Это обнаружил наш постоянный автор, проведя собственное расследование в залах Лувра Абу-Даби.
Вот что нефть животворящая делает!
То, ради чего стоило ехать в эмират Абу-Даби, называется Лувр. Да-да, именно так - ни много, ни мало. Больше полумиллиарда долларов заплатил эмир Мухаммад только за то, чтобы на тридцать лет получить право использовать мировой культурный бренд, еще три четверти миллиарда ушло за долгосрочную аренду картин и статуй. Здесь тебе и Леонардо да Винчи, и Пабло Пикассо, и наш Марк Шагал, и Пьер Огюст Ренуар, и Эдуард Моне… Порядка трехсот шедевров парижского Лувра, музея Орсэ, Центра Помпиду и Версальского дворца, по официальной версии, сданы Францией «напрокат» правительству Абу-Даби (читай – семье эмира Мухаммада).
Великие творения античных мастеров, гениев эпохи Возрождения и художников нового и новейшего времени в одночасье переместились из Европы в Азию, в неожиданно возникшее «место силы» на просторах мировой культуры: на остров Саадият в Абу-Даби.
Похоже, на наших глазах зарождаются некие тектонические сдвиги в музейном деле – пока еще довольно слабые, но, по-видимому, неостановимые. Стрелка на компасе культурной жизни планеты потихоньку смещается к Востоку.
Во всяком случае, два полюса в музейной жизни человечества – западный и восточный – зримо выравниваются по своей значимости. Подобно тому, как мир искусства перестает быть европоцентричным, так и шедевры всемирной сокровищницы перетекают из Старого Света в разбогатевший на нефтедолларах аравийский регион. Ясно ведь, что шейх Мухаммед не остановится в своем желании сконцентрировать у себя в Абу-Даби часть великого наследия европейской культуры. А его пример может стать заразительным для других монархов Персидского залива.
И тут неизбежно возникают вопросы – причем самые разные. Это и маленькие, юркие вопросики, и солидные, толстопузые вопросищи. Их я прокручивал в своей голове, когда пытался завести один из бесплатных электрокаров, ожидающих посетителей Лувра Абу-Даби неподалеку от стоянки такси. Почему-то не завелся капризный движок, а музейного служителя у электрокаров - нет как нет: укрылся, видно, где-нибудь в тени. И махнул я рукой, пошел пешком к маячившему впереди чешуйчатому куполу.
Итак, вопрос первый. Почему французские чиновники и пресса упорно именуют Лувр Абу-Даби филиалом парижского Лувра? (То есть, по сути, таким же отделением прославленного во всем мире музея, как, например, открывшийся в 2012 году филиал Лувра во французском городе Лансе). Не иначе, как для того, чтобы лишний раз подчеркнуть: произведения искусства, покинувшие Францию, остаются ее собственностью?
И, вопрос второй, случайно ли руководители Министерства культуры Франции в своих комментариях касаемо крупнейшей в истории сделки с произведениями искусства неизменно употребляют одно и то же нейтральное слово: творения великих мастеров якобы «переданы» правительству Абу-Даби? Такое впечатление, что французскую культурную общественность неназойливо пытаются успокоить: картины и скульптуры всего лишь на время переместились из французских музеев на Аравийский полуостров. Мол, вы только не подумайте, что национальное достояние Франции продано «с концами» – нет, упаси Боже!
О том, что, возможно, правительство Французской республики вот уже девять лет кряду утаивает от сограждан неудобную правду, я читал еще в Москве, когда готовился к поездке в Абу-Даби. В 2014 году, перед заключением грандиозного по своему наполнению «луврского» контракта, сразу 4700 знатоков музейного дела во Франции подписали протест против отправки культурных ценностей в Эмираты. Специалистов явно нечто тревожило (и тревожит по сей день), они взывали и к руководству страны, и к общественности: «Французские музеи не продаются!» Неужели в профессиональном музейном сообществе Франции что-то заподозрили?
Что ж, попробуем найти хоть какие-то ответы на эти вопросы - непосредственно здесь, на острове Саадият.
Сокровища в «тарелке»
С первого взгляда на какое-то марсианское здание музейного комплекса под названием Лувр Абу-Даби становится ясно: не просто так получил автор проекта француз Жан Нувель Притцкеровскую премию, которую в мире искусства почитают как архитектурный «Оскар». Издалека металлический купол музея напоминает, извините за банальность, приземлившуюся на острове Саадият ажурную летающую тарелку. Или – уснувшую гигантскую черепаху с ячеистым панцирем.
А внутри, в залах и павильонах, ощущаешь себя словно в тенистой роще, осененной сплетенными кронами деревьев, сквозь которые мелкими лучиками струится рассеянный свет. Во двориках-карманах поют птицы, а кое-где журчит вода: павильоны прорезаны «заливами» и «проливами», а сквозь некоторые стеклянные стены видно море с большими и малыми кораблями на нем.
В прохладном фойе меня с выражением счастья на милом личике встречает девушка в стильной униформе музея. Знакомимся. Юная сотрудница – родом из Сирии, зовут Хамида.
Девушка скачивает на мой смартфон приложение «Лувр Абу-Даби», помогает купить в автомате входной билет. Интересуюсь: ваш музей действительно структурно подчинен парижскому Лувру? Хамида с некоторым удивлением смотрит на меня, говорит чуть ли не с обидой:
- Лувр Абу-Даби – целиком и полностью самостоятельная организация, мы лишь сотрудничаем с французскими музейщиками, не более того. То, что в Википедии написано, будто Лувр Абу-Даби – филиал парижского Лувра, никоим образом не соответствует действительности, - заверила меня Хамида.
И - мой последний вопрос перед тем, как отправиться в долгие, многочасовые хождения по залам и павильонам: а как понять, куплен ли экспонат, что называется, «с потрохами», или взят в аренду?
Хамида, потупив ясны очи, говорит вполголоса:
- Читайте внимательно экспликации. Там всё – правда. Так что… Делайте выводы.
А выводы здесь могут быть лишь самые простые и очевидные. Если на табличке с именем автора и названием картины (статуи) в качестве «порта приписки» указан «Лувр Париж», иной музей или частная коллекция, то это означает, что произведение искусства взято Лувром Абу-Даби в аренду. А если на экспликации значится «Лувр Абу-Даби», то, что бы ни говорили в Париже, правда такова: данный экспонат в результате сделки 2014 года перешел в собственность семьи эмира Мухаммада. Навсегда.
Это касается и неподражаемой серии полотен
- «Аллегории» (1575-1585), принадлежащих кисти Якоба де Баккера,
- и масштабного полотна «Христос изгоняет торгующих из храма» (1684) Луки Джордано,
- и «Портрета Джорджа Вашингтона» (1822) Гилберта Стюарта,
- «Богемного» (1861-1862) Эдуарда Мане,
- «Чашки шоколада» (1877-1878) Пьера Огюста Ренуара,
- «Между тьмой и светом» (1938-1943) Марка Шагала.
- А также - полотен Питера Корнелиса Мондриана, Поля Гогена, многих других выдающихся мастеров живописи.
Своими глазами видел: абсолютное большинство экспонатов, выставленных в Лувре Абу-Даби, стали, согласно экспликациям, собственностью арабского шейха.
И, сдается, помимо тех жалких (с точки зрения эмира Мухаммада) 750 миллионов долларов, уплаченных им за якобы аренду трехсот шедевров живописи и скульптуры, были еще и некие иные, «неведомые миру» деньги. Еще будучи в Москве, читал я подобные предположения крупных музейных авторитетов. К тому же… Миллиард с четвертью долларов, официально выплаченных правительством Абу-Даби по контракту с французами - несерьезные деньги не только для богатейшего эмирата, но и для Франции.
Уже спустя несколько месяцев после заключения «музейной сделки» французское правительство с легкостью согласилось выплатить России компенсацию за срыв контракта на поставку в нашу страну двух вертолетоносцев «Мистраль». Размер компенсации – какое совпадение! - те же самые миллиард с четвертью долларов. То есть: деньги, полученные за великие шедевры, быстренько отдали «за фук».
Так во имя чьих же интересов эти две затеи – музейная и корабельная - лоббировались в парламенте Франции?
Слышу русскую речь: стоя напротив картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», супруги средних лет вполголоса обсуждают ту же тему. А именно: продано полотно или сдано в аренду?
- Тут все сказано, - говорю я согражданам и подвожу к экспликации. – Видите? Принадлежность: Лувр, Париж. Картины Леонардо пока еще из музеев не распродаются. Все впереди.
Александр АННИН, Абу-Даби – Москва
Фото: dzen.ru
© "Союзное государство", №05 2015
Печатается с незначительными сокращениями и в адаптированном варианте.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!