На Первом канале продолжается показ остросюжетного детективного фильма «Бизон: Дело манекенщицы» с участием Сергея Безрукова, Александра Яценко, Юрия Беляева, Владимира Стеклова, Константина Адаева, Геннадия Смирнова, Айсель Прат, Лики Маркеловой, Анны Богомоловой и других артистов.
На мой взгляд, это самая интересная премьера Первого канала в этом году, затмившая и «Шпион», и «Чужой», и даже «Мосгаз: Последнее дело Черкасова».
Сегодня гостем авторского канала ДЗЕН «Мир современного кино» стал режиссер-постановщик сериала «Бизон: Дело манекенщицы» Сергей Чекалов. Причем, это эксклюзивное интервью довольно необычное. Ведь оно создано по вашим вопросам. Ранее в таком формате были созданы эксклюзивные интервью с Клавдией Коршуновой («Неопалимая купина»), Мариной Ворожищевой («Заступники») и Марией Лисовой («Русские горки»).
Здравствуйте Сергей Петрович! Огромное спасибо за ваше согласие на создание интервью. Первый вопрос – как и когда вы получили предложение стать режиссером-постановщиком проекта «Смерть манекенщицы»?
Добрый день, Алекс! В феврале 2021 года Валерий Петрович мне позвонил. Вернее, позвонили из его компании и предложили детективный, современный проект. Я его почитал и понял, что это совсем не моя история и отказался.
А затем примерно через две недели мне позвонил лично Валерий Петрович Тодоровский и предложил: «Не хотите ли снять костюмированный ретро-детектив?».
Я прочитал сценарий и, наверное, уже с третьей страницы влюбился в «Бизона», в главного героя. В итоге мы ударили по рукам и в июне начали подготовку.
Как проходил выбор исполнителей главных ролей?
Это стандартная технология, то есть, кинопробы, обсуждение характеров. Конечно, очень хотелось, чтобы все три главные героини Кристина Лигачева, Зоя Жилинская и Мила Никанорова отличались друг от друга и характером, и голосом, и цветом волос. Была поставлена задача показать брюнетку, блондинку и рыженькую девушку. В итоге почти все получилось, хотя Мила не совсем рыженькая.
А когда прошли кинопробы с Сергеем Безруковым на главную роль «Бизона», стало сразу же очевидно, что это стопроцентное попадание, и это тот самый герой, тот самый «Бизон», который, как локомотив, будет вести всю эту историю. Ведь процентов на восемьдесят в каждой сцене участвует главный герой, и с ним и через него происходит все взаимодействие.
Писался ли сценарий под Сергея Безрукова изначально или кастинг на главную роль проходил после идеи создания?
Нет, сценарий не писался под Безрукова, там изначально были другие артисты, и в процессе даже снимались сцены в костюмах и в гриме с другими артистами. Ведь я был приглашен в проект после его остановки, а самый первый сценарий создавался семь-восемь лет назад.
Изначально в проекте «Смерть манекенщицы» был другой режиссер-постановщик, он проводил кастинг. Тогда в актерском составе были Федор Бондарчук и Паулина Андреева, но потом проект заморозили. В итоге он пролежал на полке целый год. А уже когда дальнейшую работу над сериалом предложили мне, мы провели новый кастинг, вскоре появился Сергей Витальевич, и он сразу же был утвержден на главную роль.
Как приходит идея создания того или иного фильма?
Творческие идеи всегда витают в воздухе, и это может происходить абсолютно по-разному. В данном случае я не знаю, что побудило автора написать такую историю. В реальной жизни любой маломальский эпизод может задать какой-то внутренний вектор или как триггер, запустить какую-то цепь образов, из которых будет складываться конкретная история.
Насколько я знаю, первая версия сценария «Смерть манекенщицы» значительно отличалась от нынешней, на основе которой происходили съемки. Она была более философской, но в рамках сериала, его формата необходима несколько другая, динамичная история. Поэтому и появилась новая, вторая версия сценария.
В советское время, которое как раз и показано в сериале, при производстве кинофильмов о работе милиции, как правило, привлекались консультанты из органов, отвечавшие за достоверность происходящего на экране в плане форм и методов работы, специфики профессии и так далее. Есть ли такая практика сейчас, в частности, при работе над «Бизоном»?
Да, конечно, были люди и в момент написания, которые консультировали, прочитывали, вычитывали материал на предмет каких-то несоответствий. Но кино это все-таки художественный вымысел, и у нас не документальная история. И, конечно, в каких-то моментах, как раз в вопросе вариативности, комбинаторики, к сожалению или к счастью, приходится что-то свое додумывать, придумывать. Это не всегда соответствует точности, но если, допустим, соответствовать всем необходимым регламентам, то это будет менее интересно, то есть, будет скучновато.
Конечно, профессионалы на это сразу же обращают внимание, ведь им иногда неприятно видеть определенное несоответствие. Но, именно так все устроено, так устроен творческий процесс. Когда ты работаешь над образом, то какие-то вещи могут мешать, и ты просто закрываешь на это глаза.
Приведу самый банальный пример, и он, может быть, не совсем точный. Но в «Звездных войнах» когда в космосе летит корабль, звука нет в реальности. Но если этот звук убрать из пролетов, уйдет понимание и объем. Поэтому мы все равно создаем слегка скорректированную свою Вселенную, в которой живут персонажи. Но стараемся максимально соответствовать так, чтобы это было не смешно. Надеюсь, на нас не сильно будут серчать товарищи из органов, ведь мы старались.
Конечно, не всегда есть соответствие. Но, даже консультанты, когда они находятся на площадке и видят определенную ситуацию, сцену, в которой должно что-то произойти, говорят: «Давайте будем считать, что в этой ситуации он мог повести себя именно так». Поэтому мы иногда на определенное несоответствие закрываем глаза. Но гораздо чаще стараемся соответствовать, чтобы сотрудникам правоохранительных органов не было за нас стыдно.
Кто в представлении авторов сериала более характерный сотрудник следственных органов того времени – Кирилл Бессонов или Леонид Марчук?
Я думаю, что более характерный образ – это Леонид Марчук. Хотя для меня, конечно, они оба профессионалы. Вопрос только в том, что в силу своих личных качеств и соблюдения определенных законов и этики они по-разному выполняют свою работу.
Ведь «Бизон» все-таки в большей степени является исключением. И если бы, допустим, большая часть следователей МУРа были такими, как «Бизон», в какой-то момент их работа перестала бы быть управляемым процессом. А это не есть хорошо для структуры, в основе которой лежит контроль за соблюдением законов и выявления разного рода правонарушений. Поэтому все должно оставаться в рамках закона.
Но опять же, если бы все было так правильно, мне было бы неинтересно наблюдать за героем, все-таки его нестандартные решения и характер «Бизона» - это главные факторы, которые притягивают зрителя к этому персонажу.
Некоторые зрители находят сходство между Кириллом Бессоновым и Глебом Жегловым («Место встречи изменить нельзя»). Так ли это или такое мнение зрителей ошибочно?
Нет, никто даже близко не ставил никаких задач относительно Глеба Жеглова. Просто тембр голоса у Сергея Витальевича несколько резонирует с голосом Высоцкого, и потому создаются определенные внутренние параллели и такое восприятие. Но повторяю, таких задач никто не ставил и не пытался копировать или соответствовать образу Глеба Жеглова.