Найти тему
Белорус и Я

Франция по-тихому распродает шедевры Возрождения

Это обнаружил наш постоянный автор, проведя собственное расследование в залах Лувра Абу-Даби.

Вот что нефть животворящая делает!

Лувр Абу-Даби — художественный музей в Абу-Даби, открывшийся в 2017 году. Фото: haipovo.ru
Лувр Абу-Даби — художественный музей в Абу-Даби, открывшийся в 2017 году. Фото: haipovo.ru

То, ради чего стоило ехать в эмират Абу-Даби, называется Лувр. Да-да, именно так - ни много, ни мало. Больше полумиллиарда долларов заплатил эмир Мухаммад только за то, чтобы на тридцать лет получить право использовать мировой культурный бренд, еще три четверти миллиарда ушло за долгосрочную аренду картин и статуй. Здесь тебе и Леонардо да Винчи, и Пабло Пикассо, и наш Марк Шагал, и Пьер Огюст Ренуар, и Эдуард Моне… Порядка трехсот шедевров парижского Лувра, музея Орсэ, Центра Помпиду и Версальского дворца, по официальной версии, сданы Францией «напрокат» правительству Абу-Даби (читай – семье эмира Мухаммада).

Великие творения античных мастеров, гениев эпохи Возрождения и художников нового и новейшего времени в одночасье переместились из Европы в Азию, в неожиданно возникшее «место силы» на просторах мировой культуры: на остров Саадият в Абу-Даби.

Похоже, на наших глазах зарождаются некие тектонические сдвиги в музейном деле – пока еще довольно слабые, но, по-видимому, неостановимые. Стрелка на компасе культурной жизни планеты потихоньку смещается к Востоку.

Во всяком случае, два полюса в музейной жизни человечества – западный и восточный – зримо выравниваются по своей значимости. Подобно тому, как мир искусства перестает быть европоцентричным, так и шедевры всемирной сокровищницы перетекают из Старого Света в разбогатевший на нефтедолларах аравийский регион. Ясно ведь, что шейх Мухаммед не остановится в своем желании сконцентрировать у себя в Абу-Даби часть великого наследия европейской культуры. А его пример может стать заразительным для других монархов Персидского залива.

Мухаммад ибн Заид ибн Султан А́ль Нахайя́н (11 марта 1961) — президент Объединённых Арабских Эмиратов и эмир Абу-Даби с 13 и 14 мая 2022 года (соответственно). Председатель Исполнительного совета эмирата Абу-Даби. Третий сын основателя и президента ОАЭ Заида ибн Султана Аль Нахайяна от своей третьей жены Фатимы бинт Мубарак аль-Кетби.
Мухаммад ибн Заид ибн Султан А́ль Нахайя́н (11 марта 1961) — президент Объединённых Арабских Эмиратов и эмир Абу-Даби с 13 и 14 мая 2022 года (соответственно). Председатель Исполнительного совета эмирата Абу-Даби. Третий сын основателя и президента ОАЭ Заида ибн Султана Аль Нахайяна от своей третьей жены Фатимы бинт Мубарак аль-Кетби.

И тут неизбежно возникают вопросы – причем самые разные. Это и маленькие, юркие вопросики, и солидные, толстопузые вопросищи. Их я прокручивал в своей голове, когда пытался завести один из бесплатных электрокаров, ожидающих посетителей Лувра Абу-Даби неподалеку от стоянки такси. Почему-то не завелся капризный движок, а музейного служителя у электрокаров - нет как нет: укрылся, видно, где-нибудь в тени. И махнул я рукой, пошел пешком к маячившему впереди чешуйчатому куполу.

Итак, вопрос первый. Почему французские чиновники и пресса упорно именуют Лувр Абу-Даби филиалом парижского Лувра? (То есть, по сути, таким же отделением прославленного во всем мире музея, как, например, открывшийся в 2012 году филиал Лувра во французском городе Лансе). Не иначе, как для того, чтобы лишний раз подчеркнуть: произведения искусства, покинувшие Францию, остаются ее собственностью?

И, вопрос второй, случайно ли руководители Министерства культуры Франции в своих комментариях касаемо крупнейшей в истории сделки с произведениями искусства неизменно употребляют одно и то же нейтральное слово: творения великих мастеров якобы «переданы» правительству Абу-Даби? Такое впечатление, что французскую культурную общественность неназойливо пытаются успокоить: картины и скульптуры всего лишь на время переместились из французских музеев на Аравийский полуостров. Мол, вы только не подумайте, что национальное достояние Франции продано «с концами» – нет, упаси Боже!

Внутренний интерьер Лувра Абу-Даби. Фото: www.boegly-grazia.com
Внутренний интерьер Лувра Абу-Даби. Фото: www.boegly-grazia.com

О том, что, возможно, правительство Французской республики вот уже девять лет кряду утаивает от сограждан неудобную правду, я читал еще в Москве, когда готовился к поездке в Абу-Даби. В 2014 году, перед заключением грандиозного по своему наполнению «луврского» контракта, сразу 4700 знатоков музейного дела во Франции подписали протест против отправки культурных ценностей в Эмираты. Специалистов явно нечто тревожило (и тревожит по сей день), они взывали и к руководству страны, и к общественности: «Французские музеи не продаются!» Неужели в профессиональном музейном сообществе Франции что-то заподозрили?

Что ж, попробуем найти хоть какие-то ответы на эти вопросы - непосредственно здесь, на острове Саадият.

Марк Шагал, "Между тьмой и светом" ("Час между волком и собакой"), 1938
Марк Шагал, "Между тьмой и светом" ("Час между волком и собакой"), 1938

Сокровища в «тарелке»

С первого взгляда на какое-то марсианское здание музейного комплекса под названием Лувр Абу-Даби становится ясно: не просто так получил автор проекта француз Жан Нувель Притцкеровскую премию, которую в мире искусства почитают как архитектурный «Оскар». Издалека металлический купол музея напоминает, извините за банальность, приземлившуюся на острове Саадият ажурную летающую тарелку. Или – уснувшую гигантскую черепаху с ячеистым панцирем.

Фото: avatars.dzeninfra.ru
Фото: avatars.dzeninfra.ru

А внутри, в залах и павильонах, ощущаешь себя словно в тенистой роще, осененной сплетенными кронами деревьев, сквозь которые мелкими лучиками струится рассеянный свет. Во двориках-карманах поют птицы, а кое-где журчит вода: павильоны прорезаны «заливами» и «проливами», а сквозь некоторые стеклянные стены видно море с большими и малыми кораблями на нем.

В прохладном фойе меня с выражением счастья на милом личике встречает девушка в стильной униформе музея. Знакомимся. Юная сотрудница – родом из Сирии, зовут Хамида.

Девушка скачивает на мой смартфон приложение «Лувр Абу-Даби», помогает купить в автомате входной билет. Интересуюсь: ваш музей действительно структурно подчинен парижскому Лувру? Хамида с некоторым удивлением смотрит на меня, говорит чуть ли не с обидой:

- Лувр Абу-Даби – целиком и полностью самостоятельная организация, мы лишь сотрудничаем с французскими музейщиками, не более того. То, что в Википедии написано, будто Лувр Абу-Даби – филиал парижского Лувра, никоим образом не соответствует действительности, - заверила меня Хамида.

И - мой последний вопрос перед тем, как отправиться в долгие, многочасовые хождения по залам и павильонам: а как понять, куплен ли экспонат, что называется, «с потрохами», или взят в аренду?

Хамида, потупив ясны очи, говорит вполголоса:

- Читайте внимательно экспликации. Там всё – правда. Так что… Делайте выводы.

Шедевр Пьера Огюста Ренуара "Чашка шоколада" теперь принадлежит арабским шейхам
Шедевр Пьера Огюста Ренуара "Чашка шоколада" теперь принадлежит арабским шейхам

А выводы здесь могут быть лишь самые простые и очевидные. Если на табличке с именем автора и названием картины (статуи) в качестве «порта приписки» указан «Лувр Париж», иной музей или частная коллекция, то это означает, что произведение искусства взято Лувром Абу-Даби в аренду. А если на экспликации значится «Лувр Абу-Даби», то, что бы ни говорили в Париже, правда такова: данный экспонат в результате сделки 2014 года перешел в собственность семьи эмира Мухаммада. Навсегда.

Это касается и неподражаемой серии полотен

  • «Аллегории» (1575-1585), принадлежащих кисти Якоба де Баккера,
  • и масштабного полотна «Христос изгоняет торгующих из храма» (1684) Луки Джордано,
  • и «Портрета Джорджа Вашингтона» (1822) Гилберта Стюарта,
  • «Богемного» (1861-1862) Эдуарда Мане,
  • «Чашки шоколада» (1877-1878) Пьера Огюста Ренуара,
  • «Между тьмой и светом» (1938-1943) Марка Шагала.
  • А также - полотен Питера Корнелиса Мондриана, Поля Гогена, многих других выдающихся мастеров живописи.
Этот портрет первого Президента США Джорджа Вашингтона работы Гилберта Стюарта парижскому Лувру, судя по таблички, уже не принадлежит. Французский музей передал его в Абу_Даби навсегда
Этот портрет первого Президента США Джорджа Вашингтона работы Гилберта Стюарта парижскому Лувру, судя по таблички, уже не принадлежит. Французский музей передал его в Абу_Даби навсегда

Своими глазами видел: абсолютное большинство экспонатов, выставленных в Лувре Абу-Даби, стали, согласно экспликациям, собственностью арабского шейха.

И, сдается, помимо тех жалких (с точки зрения эмира Мухаммада) 750 миллионов долларов, уплаченных им за якобы аренду трехсот шедевров живописи и скульптуры, были еще и некие иные, «неведомые миру» деньги. Еще будучи в Москве, читал я подобные предположения крупных музейных авторитетов. К тому же… Миллиард с четвертью долларов, официально выплаченных правительством Абу-Даби по контракту с французами - несерьезные деньги не только для богатейшего эмирата, но и для Франции.

Уже спустя несколько месяцев после заключения «музейной сделки» французское правительство с легкостью согласилось выплатить России компенсацию за срыв контракта на поставку в нашу страну двух вертолетоносцев «Мистраль». Размер компенсации – какое совпадение! - те же самые миллиард с четвертью долларов. То есть: деньги, полученные за великие шедевры, быстренько отдали «за фук».

«Цыган». Эдуард Мане. 1862. Отныне - в Эмиратах
«Цыган». Эдуард Мане. 1862. Отныне - в Эмиратах

Так во имя чьих же интересов эти две затеи – музейная и корабельная - лоббировались в парламенте Франции?

Слышу русскую речь: стоя напротив картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», супруги средних лет вполголоса обсуждают ту же тему. А именно: продано полотно или сдано в аренду?

- Тут все сказано, - говорю я согражданам и подвожу к экспликации. – Видите? Принадлежность: Лувр, Париж. Картины Леонардо пока еще из музеев не распродаются. Все впереди.

-10

Александр АННИН, Абу-Даби – Москва

Фото: dzen.ru

© "Союзное государство", №05 2015

Печатается с незначительными сокращениями и в адаптированном варианте.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

👉👉👉 Помочь каналу 👈👈👈

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Топ-3