Найти тему

Путеводитель по медицинскому вузу. Введение

Изначально канал создавался с той целью, чтобы рассказать медикам о создании медицинских приложений и игр. Хотелось сразу бы начать такое повествование, но на данный момент разработка «симулятора станций аккредитации» ещё продолжается, так ещё я начал разработку игры-викторины для медиков.

Поэтому я решил пока написать статьи о чём-то ином, но чтобы это было столь же важно. Мой выбор пал на написание серии статей о медицинском вузе – «путеводитель по медвузу».
Проанализировав «YouTube», «Дзен», «Вконтакте» и прочие платформы на наличие подобной информации, я обнаружил лишь разрозненные материалы, касающиеся отдельных тем и проблем.

Казалось бы, учёба в медицинским вузе – это нечто важное для человека. В частности, мне запомнилась первичная аккредитация врачей.

Это, конечно, неплохой способ прорекламировать свою разработку – симулятор, созданный с целью помочь студенту запомнить алгоритм каждого сценария второго этапа, однако это требует отдельной статьи – рассказать то, как вообще проходит аккредитация во всех подробностях, предшествующая подготовка, а также достоинства и недостатки моей программной разработки. Об этом потом.

На сейчас же, если говорить об информации, я нашёл лишь коротенькую статью одного выпускника о том, как всё же проходит эта самая аккредитация. И всё.

обложка "симулятора станций аккредитации"
обложка "симулятора станций аккредитации"


Поэтому моя цель – познакомить тебя с тем, что тебя ждёт в медицинском вузе. Конечно, повествование не будет лишено субъективизма, потому что я, как рассказчик, и как человек, обременён своим индивидуальным восприятием, анализом, интерпретацией всего происходящего вокруг меня. Также мой жизненный путь отличается от твоего. Ты – другая личность.
Личность. Однако о том, что ты личность, порой, забывают в том учреждении, о котором пойдёт речь.

И так, часть первая: «Ожидания разбиваются о скалы реальности»

В школе ученик усердно готовится по таким предметам, как биология, химия и русский язык. Они необходимы для того, чтобы набрать баллы на ЕГЭ. ЕГЭ и так неоднократно подвергался жёсткой критике – кто-то высказывался за его полную отмену, кто-то же за переформатирование, изменение, кто-то за возврат к системе образования, существовавшей во времена СССР.

Все эти идеи имеют право на существование, однако пока идут дебаты по этому поводу, ученики продолжают плыть по этой реке с порогами, испытывая колоссальный стресс. Стресс, вообще, хорошая вещь – это эволюционный механизм, помогающий человеку в экстренной ситуации быстро принимать решения, позволяющие сохранить ему жизнь. Стресс помогает мобилизировать все ресурсы организма на короткий промежуток времени. Когда же человек испытывает стресс длительное время, то он приносит только вред – ресурсы организма истощаются и человек неспособен с полной силой реагировать даже на обычные внешние раздражители. Падает иммунитет, возникает усталость и прочие вытекающие.

Доктор Коди, будучи учеником школы и студентом, часто испытывал стресс.
Доктор Коди, будучи учеником школы и студентом, часто испытывал стресс.


Ученик находится под влиянием такого стресса отнюдь не короткое время. Школа, необходимость в частом изучении того, что никогда и нигде не пригодится, репетиторы и родители – всё это наседает на неокрепшую психику.

От этой неокрепшей психики требуют, чтобы она, испытывая некие страдания, становилась сильнее, но люди бывают разные. Разность заключается в отличных у разных людей психотипов, темперамента, лабильности, способности реагировать на «внешние раздражители».

И вот, когда наступает момент кульминации этой истории – сам экзамен, - маленький человек, ведомый чувством долга и стремлением оправдать чужие надежды, испытывает нагрузку на психику, сравнимую с падающим на него домом. И благо, если он выстоит. Не оправдать чужих надежд – надежд родителей и тех, кто тебя обучал, больно. Множество историй о том, как маленький человек, не сдав ЕГЭ, заканчивал жизнь самоубийством. Эти истории ввергают в ужас и тех, кому это предстоит, но ещё больше ввергает в ужас родителей, которые даже не осознают всей своей ответственности за произошедшее, эмоционально рассказывая о том, что они, дескать, даже не могли такого предугадать и предположить.

Если у такого маленького человека спросить, почему же он всё-таки решил пойти во врачи, то, вероятнее всего, он ответит тебе что-то вроде «я с детства мечтал стать врачом». Есть и другие подвиды – «У меня мама и/или папа – врачи. Продолжаю семейное дело», «это самая благородная профессия. Хочу быть причастным». Чаще всего ученик или т.н. «перваш», который только-только поступил, считает, что это была лишь его идея. Однако, это не так. Далеко не так.

Кому-то в детстве покупают набор с игрушками – медицинскими инструментами и куклами. Кому-то рассказывают о врачах, которые спасли кого-то, с детства эту профессию героизируют, романтизируют, «засаживают» зерно этой идеи поглубже в сознание маленького человека. И когда оно прорастает, человек считает, что это всецело его идея, однако за этим следует нечто нехорошее.

Доктор Коди, когда ещё был совсем маленьким доктором.
Доктор Коди, когда ещё был совсем маленьким доктором.


В чём же это «нехорошее» заключается? Выбрав путь к такой «престижной» профессии, маленький человек в глазах его родителей попадает на крючок «ты сам это выбрал, так что занимайся». Начинаются дополнительные занятия и репетиторы. Большинство этот этап проходит без особых проблем.

Но крючок «ты сам выбрал свой путь» зацепился уже очень хорошо и играет против тебя на любом этапе обучения. Особенно на тех курсах, на которых ты будешь испытывать наибольшие сложности и, конечно же, желая получить хотя бы каплю сопереживания со стороны родных.

Пару слов о предметах школьных.

Биология изначально не нацелена на то, чтобы дать хоть какие-то познания, которые станут базовыми в процессе обучения в медицинском вузе. Изучение ботаники занимает несоизмеримо больше времени, нежели изучение генетики и эволюционной теории. На удивление, эволюционная теория в школьном курсе подаётся под соусом её критики креационистами. То есть, религиозными вероучениями. Я бы с удовольствием посмотрел на учебники медицинского вуза, в которых каждый аспект медицинской науки – будь то деление клетки, антибиотикорезистентность или образование антител В-лимфоцитами, - подвергался религиозной критике. Было бы забавно. В школе такое допустимо, но я даже не буду задаваться вопросами касательно этого или выступать с какой-то жёсткой критикой. Есть, и ладно.

Ещё в школе необходимо хорошо изучать генетику, паразитологию, деление клетки, анатомию человека. На последнее я бы сделал упор, потому что это первая сложность, которая отражает всю сущность, основу обучения и основу медицины. Без знаний по анатомии ты не будешь врачом. На основе знаний по анатомии базируются знания по патологической анатомии, физиологии и патологической физиологии. Это есть основа всей медицины.

Химия. Это предмет встретится тебе в медицинском вузе, однако это будет походить на краткий экскурс с изучением законов термодинамики, изучением свойств растворов, которые ты благополучно забудешь после сдачи зачёта.

Естественно, в изучении физиологии человека (и патологической/нарушенной нормальной физиологии) знания о таких элементах, как Калий, Натрий, Хлор, Магний, Железо и других, таких кислотах, как угольная, фосфорная, соляная кислота и другие, различные щёлочи – это всё необходимо. Но в подробностях ты знать обо всех их свойствах не должен. Поймёшь их влияние на организм в ходе изучения физиологии человека и других дисциплин.

К сожалению, человек, некогда сидевший на школьной скамье, с ужасом может встретить надвигающийся на него поезд под названием «биохимия». Если ты думаешь, что изучал химию и готов во всеоружии встретить нового для тебя монстра, то у меня для тебя плохие новости. Приставка «био-» не сделает некогда понятную для тебя науку той, которую ты ожидаешь. Биохимические процессы в организме – это, как правило, длиннющая цепочка превращений одного вещества в другое под действием других веществ. Казалось бы, это напоминает обычную химию. Но каскады этих реакций порой такие большие, что они тебя могут раздавить в момент их познания.

Русский язык – это отдельная тема. Возможно, я и сам запамятовал некоторые правила «великого и могучего», но осмелюсь заметить, что некоторые ныне ратуют за отмену русского языка, как необходимого для поступления в медицинский вуз. К сожалению, это чревато определёнными нежелательными последствиями. Увы.

Рисование. Да-да, именно рисование. Если ты думаешь, что из тебя не выйдет Микеланджело, потому что ты врач, а не художник, а твой холст – это здоровье пациентов, не думай так. Рисовать придётся очень много.

Сначала ты будешь рисовать клетки и ткани на гистологии – придётся заполнить целую тетрадь размером А4, потом тебе придётся очень много рисовать на патологической анатомии. Никто не ждёт от тебя шедевров и не организует выставку твоих работ. Даже не мечтай об этом. Но нарисовать ты будешь должен. Фраза «я должен» войдёт в твой лексикон и вопьётся в твоё сознание и подсознание, как бычий цепень в кишечник.

Возможно, ты даже не задумаешься на момент прочтения, но все эти горы макулатуры и твоих «шедевров» отправят на какой-нибудь склад или сожгут. И будет прекрасно, если хотя бы часть пойдёт на розжиг костра для шашлыка какому-нибудь преподавателю или лаборанту. Такова участь всех произведений изобразительного искусства в медицинской академии. Смирись.

Физика. Ты думал, что наконец-то избавился от этого предмета, но не тут-то было. Этот монстр будет поджидать тебя на самом первом курсе со словами «давно не виделись!». Помимо курса математики, придётся изучать сначала физику, а потом биофизику. Справедливости ради стоит сказать, что физика тебе очень пригодится в познании физиологии, диагностики(все лучевые методы диагностики и лечения основываются на физических явлениях), а также лечении.

Физкультура. Если ты не любил тратить калории по расписанию, то в медицинском вузе иное мнение. Ты не такая взрослая личность, которая сама вольна выбирать – двигаться тебе или нет, затрачивать драгоценную энергию, тратить время или нет. Конечно, физическая активность лежит в основе здоровья человека. В принципе, движение – это жизнь. Но потеть после или, ещё хуже, перед занятиями – такое себе. Вообще, в этом плане довольно интересно то, что порой тебе нужно будет сидеть неподвижно часами. Когда физкультура прекратит своё существование в твоей жизни по ходу продвижения по курсам, время, которое ты будешь сидеть, снижая активную циркуляцию крови по кровеносным сосудам с кислородом, необходимым для нормальной работы твоего прекрасного мозга, увеличится. То есть, чем чаще ты активно двигаешься, тем лучше твой мозг обогащается кислородом и, соответственно, лучше работает. Пожалуй, принцип понятен. Но вот как это организовано – совсем другой вопрос, которым задаются студенты до тех пор, пока сами не становятся теми, кто это организовывает.

Информатика. Если в школе тебя обучали преобразованию двоичного кода в десятеричную систему исчисления или в 16-ричную, возможно, созданию сайтов, то в медицинском вузе такого не будет. В целом, будет решение тестов по разным терминам – на этом всё. Зачёт покончит с этим предметом раз и навсегда. Хотя хотелось бы отметить то, что врачу в его практике необходимо будет работать с различными электронными системами, заполнять истории болезней, заниматься телемедициной. Не забудь ещё научиться работать с таблицами Exсel, а также создавать презентации в PowerPoint. PowerPoint достаточно изучить на уровне «скачал презентацию с интернета и переписал имя автора презентации на своё». Блюдо готово и можно подавать горячим к столу. В этом, кстати, нет ничего предосудительного, потому что лекторы грешат этим.

Профессор читает лекцию по скачанной с интернета презентации.
Профессор читает лекцию по скачанной с интернета презентации.


Кроме того, что я являюсь врачом, я также и программист. Вопреки стереотипам, я не особо владею терминами из такой науки, как информатика; хотя возможно, что в очередной раз принижаю свои способности и знания. Программирование хоть и связано с информатикой, но одно не является другим.

История медицины и история России. Если история медицины будет для тебя в новинку, то история нашего государства не должна вызвать у тебя как-либо затруднений. Если тебе, как гражданину этой страны, необходимо знать её историю, то история медицины останется в истории твоего становления врачом в виде отмеченной галочки «успешно пройдено и забыто».

Для большинства медиков такие науки, как история или физика, являются чуждыми, которым не стоит уделять должного внимания, потому что медицина никак с ними не связана. Точки пересечения всегда имеют место быть. К тому же, это мои любимые науки.

Об этих предметах и дисциплинах, которые ты будешь познавать в вузе, я говорил в рамках преемственности от школьных предметов. Подробно каждый вузовский предмет мы ещё разберём.

Если у тебя, мой дорогой читатель, иное мнение - напиши его, пожалуйста, в комментариях.

Подписывайтесь на канал, а также на моё сообщество
Вконтакте.