Аннотация: Сегодня всё связано с развитием науки и техники, поэтому важнейшие направления работы в дошкольных образовательных организациях были направлены на создание творческой личности, умеющей креативно, нестандартно мыслить. В связи с этим, в данной статье был рассмотрен вопрос о том, как робототехника способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Ключевые слова: техническое творчество, робототехника, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.
Развитие общества двадцать первого века неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Инновационные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности, без которых трудно представить нашу жизнь. В связи с этим возросла потребность в людях, которые это понимают. Многие учебные заведения предоставляют всю необходимую информацию для улучшения или управления оборудованием, но мало кто подходит к этому вопросу с творческой стороны и может похвастаться созданием чего-то нового в этой области. Сегодня они создают благоприятные условия для развития инновационного направления технического творчества – робототехники.
Актуальность данного вопроса связана с постановкой новых задач в развитии современной науки. В частности, остро стоит вопрос подготовки востребованных специалистов, способных сочетать технические и информационные знания в практической деятельности.
Робототехника – это прикладная наука, которая занимается разработкой автоматических систем и является важнейшей технологической основой интенсификации производства.
Роботы становятся все более активными участниками в жизни современного человека. Ребенок рождается и начинает познавать этот мир, ему всё становится интересно, но современные технологии привлекают у него особое внимание. Привлекая внимание детей дошкольников занятиями по робототехнике можно добиться хороших результатов в его развитии. Большинство дошкольников проявляют большой интерес к роботам и машинам. Этот интерес мотивирует развитие ребенка, образование, этот двигатель. А этот интерес является мотивацией к развитию и образованию ребенка, это двигатель.
Детский сад имеет самые богатые возможности для развития детей. Поэтому развитие личностного развития и технической подготовки дошкольников имеет общегосударственное значение.
Робототехника в дошкольной образовательной организации – это создание моделей роботов из специальных конструкторов (например, LEGO WeDo, LEGO MINDSTORMS EV3, VEX, TRIK, Роботрек и т.д).
В детском саду ведущей деятельностью детей является игра, с помощью которой педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспечивают ребят всей информацией, необходимой для гармоничного развития. Робототехника - это увлекательное занятие для дошкольников, всесторонне развивающее ребенка, предлагающее неограниченные возможности для развития воображения, а главное, все это делается в игре. Процесс освоения робототехники прекрасно сочетает в себе элементы игры и экспериментирования, позволяя ребенку творить и демонстрировать самостоятельность.
Среди форм организации внеурочных занятий робототехникой можно выделить:
· практикум;
· консультация;
· ролевая игра;
· соревнование;
· выставка;
· исследование [5].
Занятия по робототехнике в детском саду условно можно разделить на несколько видов:
1. Спортивная робототехника.
2. Образовательная робототехника.
3. Творческая робототехника.
С помощью спортивной робототехники решаются олимпиадные задачи. Данный вид занятия помогает детям, которые заинтересованы в этом направлении, продемонстрировать свои успехи. Здесь ярко выражен соревновательный элемент – ребёнок принимает участие в конкурсе со своим продуктов – роботом.
Образовательная робототехника направлена на выявление и развитие в ребёнке технических склонностей на ранних этапах, что даёт возможным их дальшейшее совершенствование.
И, наконец, творческая робототехника, которой мы уделим в статье особое внимание. Данная разновидность представляет собой конструирование робота «для себя», без ориентации на соперничество, создание продукта и есть самоцель.
Дети заинтересованы в создании настоящего робота, поэтому, обучая робототехнике детей дошкольного возраста, мы поощряем их к созданию собственного уникального продукта, что приводит к развитию творческих навыков.
Творческие способности - это уникальные характеристики качества личности, определяющие успешность осуществления различных видов творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что одним из приоритетных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов [4].
Маленьким детям нравится создавать что-то новое и необычное, поэтому занятия по робототехнике так их привлекают. Дети дошкольного возраста, которые занимались робототехникой отличаются богатой фантазией, воображением и изобретательностью. У ребят, которые занимаются робототехникой лучше развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали, которые окрашены в основные цвета, но имеют различную форму.
Например, конструкторы компании LEGO позволяют детям создать робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего их пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам.
Развивать творческие способности дошкольников, вводя их в мир робототехники, следует постепенно в процессе занимательной игры. Решить данную задачу в детском саду помогут специализированные наборы конструкторов. Дети самостоятельно составляют алгоритмы функционирования разных моделей, знакомятся с устройством некоторых механизмов, выдвигают гипотезы и проверяют их, появляется возможность планирования и создания новых конструкции. [3]
Развитие творческих способностей на занятиях робототехникой можно начать с достаточно известной марки конструкторов LEGO WeDo, которые позволяют маленькому ребенку легко и с увлечением создавать программируемого робота. Такие конструкторы состоят из устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером. Также, в процессе создания робота ребёнок может использовать обычные детали LEGO, что делает данный вид деятельности ещё более интересным [1-2].
Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EV3 направлены на изучение основных принципов физики и базовых технических решений. Данные конструкторы позволяют решать такие задачи, как:
1. Исследование детьми датчиков и поведение роботов.
2. Ведение собственных наблюдений за процессом создания и поведения робота.
3. Развитие творческих способностей.
4. При работе в команде способствуют формированию умения взаимодействовать со сверстниками.
5. Развивают способности к анализу и критической оценке.
Главной целью данных наборов является развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения детей дошкольного, школьного возраста в процессе конструирования и изучения робототехники.
В заключение можно отметить, что сегодня робототехника играет важную роль в развитии творческих способностей дошкольников. В процессе сборки роботов у детей активизируется воображение, и они создают свой собственный мир. Творческое значение робототехники открывает перед дошкольниками большие возможности для общего развития. Однако эти возможности могут быть достигнуты только в том случае, если дети чувствуют радость и удовлетворение от того, что они создали. На сегодняшний день в нашем обществе нехватка самостоятельных и творческих людей, которые способны заниматься самосовершенствованием и развитием во всех сферах жизни общества. Занятия по робототехники как раз способствуют творческим способностям и логическому мышлению, что в дальнейшем может помочь ребенку выбрать профессию.
Список использованной литературы:
1. Барбашина Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Барбашина, Г. Глушкова, Е. Муратова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 84-91.
2. Глушкова Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 91-93.
3. Максаева Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности [Текст] / Ю.А. Максаева //
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
5. Эдварс И.А., Мустафин С.А. «Робот Верни» методическое пособие по робототехнике.