Найти тему
СВОи. Герои регионов

Дар Шиляев: «Мы вернемся другими людьми!»

Оглавление

Губкин (Белгородская область)

Дар Шиляев — пример человека, который знает, чего хочет, следует за своими талантами, сердцем и совестью. Так, почти в 40 лет он поменял профессию с мастера горнорудного предприятия на режиссера кино. А после начала СВО не смог оставаться в стороне: сначала собирал и возил с друзьями на передовую гуманитарную помощь, потом пошел добровольцем на фронт, затем заключил контракт с Министерством обороны России и обучился на курсах офицеров. Он попал на одно из самых сложных направлений — Авдеевское. Здесь офицер с позывным «Режиссер» находится до сих пор.



То, что мы дозвонились до Дара — это буквально дар свыше. Именно в этот день он поехал по делам в Донецк. Когда мужчина на линии боевого соприкосновения (а это практически всегда), связи с ним нет. Да и в такие моменты военному человеку точно не до звонков журналистов. Дар рассказал о своей жизни сдержанно, многие подробности упустил по понятным причинам. Но даже короткая беседа была пронизана мудростью человека, познавшего настоящую ценность жизни. Жизни, которая на войне исчисляется секундами.

Мальчик из интеллигентной семьи

Дар Шиляев родился 4 апреля 1975 года в Новосибирске. Необычное имя ему дал отец — Владимир Шиляев, увлеченный историк. «Это старославянское имя, от которого произошло женское имя Дарья. Оно означает «подарок», — говорит Дар.

Мама Дара — физик и математик, почетный работник общего образования Российской Федерации, а сестра Ольга — драматург, известная множеством своих постановок.

«Вот в такой интеллигентной и творческой семье я вырос. Кстати, еще один интересный факт: на пятитысячной купюре можно увидеть моего предка — Муравьева-Амурского», — улыбается Дар.

В Новосибирске он прожил до четырех лет, а затем переехал с семьей в город Губкин Белгородской области. Здесь Дар, как он сам говорит, «пустил корни».

Таланты и дары

«Я всегда знал, что мне нравится придумывать кино. С самого раннего детства, когда еще не было ни магнитофонов, ни кассет, собирал своих сверстников вокруг себя и рассказывал им фильмы, которых в природе не существовало, с сюжетами, которых не было. Все слушали, затаив дыхание!» — вспоминает он.

В школьные годы Дар увлекся театром. Молодой режиссер театральной студии Евгений Ливада привлек интерес мальчиков постановочными драками, сражениями на шпагах и гимнастическими трюками. Именно тогда он впервые вышел на сцену, и ему это невероятно понравилось.

А еще Дар с детства любил музыку: играл на виолончели и фортепиано. Творческие конкурсы и спектакли — все было в его школьной жизни. Но после окончания школы он неожиданно для всех окружающих поступил в технический вуз на специальность «горное дело».

«Конечно, и в вузе были такие конкурсы как „Алло, мы ищем таланты!“, всевозможные капустники и конкурсы самодеятельности. В них я участвовал с удовольствием. Однокурсники мои, когда узнали, куда я устроился работать после окончания вуза, удивлялись. Никто не думал, что я пойду по специальности — на горнорудное предприятие», — говорит Дар.

Но судьба сложилась именно так. Лебединский горно-обогатительный комбинат (ГОК) — градообразующее предприятие Губкина, крупнейшее в России и СНГ предприятие по добыче и обогащению железной руды. В городе особо не было другой работы, да и работать горняком считается там престижным. Понятное дело, что именно на ГОК шла трудиться добрая половина мужского населения города. Дар не стал исключением. Сначала он работал машинистом экскаватора, потом дорос до мастера.

«Работа на горнорудном предприятии — очень тяжелый труд, он закаляет, делает из любого мужчину настоящего мужика! Здесь я работал с 1995 по 2014 год. И ушел с хорошей зарплаты на более низкую. В культуру. О чем не пожалел ни одной секунды!» — говорит он.

Работа на горнорудном предприятии не помешала Дару развивать свои таланты и проявлять их на сцене. В начале 2000-ых создал музыкальную группу, с которой объездил воинские части многих городов, выступая с концертами. А в 2005 году группа выпустила свой первый музыкальный альбом, автором многих песен был сам Дар.

Война и мир

Служба в армии, военные песни… Даже в мирное время Дару Шиляеву была близка тема войны. Он активно участвовал в военных реконструкциях, состоял в губкинском историко-патриотическом объединении «Поиск». Получая второе образование по специальности «Режиссер», он еще предполагал, что, возможно, станет фотографом, но судьба привела его в Губкинский театр для детей и молодежи. В нем Шиляев быстро занял место ведущего актера.

«В театр я пришел служить искусству. Именно служить, а не ради гонораров или какой-то карьеры. Играл совершенно разные роли и в комедиях, и в драмах, и во взрослых, и в детских спектаклях, режиссером-постановщиком части из них был сам. Но больше, конечно, я увлекался съемкой, из-за этого пришлось уйти из театра. Мы организовали киностудию АНО „Огненный рубеж“. Снимали различные короткометражки для известных людей и владельцев больших холдингов», — рассказывает Дар.

Особую гордость у Дара вызывает его фильм «Пушка» о Великой Отечественной войне. В нем снялись народный артист России Юрий Назаров и заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина.

Сюжет этой картины основан на реальных исторических событиях, происходивших на территории Губкина и Старого Оскола с июня 1942 по февраль 1943 года, когда две советские армии — 40-я и 21-я — попали в окружение.

Еще в творческом арсенале Дара Шиляева такие фильмы, как «Снежная баба», получившая гран-при республиканского открытого конкурса любительских фильмов имени Юрия Тарича «Я снимаю кино», художественно-публицистический фильм «Я — русский офицер», который взял высшую награду Коломенского кинофестиваля любительского кино. В нем отражен подвиг военного врача Велли Курбанова.

Дар Шиляев снимал и клипы к песням. Одна из его работ «Черный снайпер» вошла в список финалистов Всероссийского фестиваля «КлипFest». Дар был не только режиссером этого клипа, но и автором, и исполнителем песни. А работа «Мишка», снятая по заказу министерства обороны России в поддержку ребят, воюющих в зоне СВО, признана лучшим клипом кинофестиваля «Потомки победителей». Буквально за несколько дней он собрал более трех миллионов просмотров.

А еще Дар Шиляев снял мини-фильмы о Великой Отечественной войне в рамках совместного проекта с Центром патриотического воспитания «За Родину!». По его совам, это дань памяти и уважения всем, кто сражался на фронтах ВОВ. Фильмы были показаны 9 мая на центральном телеканале «Россия». Среди них — «Был трудный бой» — экранизация стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста» — и «За наши судьбы, за нашу славу» — экранизация стихотворения Бориса Слуцкого «Голос друга».

-2
-3

Жизнь с начала СВО

Когда началась специальная военная операция, Дар Шиляев не мог оставаться в стороне: «Может быть, это прозвучит банально, но скажу цитатой из фильма „Офицеры“: „Есть такая профессия Родину защищать!“. Выбор был сделан, причем сделан коллегиально всей группой киностудии АНО „Огненный рубеж“. За мной или со мной, как угодно, на войну пошли семеро человек. Все они — люди зрелые, повидавшие жизнь. Самому старшему из них 63 года, самому младшему, нашему оператору Дениске — 37. Мы находимся на Авдеевском направлении с 29 декабря 2022 года. На сегодняшний день все живы и здоровы».

Сейчас Дар — заместитель командира роты бригадной разведки 1-ой славянской бригады с позывным «Режиссер». Его бойцы имеют за плечами реальный боевой опыт, поэтому враг хорошо знает: где «Режиссер», там «надают по ушам больно и сильно». Но это сейчас, а сначала была долгая подготовка…

«Когда началась война, мы своими силами стали собирать гуманитарную помощь и возить на фронт. Плюс в том, что мы ездили со всей своей аппаратурой, поэтому смогли снять и зафиксировать военные преступления противника. Что они делали, как они делали. Нормальный человек от увиденного потерял бы рассудок. Все эти съемки мы храним для международного военного трибунала, когда будут судить киевский режим. В принципе, сейчас мы тоже все снимаем, но уже как участники боевых действий. Как говорят военные корреспонденты: „С „лейкой“ и с блокнотом, а то и с пулеметом“. Так вот, сейчас мы и с „блокнотом“, и с пулеметом…», — говорит Дар.
Помимо зверств войны Дар со своей группой снимают документальное кино, прямо на передовой. Оно отражает быт военных, как они работают и живут, о чем думают.

«Надеюсь, что этот фильм мы доведем до конца. В памяти и на кадрах останутся люди, многих из которых уже нет с нами. Мы снимаем жизнь, только эта жизнь в состоянии войны», — грустно вздыхает он.

Параллельно с оказанием гуманитарной помощи Дар со своими коллегами из киностудии готовились к участию в войне всей группой. Они плотно занимались своей экипировкой: приобрели все, начиная от формы и обуви, заканчивая оборудованием. Когда все было готово, Дар пришел к жене, и состоялся диалог, который он хранит в памяти:
— Ты собрался?
— Да.
— Ты пойдешь?
— Да. Так надо.
«Конечно, мое решение далось супруге нелегко. Но, что делать. За время службы мне удавалось три раза вырываться домой на несколько дней. Сын у меня уже взрослый, а дочь — школьница. И для жены, и для дочери наши встречи стали особенными. Папа, муж, сын, брат приехал с войны. Совсем другое отношение. И совсем другая ценность минут, проведенных вместе», — говорит Дар.
Сначала он со своими коллегами пошли на фронт добровольцами. Но потом Дар отправился к командиру, которого хорошо знал, и подписали контракт всей группой. Так они оказались на Авдеевском направлении, линии боевого соприкосновения. Уже на фронте Дар прошел курсы офицеров и получил офицерское звание.

На вопрос, что чувствует и переживает человек мирной профессии на войне, Дар отвечает с горькой усмешкой: «Я каждый день злюсь. Злюсь сам на себя, злюсь на противника. Но это нормально. Война — это большая стиральная машина. Здесь человек, если он не очень хороший, надолго не задерживается… Конечно, и грязи хватает. Но при этом здесь все по-честному, по-настоящему. Настоящая жизнь, которая считается секундами. Здесь нет завтра. Здесь только вчера и сейчас, ведь следующего мгновения может и не быть. Выживем — хорошо, глаза открыл — уже нормально! Но как бы ни было сложно, я ни одной секунды не пожалел о своем решении».

Он признается, что на войне не страшно только дураку. Всем страшно. И, бывало, накатывает черная депрессия, когда теряешь в бою товарищей. Но делать нечего, эти чувства проживаются, перемалываются, ведь нужно идти дальше и защищать Родину, несмотря ни на что.

-4
-5

Переоценка ценностей

«Ценности, которые были в гражданской жизни, на войне вдруг обесцениваются, — говорит Дар, — Становится ценным совсем другое. Друзья на гражданке вдруг оказываются просто знакомыми. А друзья все рядом с тобой, спину твою прикрывают… Меня часто спрашивают: «Зачем тебе это нужно? Жил бы себе и жил, тем более по возрасту тебя не призовут!» Я не хочу никого оскорбить, но, когда 2 августа коллеги, которые служили в ВДВ, выходят на городские улицы, рвут тельняшки и говорят: «Никто, кроме нас!» Так и хочется позвать их с собой: «Пойдем со мной и порвем тельняшки на передовой!»

Мечта о кино

На вопрос, о чем Дар сейчас мечтает, он надолго задумывается: «Не могу сказать… Глупо говорить, что мечтаю о том, чтобы быстрей закончилась война, мы все прекрасно понимаем, что она скоро не закончится. Да и все мечты, которые были на гражданке, сейчас обесценились…»

И вдруг голос его приобретает совсем другой оттенок, в нем появляется что-то мальчишеское, радость и надежда: «Точно! Есть у меня мечта! Хочу снять комедию в стиле Гайдая. В его фильмах снимались актеры-фронтовики, но в них не было никакой злости. Столько доброты и легкого юмора в них! Вот, хочется создать такое спокойное, душевное, семейное кино! Люди устали от чернухи, сейчас смотреть телевизор невозможно. Включите „Бриллиантовую руку“ и „Терминатор“ — что вы будете смотреть с большим удовольствием? Вообще вся эта грязь начала на нас литься со всех экранов с конца 1970-ых годов. В СССР все жили дружно. Могли спокойно ребенка отпустить поехать в другой город одного. А в школе не было никакой охраны, не считая грозной уборщицы тети Клавы, которая могла надавать тряпкой за то, что прошел по вымытому полу без сменной обуви. Ключ от квартиры дети носили на шее, а часто родители хранили ключи под ковриком у двери. Прекрасно жили. Никакой зависти, никакой злости. А сейчас что?»

По словам Дара, при том, что мечта все-таки отыскалась, планировать что-то преждевременно: «Что будем делать в мирной жизни? Разберемся, что будем делать, сейчас главное — вернуться живыми. Только вот вернемся мы уже не теми людьми, которыми были раньше, другими людьми, у которых будет много вопросов ко всем!»

-6
-7
-8
-9