Часть 1
Поистине чудесные события со мной произошли в мое третье путешествие в старинное село Припечорья - Соколово.
Ведь больше года я не могла встретиться с дочерьми известного старообрядческого наставника Печорской земли Самоила Мамонтова. Но мне так хотелось дополнить биографию собирателя и хранителя уникальной библиотеки старопечатных книг. Наконец наше общение с Анной и Марией состоялось!
Жили в доме крестной и работали от зари до зари
Но самой большой радостью для меня стала возможность побывать в доме, где жил Самоил Андреевич. Сегодня здесь живет его дочь Анна.
- Но этот дом не наш. А принадлежал он моей крестной - Аксинье Игнатьевне Пастуховой, - начинаем беседовать с Анной Самоиловной.
- Тяжелая судьба у нее была... Дочь крестной умерла в младенчестве. За высказывания против советской власти Аксинью Игнатьевну арестовали и посадили в тюрьму.
После освобождения она вернулась домой, в Соколово. А вот о том, как сложилась судьба ее супруга - так ничего и не удалось нам выяснить. Крестная скончалась в возрасте 80 лет, всю жизнь она держалась старой веры.
И меня в ее доме крестили в Старую веру. Но в каком возрасте это произошло, точно не помню, но я еще в школу не ходила - возможно, что в 5-6 лет.
Что интересно. Крестил Анну Самоиловну не отец - старообрядческий наставник, а по ее словам, какой-то старец из деревни Кожвы.
- А папа не крестил никогда, говорил, что у него нет на это право - крестить, - вспоминает далее Анна Самоиловна.
Однако некоторые из участников нашей встречи с дочерью Самоила Мамонтова считали до этого дня, что их крестил в Старую веру именно дядя Самарин - так называли Самоила Андреевича... Но в тот день и у них появились сомнения в этом.
- Что еще могу об отце рассказать? - продолжаем беседовать. - Вставал он в 3 часа утра и до позднего вечера время проводил в работе. А трудился он на промкомбинате в Набережном - сани, санки делал и многое другое.
Там же работала одно время и моя крестная - Аксинья Игнатьевна. Она шила бурки, малицы, и у меня сохранилась даже фотография, на которой я запечатлена в ее малице!
Наталья Прокофьева.
Фото автора и из архива Анны Самоиловны.
Продолжение следует.