Найти тему
Звездный Фарватер

ЧУДОВИЩА ПОЛЕЦКОГО ОЗЕРА

Приблизительно так выглядит палецефал, доживший до нашего времени, - родственник вымершего стегоцефала.
Приблизительно так выглядит палецефал, доживший до нашего времени, - родственник вымершего стегоцефала.

Широко бытует ошибочное мнение, что встречи с загадками и чудесами живой природы происходят, лишь, в глухих краях, где редко ступает нога человека. Безусловно, малопосещаемые места таят в себе много сюрпризов, однако, нет нужды ходить за тридевять земель. Немало неожиданностей можно отыскать и у себя дома - в Подмосковье. Там вопреки известному утверждению, водятся не только грибы, но и нечто более таинственное.

«Чепуха», - скажет недоверчивый читатель, - Подмосковье давно, уже, вдоль и поперек исхожено, истоптано и изучено откуда там взяться неведомым чудесам. Чтобы развеять подобное заблуждение, отправимся на Белорусский вокзал. Электричка быстро домчит нас до платформы Полушкино. Отсюда рукой подать до легендарного Полецкого озера. Чем же оно знаменито?

Именно здесь летом 1914 года поймали... крокодила. И это был не сбежавший из вольеров зоопарка обитатель тропических широт, а загадочный северный крокодил. «Выдумка!» - воскликнут в один голос ученые ортодоксы и скептики, но мы не станем спешить с выводами.

Первые упоминания о необычной рептилии относятся, еще, к XII-му веку. В некоторых летописных источниках попадаются описания ящеров, живших в лесных заболоченных озерах, весьма, напоминающие по облику крокодилов. Естественно, исследователи древних рукописей скептически отнеслись к подобным сообщениям. Одни видели в них мифическое тотемное животное, другие объявляли это плодом фантазии летописцев, одним словом, единого мнения не было. Требовались факты. И вскоре они появились.

Впервые, Полецким озером заинтересовался Н.А.Гульшин - известный в начале прошлого века натуралист-любитель. И не случайно. Ведь, до революции его имение находилось, всего, в десяти верстах от этого озера. А поскольку оно пользовалось в народе дурной славой не обратить внимание на него он не мог. Беседуя с барином, окрестные рыбаки уверяли того, будто в озере живет нечистая сила. Многие, даже, божились, что видели ее собственными глазами.

Сверхъестественные «гипотезы» темных крестьян, конечно, исследователя не удовлетворили. Он справедливо предположил, что в озере, вероятно, обитает незнакомое науке животное. Оно то и есть причина суеверного страха местных жителей.

В 1912 году по инициативе Н.А.Гульшина на заболоченных берегах Полецкого озера появилась небольшая станция наблюдения. О результатах ее работы стоит рассказать подробней. Первые два летних сезона, кстати, весьма холодных, успеха не имели. Таинственные существа удалось обнаружить, лишь, в сезон 1914 года. Ими оказались реликтовые рептилии, родственные, так называемым триасовым стегоцефалам, вымершим, как считалось, еще, в начале Мезозоя.

В 1914 году наблюдения за озером начались, несколько, раньше обычного, в начале мая. В это время буйная болотная растительность, еще, не успевает полностью покрыть неглубокие прибрежные воды. Неожиданно Н.А.Гульшин и его добровольные помощники из местных крестьян братья Андрей и Алексей Аксеновы обратили внимание на сильные всплески (особенно ночью), не характерные, даже, для крупных рыб. Вскоре им удалось определить и сам источник загадочных звуков.

Вот что пишет Н.А.Гульшин в докладе, сделанном им на заседании Зоологического общества при Московском Университете 27 сентября 1914 года: «В сумерках мы заметили медленно плывущее по мелководью странное животное. Его внешний вид отдаленно напоминал небольшого крокодила. Заметив приближающуюся лодку, «крокодил» шлепнул хвостом по воде и ушел на глубину. К сожалению, отловить его не удалось…»

Между тем, через некоторое время исследователям повезло. К ним в руки попали сразу два экземпляра необычных обитателей Полецкого озера. Их поймали деревенские мальчишки в обмелевшей протоке. «…Существа, размером около аршина и весом чуть больше пуда. При ближайшем рассмотрении в них без труда узнавались амфибии. Эти питающиеся рыбой земноводные ведут в основном ночной образ жизни. На берег выползают крайне редко, ибо вне воды крайне неуклюжи. С наступлением холодов они зарываются в илистое дно и впадают в анабиоз. Удивительно, почему раньше зоологи не обратили на них внимания.» - пишет в заключении своего доклада Н.А.Гульшин.

Итак, начало изучению северного крокодила - полецефала (Н.А.Гульшин назвал его по имени озера - прим. Е.И.) положено. Увы, уже начавшаяся война прерывает исследования. В 1916 году погибает на фронте Н.А.Гульшин, он по специальности был врач. Смутное время на долгие годы хоронит не только начатое им дело, но и само его удивительное открытие. Современные криптозоологи пытались найти в архивах материалы, собранные Н.А.Гульшиным до революции, но, увы, практически ничего не сохранилось. Труды энтузиаста-натуралиста бесследно исчезли, видимо, где-то в 1920-х -1930-х годах, когда к подобным открытиям относились, откровенно говоря, враждебно.

Но, уже, во второй половине прошлого века полецефал вновь напомнил о себе. Толчок к повторному изучению Полецкого феномена дал по истине комичный случай. В 1969 году Л.И.Брежнев приехал ознакомиться с образцово-коммунистическим Наро-Осановским рыбхозяйством, пруды которого сообщаются с озером протоками. Экскурсия предполагала ознакомление с рыбопитомником. В момент, когда генсек, стоя у самой кромки воды, слушал руководителей хозяйства, на берег выполз огромный полутораметровый полецефал. Возникла немая сцена.

Естественно, не генсек был объектом его внимания, а солидный карп, которого тот держал в руках почти у самой воды. В мгновение ока рыбина оказалась в пасти полецефала. Опомнившись свита бросилась отгонять непрошеного гостя. А тот, схватив добычу, быстро скрылся в пруду. Обескураженный Л.И.Брежнев, тогда, еще, неплохо соображавший, дал указание разобраться в проблеме и доложить.

Полецкая станция зоологического наблюдения обрела вторую жизнь. Хотя, переданная в ведение Тимирязевской академии, она скорее являлась местом студенческой практики, чем форпостом научных изысканий. Студенты, по традиции тех лет, больше изучали винно-водочный ассортимент ближайшего сельпо, нежели загадочную фауну озера. В конце 1970-х годов станция сгорела дотла. Не исключено, что причиной пожара послужило излишнее рвение практикантов на этом, далеком от науки, поприще. Что ж, эпоха застоя – не совсем удачное время для таких открытий.

Читателю может показаться, будто северный «крокодил» - достопримечательность одного, лишь, Полецкого озера. Разумеется, нет. Среда обитания полецефала - заболоченные озера, коих множество в непроходимых топях средней полосы и русского севера. Например, факты наблюдения этих реликтов нередко отмечаются в Новгородской области, где болота занимают огромные, практически недоступные для человека, пространства. Там, даже, сама топонимика указывает на места их обитания, например, озеро Ящеро, урочище Ящерово.

Да, затерянные миры встречаются не только в жарких тропических джунглях. Существуют они в анналах и нашей, казалось бы, суровой и однообразной, северной природы. Живое тому свидетельство - палецефал - доисторическая рептилия, чудом дожившая до наших дней.

Евгений Иванов