Вера сидела, опустив глаза. Ей было неловко от того, что она стала невольным свидетелем всего происходящего. Теперь она поняла, почему между свёкрами были такие странные отношения. А вот Фёдор её удивил.
- Мам, если ты уедешь, я тебе этого никогда не прощу! – заявил он матери, когда отец встал из-за стола и ушёл в свою комнату – он всегда отдыхал после ужина. Даже в этот раз он не стал изменять традициям.
- Федя, я уезжаю не от вас. Я хочу уехать от отца. Хочу изменить свою жизнь, понимаешь?! Ты уже взрослый и самодостаточный мужчина, у тебя своя семья. Я свой материнский долг исполнила. Теперь просто хочу быть счастливой… Неужели я не имею на это права?!
- Это предательство, мама! Ты предаёшь меня и отца, нашу семью! Ты не должна так поступать! Ради своих каких-то амбиций! – повысил голос Фёдор.
- Федь, какие амбиции? То есть, то, что твой отец всю жизнь мне изменял и не считал человеком – это нормально? – грустно вздохнула она, – Я всё равно поступлю так, как решила. Если ты меня не поймёшь – что ж, очень жаль… Когда-нибудь время всё расставит по своим местам.
Валентина Ивановна уехала спустя 3 дня. Виктор Петрович запил и неделю не появлялся на работе. Фёдор ходил чернее тучи…
- Федь, твоя мама имеет право на счастье, – робко проговорила Вера, когда муж в очередной раз начал говорить гадости о её свекрови.
- На какое счастье?! Ей уже 49 лет! Что люди о нас подумают?! Что говорить будут?! Она предательница! Предала отца и меня! – кричал мужчина.
- В 49 тоже хочется жить нормально. Это далеко не старость. Люди пусть смотрят на себя… А отец, как я поняла, и сам далеко не ангел, – пожала плечами Вера, – перед тобой Валентина Ивановна ни в чём не виновата. Ты не в праве её судить…
- Конечно! Это ваша женская солидарность! То есть, ты считаешь, что бросить мужа, бросить дом, детей и уехать к постороннему мужчине – это норма?! Ты такая же, как она! Все вы, женщины, одинаковые! – бушевал Фёдор.
… На тот момент Вера и Фёдор прожили вместе 3 года, у них подрастал сын. Отношение мужчины к жене кардинально изменилось. Фёдор стал подозревать Веру в изменах, он ревновал её ко всем, старался постоянно быть рядом с ней. Вера не могла пойти к подруге или выйти одна прогуляться: муж со своими подозрениями был тут как тут. Даже её прогулки с сыном на детской площадке вызывали у Фёдора приступы ревности. Всё это сводилось к постоянным скандалам и ссорам…
С матерью Фёдор не общался. Отец, который по-прежнему жил с ними в одном доме, практически не общался с ними: он находился или на работе, или у своей любовницы, Татьяны. Она работала у Виктора Петровича секретаршей и была на 15 лет моложе его. Их связь длилась уже не один год. Валентина Ивановна прекрасно знала об этом, но закрывала глаза. Фёдор тоже видел, что происходит, но почему-то к отцу он относился лояльнее, чем к матери. «Мужская солидарность,» – вздыхала Вера…
…- А это – Вам! – незнакомец, которому Вера утром продала 2 билета на вечерний сеанс, протянул женщине шоколадку, – Спасибо, фильм был, действительно, чудесный! Благодарю за то, что пошли мне навстречу. Мы замечательно провели время! Моя жена просто мечтала попасть на этот фильм, но моя работа… Спасибо! Надеюсь, Ваше настроение улучшилось?
- Спасибо, – улыбнулась Вера, – улучшилось, не нужно было…
Женщина держала в руках шоколадку и мило улыбалась незнакомцу. Фёдор смотрел на это, застыв в дверях.
- Так вот для кого ты платье купила-то! – от его громогласного крика Вера подпрыгнула, – Теперь всё с тобой ясно! Изменщица! Я так и знал! Знал, что тебе нельзя доверять! Ты такая же, как и моя мать! Предательница!
Мужчина бросился к Вере и занёс руку для удара, женщина зажмурилась в ужасе.
- Стоять! – грозный оклик поверг Веру в шок.
Она приоткрыла один глаз. Незнакомец скрутил её мужа, тот пытался отбиваться, но оказался на полу в наручниках.
- Сержант Николаев, – представился он, – Вы нарушаете порядок в общественном месте, ещё и попытка нападения…
- Это моя жена! Имею право! – хрипел Фёдор, – Она сама во всём виновата!
- Нет, бить женщину Вы права не имеете. А жена – это такой же человек, у неё тоже есть права. Вы об этом не думали?!
- Умный?! – хмыкнул Фёдор, – Думаешь, если сержант, то можешь безнаказанно к чужим жёнам ходить?!
- Мужчина, у меня есть собственная жена! А Ваша жена помогла мне поменять билеты на вечерний сеанс – я не успевал на предыдущий. За это я и зашёл её поблагодарить. А Вам придётся проехать в участок…
Вера наблюдала со стороны за тем, что происходило. Она не стала оправдываться перед мужем, не попыталась его защитить. Смотрела и понимала, что если бы не этот сержант, муж бы размазал её по стене. И ему было бы совершенно не важно, кто в этой ситуации прав, кто виноват. Такие, как он, понимают только силу…
Фёдора задержали-таки на пару суток. Его оставили бы и на все 15, но Виктор Петрович позвонил, куда надо. Мужчина, злой и уставший, вернулся домой…
- А где Вера? Где Мишка?! – спросил Фёдор у отца, не застав дома ни жену, ни сына, – Сегодня ведь выходной, она должна быть дома…
- А я откуда знаю, где шляется твоя жена?! Я, по-моему, и вчера их не видел… Что-то она не слишком переживает из-за того, что по её вине мужа в обезьянник забрали! – нахмурился Виктор Петрович.
Фёдор зашёл в детскую. Мишиных вещей в шкафу было подозрительно мало. То же самое было и с вещами жены… «Они уехали! – мелькнула у Фёдора шальная мысль, – Верка забрала сына и уехала с ним! Но куда?..»
Фёдор поехал к тёще. Та окинула его холодным взглядом и ответила, что понятия не имеет, куда исчезли её дочь и внук.
- Давно пора было ей от тебя бежать! – тихо проговорила женщина, – Совсем со своей ревностью свихнулся! Всех готов слушать, любым сплетням верить, лишь бы не жене! Разве это семья?!
- Где Вера?! Я должен с ней поговорить! – хмурился мужчина.
- Уехала твоя Вера. От тебя подальше… – вздохнула женщина и закрыла дверь. Она, конечно, знала, где находится её дочь, но рассказывать об этом зятю не собиралась.
Фёдор продолжал метаться и злиться. От Веры не было никаких вестей уже больше 10 дней. Мужчина выяснил, что на работе она взяла отпуск. На его звонки и сообщения жена не отвечала…
…- Верочка, ты сама должна сделать выбор! – грустно улыбнулась Валентина Ивановна. Они с невесткой прогуливались по берегу реки. Миша бежал впереди, шлёпая босыми ногами по воде.
- Я не знаю, – вздохнула Вера, – с одной стороны, я очень люблю Федю. А с другой… Я не хочу, чтобы моя жизнь превратилась в ад. Он с этой своей ревностью совсем с катушек слетает… Так жить невозможно…
- Мне кажется, вам нужен хороший семейный психолог, – пожала плечами женщина, – сам Фёдор не изменится… У меня есть одна знакомая – у неё в соседнем с вашим посёлком городке свой кабинет. Я дам тебе координаты. Пробуйте. Уйти можно всегда. Если ты этого хочешь – попытайся что-то исправить…
Валентина Ивановна сама предложила Вере с Мишей приехать к ней – ей Вера позвонила посоветоваться, что делать дальше, когда Фёдора забрали в полицию.
- Приезжай. Вам обоим надо успокоиться и всё обдумать.
Валентина Ивановна жила в родительском доме с мужчиной, которого всегда любила. У Василия, как и у неё, был за плечами развод и не самые счастливые годы семейной жизни. Сейчас эти двое наслаждались каждой минутой, проведённой вдвоём. Вера, гляда на них, по-хорошему им завидовала…
Валентина Ивановна позвонила Фёдору и пригласила его в гости. Она сказала, что у неё в доме он сможет встретиться с Верой и с сыном.
- Только у нас не устраивают скандалов, сын. И доверяют друг другу, – тихо произнесла она.
Фёдор смутно помнил этот дом: они приезжали сюда с матерью несколько раз, пока были живы её родители. Отец парня сюда не ездил: он не любил ни этот дом, ни это Богом забытое село…
Здесь отовсюду веяло покоем и тишиной. Спокойная тёмная река, несущая свои воды куда-то вдаль, аккуратные домики, спрятанные в тенистых садах, а вокруг – прохлада хвойного леса… Фёдор стоя за забором и наблюдал за Верой. Она играла с Мишей и смеялась. Беззаботно и искренне, как и сам Миша. Мальчик пытался поймать бабочку, та перелетала из цветка на цветок. Вера кружилась с сыном около клумбы. В своём небесно-голубом платье она сама была похожа на лёгкого мотылька. Такой Фёдор свою жену не видел уже давно. Беззаботной, весёлой, открытой… А ведь он полюбил её именно за это! Что же произошло?! Что он сделал с этой прекрасной наивной юной девочкой?! Во что её превратил?!
Фёдор вошёл во двор. Миша, увидев отца, бросился ему навстречу. Вера замерла. Она вновь стала такой, какой муж видел её в последнее время: напряжённой и выжидающей, готовой оправдываться…
- Прости, – опустил голову Фёдор, – я сделаю всё, чтобы у нас всё было, как раньше. Я люблю тебя, Вера…
Валентина Ивановна улыбнулась, глядя на заснеженный пейзаж за окном:
- Приезжайте обязательно! У нас будет настоящая ёлка и подарки для всех! Ёлку нарядим прямо во дворе!
- Спасибо, мам, мы будем! – проговорил Фёдор, – Мои тебе привет передают! Твой семейный психолог совершила чудо: у нас получилось сохранить семью. Спасибо, мам. Благодаря тебе я понял, что семья – это главное. Вера и Мишка – это моя жизнь. А семья без любви и доверия существовать не может…
- Не может, сынок! – кивнула женщина.
Она-то об этом знала наверняка…