросы, эта практика довольно распространена и в России. У одной моей сотрудницы была похожая история. Я взяла у нее интервью, которым делюсь здесь, с ее разрешения.
Александра (имя изменено), расскажи, как ты столкнулась с проявлением сексизма при поиске работы?
Это было в 2016-ом году. Я жила в Ростове-на-Дону, а мой мужчина жил и работал в городе Коломна Московской области. В какой-то момент он предложил мне начать жить вместе и переехать к нему, я согласилась. Сразу после переезда я начала искать работу. Меня привлекла вакансия бухгалтера в местной газете и я отправила свое резюме. Мне перезвонили на следующий же день и пригласили на собеседование.
Мой опыт работы и спектр навыков впечатлили главного бухгалтера, после этого она направила меня на второй этап собеседования — к руководителю издания.
Что он тебе сказал?
Он не задал ни одного вопроса, который бы касался моего профессионализма и опыта. Первое, что он спросил: с кем я живу? Я ответила,что с моим парнем. Далее уточнил планирую ли я иметь детей в ближайшее время? Я ему ответила честно, что пока мы с молодым человеком официально не женаты, поэтому детей не планируем. «Но вы же с парнем живете вместе? И свадьба не за горами?» — уточнил руководитель. На это я ответила, что мы живем вместе, но предложения руки и сердца мне не поступало. Поэтому я не знаю, когда будет свадьба, а без свадьбы детей точно не планирую, да и как я могу обсуждать это с посторонним человеком, если даже со своим мужчиной об этом речи не заводили.
Тогда он сказал, что готов трудоустроить меня, но только с одним условием: я должна обещать, что не забеременею и не уйду в декрет. Потому что ему надоело, что сотрудницы приходят в его издание, работают, а потом уходят в декретный отпуск.
Это вывело тебя из равновесия?
Сначала я была спокойна, хоть весь этот разговор, мягко говоря, мне был неприятен, т.к. происходил не в личном кабинете руководителя, а в большом офисном пространстве поделенном на рабочие места и другие сотрудники прекрасно слышали нас.
Я подумала, что он шутит, но он заверил, что серьёзен. После этого спросила, как он это себе представляет, что если случится так,что забеременею, то тогда что? Он что предлагает мне сделать аборт ради него и его фирмы? Он только пожал плечами. Этого было достаточно, чтобы понять чего от меня хотят и насколько он серьезен в своих требованиях "не рожать".
Тогда я действительно не выдержала и сказала, что я себя ценю как специалиста и не готова обсуждать с ним подобные темы, а значит этот разговор бессмысленный, т.к. я его как работодателя больше не рассматриваю. Я обратила его внимание на то, что это все попахивает сексизмом. Но он так не считал. Более того, он заявил, что я незаслуженно обвинила его в сексизме, что проявила хамство по отношению к руководителю и что так тут не принято общаться с начальниками. После чего он сказал: "Вы себя слишком переоцениваете как специалиста. Коломна город маленький, все друг друга знают и с таким подходом вы работу тут не найдёте".
После этого ты ушла?
Да, главный бухгалтер слышала весь наш разговор с руководителем, точно также, как слышали его и другие мужчины, работавшие там — все сидели в одном большом пространстве. Мне было очень неловко, что этот разговор слышат чужие люди, я чувствовала себя униженной.
Уже у дверей, главный бухгалтер сказала, что так себя вести нельзя, человека такого уровня (это она про руководителя) надо слушать и ни в коем случае нельзя ему перечить. Последние слова, которые я услышала от этой женщины — это то, что с таким подходом я не найду работу в этом городе, т.к. город маленький и все друг друга знают.
Выводы
Если бы Александра имела низкую самооценку, то скорее всего, согласилась на подобные условия. Напомню, что она проходила собеседование в небольшом городе, где работу найти довольно тяжело по объективным причинам.
Даже при условии трудоустройства, вряд ли бы работа приносила ей удовольствие, а каждое взаимодействие с руководителем и главным бухгалтером сопровождалось бы напряжением и внутренними переживаниями.
Что касается того, что собеседование проводилось в открытом пространстве и разговор могли подслушивать другие сотрудники — это, как минимум, неэтично. Нанимающий менеджер должен позаботиться о том, чтобы создать максимально комфортные условия для кандидата и задать себе вопрос: как будет чувствовать себя человек, отвечая на вопросы при всех?
Во время проведения интервью, директор издания руководствовался только собственными интересами и напрочь забыл про интересы соискательницы. Ему хотелось за 20 тысяч рублей нанять хорошего специалиста с опытом, но без детей, в том числе и в перспективе.
Вдобавок ко всему вышесказанному, руководитель явно не задумался о том, что нарушает статью 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». И в первый же день собеседования он не только уронил мотивацию потенциального работника до нуля, но и загубил репутацию компании.
Руководителям важно помнить, что не только компания ищет хорошего работника, но и кандидат ищет для себя достойную работу и, что немаловажно, достойную компанию.