Найти в Дзене

Вера АЛЕНТОВА: «Мама не хотела, чтобы я пошла по её стопам...»

Оглавление

Прошлый год для народной артистки России Веры АЛЕНТОВОЙ, исполнительницы главной роли в культовом фильме «Москва слезам не верит» (лидер кинопроката 1980 года в СССР - около 90 миллиона зрителей), был особенный: 21 февраля 2022-го ей исполнилось 80 лет. Пора было подводить итоги.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Что народная артистки России и сделала в своих долгожданных мемуарах «Всё не случайно», которые она представила на Новом Арбате в знаменитом Московском Доме книги. О чем мы тогда тоже написали.

Как выяснилось, еще шесть лет назад одно известное столичное издательство одновременно предложило выпустить книгу воспоминаний и Вере Алентовой, и ее знаменитому мужу — режиссеру Владимиру Меньшову, который как раз и снял оскароносную картину «Москва слезам не верит».

Написала и за себя, и за мужа

Супруги договорились так: сначала выйдут мемуары самого Владимира Валентиновича, а потом уже Веры Валентиновны. Однако судьба распорядилась иначе.

Владимир Меньшов скончался 5 июля 2021 года, на 82-м году жизни, от последствий пандемии. Увы, он не был вакцинирован от COVID-19, поскольку сильно боялся осложнений, так как у него был целый букет различных заболеваний.

"Москва слезами не верит". Фото из архива "7 секретов"
"Москва слезами не верит". Фото из архива "7 секретов"

После смерти мужа Валентина Алентова решила, что должна поспешить с мемуарами. «Я сразу сказала себе: Вера, тебе нужно как можно быстрее начинать писать, а то можно ведь и не успеть.

В общем, села я, подумала как следует, и быстро-быстро все сделала, благо у меня накопилось масса воспоминаний. Получается, написала и за себя, и за мужа», - так говорила с улыбкой актриса в прошлом году.

А на днях Вера Валентиновна снова заглянула в Московский Дом книги на Новом Арбате. Причем поводом для нынешней творческой встречи с читателями опять стали ее мемуары «Все не случайно».

С другой стороны, годовщина их выхода — отличный предлог лишний раз напомнить о своей книге. Ну а для почитателей таланта актрисы - это прекрасная возможность воочию увидеть знаменитость. Увы, сегодня времена непростые. Не секрет, что многие медийные персоны стараются особо не светиться на публике.

В МДК. Фото из архива "7 секретов"
В МДК. Фото из архива "7 секретов"

Нелёгкая мамина судьба

- Вы с детства мечтали об актерской профессии?

- Какой там. Более того, моя мама (Ирина Николаевна Алентова — Прим. Ред.) очень не хотела, чтобы я пошла по ее стопам. Хотя сама она закончила Вахтанговское театральное училище (Театральный институт имени Бориса Щукина — Прим. ред.). А потом ее распределили в провинцию.

Надо сказать, что периферийные актеры - огромные труженики. Если у столичных актеров в год, как правило, всего лишь четыре премьеры, то у провинциальных коллег - минимум восемь, то есть в два раза больше.

И это далеко не предел. Такая большая нагрузка вполне естественная, потому что в маленьких городах порой только один театр. А значит, нужно максимально обновлять репертуар, чтобы заманить тамошнюю публику. В

Москве много и театров, и народу, так что можно работать не столь напряженно. К тому же вокруг маленьких городов полно деревень и сел, которые периодически нужно посещать с шефскими выездными спектаклями.

А еще гастроли в различных регионах великой и необъятной страны. Длиной часто в целый месяц, а то и больше. Раньше гастроли были очень долгими. Представляете, вы приезжаете и живете в незнакомом городе многие недели. Не уезжали, пока местные театралы не пересмотрят весь гастрольный репертуар.

Конечно, дело это хорошее - поднимать культуру у населения. Разумеется, зрители очень довольны. Однако такая кочевая жизнь крайне утомительна для актеров. Не говоря уже об актрисах, особенно, если есть семья и дети. Мама сильно уставала, поэтому и не хотела, чтобы я последовала ее примеру.

Книга к юбилею. Фото из архива "7 секретов"
Книга к юбилею. Фото из архива "7 секретов"

Чуть не стала врачом

- А что она говорила?

- Отмечала, что не желает, чтобы дочка повторила ее нелегкую актерскую судьбу. Ко всему прочему в провинциальных театрах зарплаты крайне низкие, да и условия не ахти какие.

Это касается и самых театров, и транспорта, на котором надо передвигаться из одного населенного пункта в другой. Мы сейчас ездим с антрепризными спектаклями, так что я знаю, о чем говорю.

Вижу, в каких порой непростых условиях трудятся периферийные актеры. Поэтому отношусь к ним с огромной симпатией. В то же время перед глазами мамы был намного более приятный пример ее собственного отца, который работал доктором.

Тут ведь никуда не нужно ездить. Сиди себе в кабинете и принимай пациентов. Так что моя мама очень хотела, чтобы я стала врачом и тем самым продолжила дедушкину династию. Кстати, медицина меня действительно интересовала. Я даже заявление в медицинский подавала. Тем не менее все же стала актрисой.

С мужем. Фото из архива "7 секретов"
С мужем. Фото из архива "7 секретов"

- Почему раздумали?

- Мамин пример оказался заразительней. Как и мой пример. Дочь Юлия тоже стала актрисой. А вот мой внук Андрей уже режиссер. Тут он весь в деда, Владимира Меньшова. Пока сделал два фильма.

Хотя окончил МХАТ. Но с их актерского курса театры взяли только двух человек. Сейчас это очень большая проблема. Столичные театры перезаполнены молодежью. Они даже жалуются, что им не хватает пожилых актеров.

- Но можно было Андрею поехать в провинцию...

- На периферию никто не хочет ехать. С другой стороны, сейчас там ничего не предлагают. В советское время была четкая система трудоустройства. Театры обязаны были не только предоставить жилье, но и в течение минимум трех лет должны были обеспечивать ролями, даже если актер совершенно бездарный.

А сейчас жилье уже никто не дает. Так что после окончания училища в Москве выпускники стараются зацепиться в столице и ее окрестностях. К тому же периферийные театры стали открывать собственные актерские студии, где готовят для себя кадры.

Получается, вся прежняя система в корне поменялась. В любом случае, с актерами нынче проблем нет. Наоборот, их явный переизбыток. Вот и устраиваются кто как может. Если взяли в какой-то московский театр, значит, тебе безумно повезло.

С внучкой Таисией (слева), внуком Андреем Гординым,  дочерью Юлией Меньшовой и зятем, актёром Игорем Гординым. Фото из архива "7 секретов"
С внучкой Таисией (слева), внуком Андреем Гординым, дочерью Юлией Меньшовой и зятем, актёром Игорем Гординым. Фото из архива "7 секретов"

Окончание вуза ничего не гарантирует

- Вы упомянули о внуке. А ведь у вас еще есть еще и внучка...

- Таисия учится в театральном, но на продюсерском факультете. Хотя я не удивлюсь, если и она решит стать актрисой. Все-таки окружение у нее такое. А еще бабушкин пример, и мамин...

Пусть внучка думает сама. Я ведь тоже, как отмечала, сначала поступала в медицинский, а потом все же решила стать актрисой. Но недаром говорят, что пути Господни неисповедимы.

- Вы сказали, что с актерами сегодня переизбыток. Зачем же их готовят в таком количестве?

- Так набирают все кому не лень. Скажем, когда я училась, было только четыре театральных вуза — Щепка, Щука, МХАТ и ГИТИС. А ВГИК готовил кадры для кино.

Эту пятерку столичных высших школ называли золотой. А сейчас чуть ли не каждый крупный вуз считает необходимым открыть свой актерский факультет. Причем доходит до смешного. Скажем, в Высшей школе экономики есть такой факультет. Даже не знаю, зачем. Учат экономистов актерскому мастерству?

Более того, чуть ли не в каждом дворе открыта студия под управлением какого-нибудь актера. Приходит парень на кастинг, чтобы сняться в фильме, у него спрашивают, где он учился. Тут и выясняется, что в своем районе по соседству с домом.

Парадокс в том, что паренька «со двора» берут в кино, поскольку мордашка подходит, а вот выпускника ВГИКа заворачивают. Вот такая нынче творческая судьба. Получается, что даже окончание ВГИКа уже ничего не гарантирует.

С Ириной Муравьёвой в оскароносном фильме  «Москва слезам не верит» (1979). Фото из архива "7 секретов"
С Ириной Муравьёвой в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» (1979). Фото из архива "7 секретов"

Таланты жмутся по углам

- Вы отметили, что сегодня играете в антрепризах. Почему даже в известных театрах так много откровенно плохих спектаклей?

- Нет четкой системы продвижения кадров, как было раньше. Есть такая поговорка: настоящий талант всегда пробьет себе дорогу. Но сегодня мы видим, что дорогу пробивают совсем другие. Наглые, напористые.

А таланты жмутся по углам. Часто это стеснительные люди. Они все сомневаются, нужна ли кому-то их работа. А бездарные никогда и ни в чем не сомневаются. Они убеждены, что их творчество всем просто позарез необходимо.

Кстати, мой муж не раз говорил, что нужно помогать талантам, поскольку бездарности пробьются сами. Володя часто помогал талантливым ребятам. Мы с ним вместе даже набрали целый курс во ВГИКе. Причем актерско-режиссерский. Сергей Герасимов как раз говорил о таком.

В спектакле - Мадам Рубинштейн. Фото из архива "7 секретов"
В спектакле - Мадам Рубинштейн. Фото из архива "7 секретов"

- Как исправить ситуацию в театре?

- Может, стоит вернуть худсоветы. Они четко контролировали, что делали режиссеры. Но потом стали писать, что это цензура. Мол, на дворе уже совсем другие времена.

Творческие люди должны получить полную свободу. Но тут есть одно «но». Раньше мы все были уверены в том, что режиссеры - это культурные и воспитанные люди. Настоящие профи!

Они же изучали систему Станиславского, Немировича-Данченко. Так все считали. А сегодня выясняется, что у самих режиссеров, оказывается, совсем другое мнение. Вот и ставят так, как хотят. А если начинаешь возмущаться, они кричат о цензуре.

Автограф на память. Фото из архива "7 секретов"
Автограф на память. Фото из архива "7 секретов"

- Вы ходите в театры?

- Иногда. Предварительно узнаю «обстановку» - что за спектакль, кто его поставил и пр. Обычно мне советуют пойти. Или я что-то слышала. Вижу, что талантливых мастеров по-прежнему много. Впрочем, увы, как и выскочек, о которых я уже говорила. Поэтому во многих театрах такой «разгул».

- Нужна цензура?

- Скорее, узда. Потому что иные горе-постановщики позволяют себе такое, что невольно думаешь: как такое вообще можно показывать? Так что пусть уж лучше худсоветы ставят на постановки свой «знак качества».

Конечно, важно также, чтобы и внутри был какой-то свой знак качества. Скажем, сама я всегда была крайне избирательной. Вот почему во время творческих встреч мне даже трудно ответить на традиционный вопрос, какая роль для меня самая любимая.

Написала интересную книгу. Фото из архива "7 секретов"
Написала интересную книгу. Фото из архива "7 секретов"

Да они все мне нравятся. Потому что каждая роль - качественная. Я никогда не соглашалась играть то, что мне было не по душе. Муж даже называл меня человеком по имени Нет. И не раз говорил в своих интервью, что, мол, моя Вера никогда не говорит «да».

Тут я не совсем согласна с Володей, иначе я бы вообще ничего не сыграла. А у меня ведь немало ролей. И со всеми из них я «дружу», буквально о каждой вспоминаю с большой теплотой.

Хотя я действительно всегда была настолько избирательной, что, оказывается, даже своего супруга убедила в том, что никогда не говорила «да».

Но я и сегодня считаю, что материал должен соответствовать актриса. Важно, чтобы она хотела играть свою героиню. Чтобы хотела ею стать. Тогда и зрители ее полюбят, - улыбнулась народная артистка России.

- Вера Валентиновна, желаем дальнейших творческих успехов!

Артисты на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен
Театр на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен
Писатели, книги на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен
О кино на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март: моим статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен