ДЛРО А-50У – система воздушного базирования, которая состоит на вооружении ВКС России. Используется для радиолокационного обнаружения, раннего предупреждения. Это модернизированная версия советского самолета А-50. Он создан на базе транспортного самолета Ил-76, разработанного в 60-х годах прошлого столетия.
До ДЛРО А-50 транспортный Ил-76 модернизировал концерн Бериева. В результате на крыше фюзеляжа самолета появилась антенна в виде обтекателя. Модернизированную версию начали эксплуатировать в 1984 году. Ее производство началось в 1978 году и продолжалось до 1992 года. Всего было собрано 40 самолетов А-50. Они состоят на вооружении не только России, но и Индии.
Кстати - о сбитом 23 февраля А-50
ТТХ - главное о самолете А-50
Самолет используется для обнаружения, сопровождения целей на земле, в воде и воздухе. А-50У может управлять истребителями для поражения авиации, фронтовыми бомбардировщиками для уничтожения наземных объектов, техники противника. Самолет также используется как воздушный командный пункт.
А-50У обнаруживает бомбардировщики на дальности до 650 км, а истребители, – до 300 км. Баллистические оперативно-тактические ракеты самолет видит на дальности до 800 км. Дальность обнаружения наземных целей варьируется от 250 до 300 км. Большие надводные объекты обнаруживаются по радиогоризонту. Крылатые ракеты с эффективной поверхностью рассеяния или ЭПР от 1 м2 самолет видит на дальности 215 км. Он обнаруживает малоразмерные цели на фоне земной поверхности.
А-50У сопровождает до 300 целей, организовывать групповое наведение до 30 истребителей, одновременное до 12 истребителей.
В рамках модернизации на самолет был установлен радиотехнический комплекс «Шмель». В его состав входила вычислительная, аппаратура для обработки информации, а также трехкоординатная РЛС или радиолокационная станция. Масса оборудования, установленного на борту самолета, достигала 20 тонн.
На следующем этапе модернизации воздушный разведчик получил усовершенствованный комплекс «Шмель-М» и обозначение А-50У. Дополнительно были установлены средства опто-электронной разведки. Они дают возможность получать изображение воздушных целей. Воздушный разведчик способен передавать информацию наземным командным пунктам и кораблям.
Модернизированные воздушные разведчики оснастили большими ЖК мониторами с высоким разрешением, что облегчило слежение за целями. Была доработана эргономика рабочих мест операторов для снижения их утомляемости.
Возможности РЛС «Шмель-М»
Радиолокационная станция «Шмель-М» работает в трех диапазонах. Это Д-диапазон с длинной волны от 1 до 2 метров, СВЧ с длиной волны от 10 до 15 см и УВЧ с длинной волны 3-4 см. РЛС «Шмель-М» отправляет короткие электромагнитные импульсы, которые отражаются от воздушных целей и возвращаются в формате эхо-сигнала. После обработки электроникой операторы получают характеристики цели, включая скорость и направление движения. Модернизированное радиолокационное оборудование отличается высокой скоростью сбора и обработки информации о сопровождаемых целей. «Шмель-М» отличается высокой точностью определения координат воздушных объектов и их параметров. Он выявляет и сопровождает до 60 воздушных целей на дальности до 650 км. Радиолокационная станция комплектуется защитой от помех, поэтому работает даже в условиях их активной постановки.
Опыт применения самолета-разведчика
Технических возможностей А-50У хватает для проведения локальной разведки в радиусе 350 км, выявления активности авиации противника. Российский разведчик в Сирии обнаруживал истребители США пятого поколения F-22 Raptor. Он показал, что эти современные машины можно обнаруживать пассивными средствами контроля. Это разрушило миф о неуязвимости новейших дорогих машин, разработанных США совместно со странами Евросоюза.
Кроме того, в Сирии российский самолет-радар обнаруживал ракеты, произведенные на базе технологии Stealth. Это стало еще одним доказательством для военных разных стран, что передовые технологии стран Коллективного Запада не идеальны.
При этом сами разведчики нуждаются в прикрытии, чтобы не стать легкой мишенью для истребителей противника или зенитных комплексов. В сопровождении истребителей ДЛРО становится серьезной угрозой для систем ПВО, боевых кораблей, авиации, военных объектов противника.
Дополнительная инфографика по A-50 - здесь
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас еще много интересного!
У нас есть канал вконтакте