Найти в Дзене
Майя Васильева.

Симфония цвета

Именно так - «симфония цвета» называют балет «Сильфида» «Сильфида» - настоящая француженка, ведь придумал ее Адольф Нурри, певец, ведущий тенор Парижского театра оперы и балета, человек совсем не балетный. Здравствуйте, уважаемые читатели, коллеги и гости канала! В прошлой статье мы познакомились с историей Марииинского театра в Санкт-Петербурге, который отметил свой День рождения - 240 лет со дня основания. Мой день рождения приходится на середину октября, правда я чуточку помоложе Мариинского театра и не так известна😀, но переживать не буду, может все еще впереди? Уже несколько лет в октябре, мы с дочками, ходим в театр, приурочив эти походы к моему дню рождения, завели такую прекрасную традицию. Культура и здоровье самые лучшие подарки для меня, поэтому на вопрос: «Мама, что подарить?» я всегда отвечаю: «Билет в театр, сертификат к косметологу или на массаж, можно все вместе и без сдачи!». Все мы знаем, что эти вещи совсем недешеы, не вдруг найдешь сободные денежки на такие хотел

Именно так - «симфония цвета» называют балет «Сильфида»

«Сильфида» - настоящая француженка, ведь придумал ее Адольф Нурри, певец, ведущий тенор Парижского театра оперы и балета, человек совсем не балетный.

фото из личного архива
фото из личного архива

Здравствуйте, уважаемые читатели, коллеги и гости канала!

В прошлой статье мы познакомились с историей Марииинского театра в Санкт-Петербурге, который отметил свой День рождения - 240 лет со дня основания.

Мой день рождения приходится на середину октября, правда я чуточку помоложе Мариинского театра и не так известна😀, но переживать не буду, может все еще впереди?

Уже несколько лет в октябре, мы с дочками, ходим в театр, приурочив эти походы к моему дню рождения, завели такую прекрасную традицию.

Культура и здоровье самые лучшие подарки для меня, поэтому на вопрос: «Мама, что подарить?» я всегда отвечаю: «Билет в театр, сертификат к косметологу или на массаж, можно все вместе и без сдачи!».

Все мы знаем, что эти вещи совсем недешеы, не вдруг найдешь сободные денежки на такие хотелки, а тут - нате, пожалуйста, не нужно забивать голову и дом ненужными подарками.

Дочек три, поэтому все три желания обычно исполнены.

Бонусом выступает подарок от мужа, но это уже из другой оперы.

А мы вернемся к балету.

Погода в тот день в Санкт-Петербурге, «обрадовала» своими причудами, снег с дождем, жуткий холод, шквалистый ветер, от которого не спасет никакой зонт, в пору закрыться одеялом и пить горячий чай.

Выглянув в окно утром, в день спектакля, мы поняли, что если выйдем на улицу в такую погоду, когда только умалишенный пойдет гулять, это значит мы точно, ооочень любим балет.

Даже в такую мерзкую погоду, наш город все равно прекрасен!

Проезжая по улицам и глазея в забрызганное каплями дождя окно автомобиля, видя решетку Летнего Сада, где еще работал фонтан, памятник Петру Первому и купол Искиевского собора, Зимний Дворец, возникает волна радости и благоговения, что ты все это видишь, пусть дождь и холод, но это не имеет никакого значения, Санкт-Петербург прекрасен!

Приехав к Мариинскому театру, мы увидели, что таких же сумашедших, как мы, оказалось очень много, полный зал! Ну и отлично, значит мы не одни такие, страстные любители балета.

Пройдя контроль, оставив одежду в гардеробе, мы прогулялись по коридорам театра, поглазели по сторонам и пошли на свои места.

Зал в историческом Мариинском театре устроен так, что с любого места очень хорошо видно сцену и слышно музыку.

зал театра, фото из личного архива
зал театра, фото из личного архива

Наши места были на первом ярусе, видно было прекрасно.

Пока оркестр настраивает инструменты и еще не погасили огни, есть несколько минут оглядеть зал. Все вокруг сияет, сочетание зеленого и золотого очень идет этому залу.

Нарядные зрители, шум голосов, звуки оркестра, шелест прогаммок, разговоры о балете, это все тоже входит в праздничное настроение, приятно находиться в таком месте и в хорошей компании.

На потолке, в свете хрустальной люстры, взявшись за руки, ведут хоровод амуры и нимфы.

потолок и хрустальная люстра, фото из личного архива
потолок и хрустальная люстра, фото из личного архива

Царская ложа, рядом с которой мы сидели, блистает золотом, она украшена красивыми скульптурами и бархатным занавесом.

Царская ложа сбоку, фото  из личного архива
Царская ложа сбоку, фото из личного архива

Прозвучал третий звонок, гаснет в зале свет, зрители затихают, не слышно больше разговоров , все взоры прикованы к сцене, начинается волшебство.

Сильфида

Адольф Нурри впечатлился коллегой по Парижскому театру оперы и балета, Марией Тальони, танцовщицей поэтичной, непохожей на других.

Мария Тальони, фото из открытых источников.
Мария Тальони, фото из открытых источников.

Нурри придумал либретто балета, в нем был образ воздушной девы, призрачной мечты, зовущей за собой прекрасного юношу.

В балете было все - романтика, любовь, встреча с волшебной девой, за которой сбегает герой с собственной свадьбы, колдовство ведьмы, брошенная невеста и трагедия, которой закончилось стремение к несбыточной мечте - быть с любимой.

Фото с прораммки Мариинского театра.
Фото с прораммки Мариинского театра.

Хореографом балета стал Филиппо Тальони, отец и учитель Марии.

Магия этого балета в цвете, ярких красках национальных шотландских костюмов, красочных декорациях, танцах с движениями, манящими друг к другу.

Балет "Сильфида" фото из личного архива
Балет "Сильфида" фото из личного архива

И как в противовес этому буйству красок и страстей, возникает неземная Сильфида, воздушная, в белом платье, увлекающая за собой, но не дающаяся в руки.

Сильфида, как мечта о прекрасном, несбыточном, о волшебном чувстве, которое неподвластно разуму.

Сильфиды, фото из личного архива
Сильфиды, фото из личного архива

Для усиления воздействия, придумана нечисть, ведьма Маджик, со своими вампирами, которая колдует над волшебным зельем, извлекает из кипящего котла белый шарф и вручает его герою, который ищет Сильфиду в темном лесу и не может ее удержать.

Ведьма убеждает Джеймса, так зовут героя, что накинув шарф на Сильфиду, он сможет поймать ее, свою мечту.

Джеимс, этим шарфом завязывает руки Сильфиды, но ведь мечту нельзя связать, нельзя любовь приковать к себе, она от этого умирает.

Сильфида и Джеймс, фото из личного архива
Сильфида и Джеймс, фото из личного архива

Идеал недостижим!

Сльфида умирает от этих оков, мечта не может быть в клетке, радость в любви, а не в плену, с завязанными руками.

Ведьма добилась своего, показала Джеймсу, что он сам убил мечту и герой не выдержав тяжести своего поступка, тоже умирает.

А жизнь продолжается, брошенная героем невеста, вышла замуж за другого, толпа все пляшет, теперь уже на другой свадьбе и им нет дела до двух несчастных, которые не смогли понять друг друга и умерли, не познав любви и не догнав мечту.

фото из личного архива.
фото из личного архива.

«Сильфида» - первая в театральной истории симфония цвета. 
Спектакль длится ровно столько, сколько длится действие живописной игры. Спектакль кончается, когда белый балет вытесняет из памяти зрителя яркий терракотово-синий фон первого акта.
Так писал об этом балете Вадим Гаевский, Советский и Российский театральный и литературный критик, балетовед и педагог.

С начала 1830 года «Сильфида» поражает зрителей своей трагической историей, заставляет задуматься о чувствах, о мечте, о простых радостях, которые окружают нас, о том, что мечтать нужно, но нельзя терять связи с реальностью.

Балет нам очень понравился, хореография, костюмы, музыка - все красиво и замечательно.

Три раза вызывали артистов на бис, отдельные аплодисменты дирижеру и оркестру, это был восторг!

Театральный буфет, фото из личного архива.
Театральный буфет, фото из личного архива.

Антураж исторической сцены Мариинского театра, красивая обстановка, нарядные зрители и антракт, проведенный в театральном буфете, заставили нас забыть о плохой погоде и отдаться полностью наслаждению от встречи с прекрасным.

фото из личного архива.
фото из личного архива.

Спасибо за подарок, дети!