Данный материал возник в связи с конфликтом между Израилем и Палестиной (октябрь 2023 г.) и возникшим вопросом в социальных сетях относительно обязанности государства.
Для начала рассмотрим особенности именно данной ситуации.
I. Обязана ли Российская Федерация в настоящий момент вывезти своих граждан с территории Израиля в условиях вооруженного конфликта
Если кратко, то НЕТ!
ПОЧЕМУ?
Давайте разбираться!
- В Израиле всегда действует террористическая угроза, что повышает риски пребывания на этой территории, действуют спецправила безопасности. Риски мы оцениваем сами, не государство. Для каждого они разные. Нулевого риска не бывает!
- Все лица, находящиеся на территории такого государства (любого), находятся под его защитой. Государство пребывания несёт ответственность и обязано обеспечить их безопасность.
- Государство гражданства ограничено в своих действиях на территории иностранного государства, даже в защите интересов своих граждан. Все вопросы таких действий обязательно согласовываются с государством пребывания.
- В настоящее время Израиль находится в состоянии активного вооружённого конфликта с территорией Палестины в секторе Газа.
- Но! Израиль не объявлял о закрытии своих границ и воздушного пространства для иностранных государств, и их граждан. Не призывал другие страны вывозить своих граждан. Небо не закрыто. А значит не надо никого вывозить.
- В настоящее время многие авиакомпании продолжают осуществлять регулярное авиасообщение. Есть те, кто отменил или приостановил (Турецкие авиалинии, иные авиакомпании мусульманских стран). Значит есть возможность доступно покинуть Израиль, купив билет. Дорого? Да. Рыночная экономика и повышенные риски безопасности. Если рейс отменен – обращаемся к авиакомпании, это гражданские правоотношения. Вопросы о возврате и обмене билетов регулируются законодательством государства регистрации авиакомпании.
- Авиакомпании ряда государств предлагают своим гражданам покинуть Израиль бесплатно на регулярных рейсах – это договорённость с национальной авиакомпанией, отправляют те же, а не новые рейсы, но бОльший самолёт. Таких пассажиров распределяют по рейсам списками при участии посольства страны.
- Почему не мы? Их граждан больше (для граждан США существует реальная угроза, поскольку правительство поддерживает только Израиль), в посольство РФ поступило небольшое количество обращений граждан, желающих покинуть Израиль, чтобы выделить более вместительный борт. Часть граждан России имеет гражданство Израиля, а значит не может просто покинуть страну, не решив вопросы по мобилизации.
Посольство государства на территории Израиля осуществляет представительские функции своей страны, и лишь одна из них защита граждан. Такая защита бывает либо дипломатическая защита (вы арестованы, задержаны, совершили преступление, потеряли документы), либо защита при угрозе жизни.
В настоящее время такая угроза существует в отношении граждан РФ, находящихся в плену, на территории Газы. Посольство составляет их списки, разыскивает их, их родственников, передаёт информацию правоохранительных органам Израиля для помощи и в МИД в Москву.
Рекомендуемые действия граждан РФ в различных ситуациях на территории Израиля в настоящее время размещены на сайте посольства РФ в Израиле. https://israel.mid.ru/ru/press-centre/news/aktualnaya_informatsiya_dlya_grazhdan_rossiyskoy_federatsii/
II. Обязанность государства вывозить своих граждан с территории иностранного государства – частный случай
Действительно, такая ситуация возможна. Она регулируется национальным законодательством самого государства, оказывающего такую помощь. В России Постановление Правительства РФ 2010 г. «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию». https://base.garant.ru/12176212/
Предоставление такой помощи – это исключительный случай. Применяется она в редких случаях при наличии угрозы жизни обратившегося и его близких.
Помощь оказывается за счет доходов, получаемых загранучреждениями Российской Федерации от разрешенных видов деятельности.
Для получения такой помощи гражданин обращается в консульство или посольство РФ и предоставляет указанные в Положении документы.
В учреждении создается комиссия для решения вопроса об оказании помощи. «При рассмотрении заявления гражданина Российской Федерации комиссия:
а) проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
б) выясняет обстоятельства пребывания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.);
в) запрашивает при необходимости документы, относящиеся к существу вопроса (в том числе в электронной и факсимильной формах).»
То есть, на мой взгляд, крайне мала вероятность получения такой помощи. Это исключительный случай.
В случае положительного решения, помощь предоставляется в виде оплаты расходов на проживание, приобретение проездных документов, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. НО! Относительно каждого вида помощи в положении указаны ограничения по сумме таких расходов.
Помощь нельзя получить просто в виде денежных средств, все протоколируется и юридически оформляется, потому что это отчетные документы о расходовании денежных средств самого Учреждения.
Почему именно так? – Потому что в полномочия посольства или консульства не входит обязанность оказывать именно такую помощь, такая помощь не рассматривается, как защита гражданина. Сам факт наличия такой возможности предусмотрен далеко не в каждой стране!
III. Обязанность государства вывезти своих граждан с территории иностранного государства – эвакуация
Эвакуация своих граждан осуществляется массово при возникновении чрезвычайной ситуации на территории иностранного государства. "чрезвычайная ситуация" - ситуация, при которой вследствие крайнего обострения внутриполитической обстановки либо вследствие вооруженных конфликтов с участием страны пребывания, стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф в стране пребывания или в сопредельных странах возникает угроза жизни и здоровью граждан.
Регулируется этот вопрос Постановлением Правительства РФ 2014 г. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102446416&backlink=1&&nd=102361891
Решение об эвакуации принимает Президент РФ
Только для принятия такого решения проводится огромная аналитическая работа: МИДом РФ, Министерством обороны РФ, МЧС России, Службой внешней разведки РФ и ФСБ РФ.
При принятии такого решения начинается круглосуточная многоуровневая работа. Здесь много условий: какая именно ЧС, есть ли договор с государством о сотрудничестве при ЧС и т.д. Работа такая проводится оперативно. То есть с момента принятия решения Президентом до эвакуации, как правило проходит от 24 ч до нескольких суток.
Что влияет на оперативность проведения эвакуации:
географическое расположение государства ЧС;
вид ЧС;
обстановка на территории самого государства ЧС;
количество подлежащих эвакуации лиц;
наличие воздушного сообщения с данной страной и его возможность предоставить чрезвычайный воздушный коридор для пролета спецборта;
наличие трансграничных территорий других государств, через территорию которых необходимо пролететь эвакуационному самолету. С каждым из них нужно договориться о воздушном коридоре, согласовать, чтобы этот коридор совпадал по времени для пролета всех территорий;
условия приема самолета на территории государства ЧС. Аэропорт и взлетно-посадочная полоса могут быть разрушены. Государство ЧС должно гарантировать безопасность самолета, его экипажа и проведения операции по эвакуации.
НЕВОЗМОЖНО ПРОСТО ПОДНЯТЬ САМОЛЕТ МЧС РОССИИ И НАПРАВИТЬ ЕГО ЭВАКУИРОВАТЬ! ЭТО ДРУГАЯ СТРАНА, ВСЕ НУЖНО СОГЛАСОВЫВАТЬ С ЕЕ РУКОВОДСТВОМ!
Россия достаточно часто проводит такие операции, но о них не всегда говорят в новостях. Часто вывозит и не только своих граждан. Есть Соглашение СНГ по совместной эвакуации https://base.garant.ru/1118466/ , поэтому государства – участники обращаются к нам и используют этот механизм, поскольку не все обладают техническим оснащением для проведения таких операций.
МОИ ЛИЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ В СИТУАЦИИ НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ПОМОЩИ:
Взвесить все риски посещения страны, где есть постоянные угрозы (военные конфликты, бедствия, климатические явления и т.д.);
Всегда оформлять страховку на всех участников поездки;
Ознакомиться с основными правилами, законами, обычаями страны посещения;
Определить для себя финансовую подушку безопасности, ее объем и формат хранения;
Воспользоваться предложением консульской службы РФ - вне зависимости от цели и срока пребывания за рубежом встать на учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении.
В случае возникновения в иностранном государстве какой-либо чрезвычайной ситуации сведения о месте пребывания гражданина, пусть даже кратковременного, о способах экстренной связи с ним или с его родственниками могут иметь решающее значение.
Выглядит, как план на случай ЧС – но все зависит от страны вашего путешествия. «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего»