Найти в Дзене
Издательство Libra Press

К смерти русские относятся с замечательным равнодушием

Неизвестный художник. Портрет Юста Юля, 18 век (Национальный исторический музей в Фредериксборге, Дания)
Неизвестный художник. Портрет Юста Юля, 18 век (Национальный исторический музей в Фредериксборге, Дания)

Из "Записок" датского посланника при русском дворе Юста Юля

1-го июля 1710 г. После полудня часть войск двинулась из-под Выборга: одни полки направились к Кексгольму для действий против этого места, другие пошли обратно в С.-Петербург (здесь Выборг был уже взят). В числе последних был и гвардейский Преображенский полк. Будучи полковником этого полка, Царь (Петр I) сам повёл его через город.

Следуя русскому обыкновению, преображенцам по их пути выносили из домов водки и других напитков. У дверей дома, занимаемого генерал-майором Долгоруким (Василий Владимирович), полк тоже останавливался, чтоб пить.

Тут Царь, обратившись ко мне, а равно и к польскому и прусскому посланникам, рассказал нам любопытную вещь, а именно что он и названный Долгорукий, женившись в один и тот же день (здесь 27 января (6 февраля) 1689 г.), подверглись одной участи: "каждый обрел негодную жену (skarnsqvinde)".

Затем Царь шутливым тоном прибавил, что, оценив всё благочестие своей супруги (Евдокия Фёдоровна Лопухина) и желая облегчить ей возможность вести святую жизнь, он постриг её в монахини. Говорил он это, смеясь.

Его величество на самом деле заключил свою жену в обитель, так как она присоединилась к партии лиц противодействовавших тем реформам, которые он стремился ввести для развития своего народа и для собственной славы, как-то: перемене платья, насаждению иностранных обычаев и проч.

Царь и без того не особенно любил свою супругу; женился он на ней, будучи весьма молод, против своей склонности и лишь в угоду своей матери (Наталья Кирилловна Нарышкина). Узнав о её принадлежности к упомянутой партии, он дал ей понять, что самое для нее лучшее идти в монастырь. Она согласилась из опасения, как бы с ней не приключилось чего худшего (по заслугам).

Через то, что она постриглась, Царь получил полный развод: ибо в России, как муж, так и жена, могут, если желают, идти в монастырь; но через это брак их расторгается окончательно, причем сторона, оставшаяся в мире может вступить в новый брак в качестве вдовца или вдовы, а сторона, ушедшая от мира, обязана всю остальную жизнь хранить безбрачие и пребывать в иночестве.

Выведши полк, Царь испытывал за городом особого рода мушкетоны, им самим выдуманные. Они снабжены камерою и стреляют картечным зарядом в 32 маленьких пульки. Мушкетонов этих при каждой роте Преображенского полка имеется 8-10 штук.

8 августа 1710 г. В 10 часов вечера, в слободе за Невой, произошел пожар; базар и суконные лавки, числом слишком 70, были обращены в пепел. На площади не осталось ни одного дома; всё, что только могло сгореть, сгорело. Дальнейшему распространению огня помешало болото, отделяющее базар от прочих концов слободы.

-2

К несчастью, в этот день Царь (Петр Алексеевич) отсутствовал из Петербурга (он был в Кроншлоте). Мне нередко приходилось видеть, как он первый являлся на пожар, привозя в своих санях маленькую пожарную трубу. Его величество принимает личное участие во всяком труде и так как обладает необыкновенными всесторонними способностями, то видит сразу, как надо взяться за дело, и отдает сообразные приказания.

На пожарах его обыкновенно видишь в самом опасном месте, на какой-нибудь крыше. Побуждаемые им, огонь тушат как вельможи, так и простолюдины; сам он не отступится, пока пожар не будет прекращен. Благодаря такому образу действий, Царь часто предупреждает большие бедствия.

Но в его отсутствие дело происходит совсем иначе. Простой народ равнодушно смотрит на пожар, и ни убеждениями, ни бранью, ни даже деньгами нельзя побудить его принять участие в тушении. Он только стережет случай, как бы что-нибудь стащить или украсть.

Воровство случилось и на последнем пожаре: восьмерых солдат и одного крестьянина схватили с поличным. Впоследствии все они были приговорены к повешению. Виселицы, числом четыре, были поставлены по углам выгоревшей площади. Преступников привезли на место казни, как скотов на бойню; ни священника, ни иного духовного лица при них не было.

Прежде всего, без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу, приставленную к виселице, он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном; потом три раза перекрестился, когда влезал на лестницу, и когда его с нее сбрасывали.

Замечательно, что, уже, будучи сброшен и вися на воздухе, он еще раз осенил себя крестом (ибо здесь преступникам при повешении рук не связывают). Затем он поднял было руку для нового крестного знамения; но она, наконец, бессильно упала.

Далее восемь осужденных солдат попарно метали между собою жребий, потом метали его четверо проигравших, и, в конце концов, из солдат были повешены только двое. Один из них, уже вися на веревке, перекрестился дважды и поднял было руку в третий раз, но уронил ее. На упомянутом пожаре сгорело, между прочим, множество бочек водки из царского кабака.

Как сказано, кабаки по всей России держит царь и получает с них барыши. Любопытно, что нет ни одной статьи народных доходов, которой царь не монополизировал бы и с которой не получал бы своей доли. Так, между прочим, в Петербурге перевозы между островами, из посада в посад, царь сдал одному князю, платящему с них в казну 400 рублей в год. Каждая рыболовная сеть, которой бедняк снискивает себе пропитание, и та обложена здесь ежегодным сбором.

13-го августа 1710 г. Царь приказал привезти на свой корабль трех дезертиров и велел им при себе метать жребий о виселице. Затем, по распоряжению Царя, того, кому жребий вынулся, подняли на веревке к палачу, который, в ожидании казни, сидел на фокмачте.

К смерти русские относятся с замечательным равнодушием: они вовсе не боятся её. Обыкновенно после того, как преступнику прочтут приговор, он перекрестится, простится с окружающими и без печали, бодро, идет на смерть, точно не видит в ней ничего горького.

Когда, на царском корабле, дезертиру был уже прочтен приговор, Царь велел находившемуся тут священнику утешить и напутствовать его. Но священник, будучи подобно огромному большинству русского духовенства невежественен и глуп, отвечал, что дело свое он уже сделал, выслушал исповедь преступника и отпустил ему грехи.

Потом Царь еще раза два обращался к священнику с тем же приказанием, но когда услышал от него прежний отзыв, то грустный отвернулся и стал горько сетовать на низкий умственный уровень священников и прочего духовенства в России. По его словам здешние священники ничего не знают, не понимают и даже нередко являются более невежественными, чем простолюдины, которых собственно должны бы учить и наставлять.

Е. Е. Лансере "Петербург начала 18 века", 1906 г.
Е. Е. Лансере "Петербург начала 18 века", 1906 г.

Царь приказал командующему галерами шаутбенахту построить 24 сорока вёсельных галер, на который предполагается поставить по одному 12-ти фунтовому и по два 6-ти фунтовых орудий. На постройку этих судов достанет тех бревен и досок, которые Царь нашел под Выборгом.

пер. с дат. Ю. Н. Щербачев