Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Особняк Рябушинского. Шехтель и правильный музей А.Толстого.

После посещения дома С. Рябушинского с музеем Горького, оставившего смешанные чувства, вернулась осмотреть другие здания Ф Шехтеля здесь же, на Спиридоновке,4.

Флигель и хозяйственные постройки имеют спокойный классический бытовой стиль. Ну, только полукруг построек перекликается с идеей "волны" в особняке.

В свое время там были жилые помещения для слуг, конюшня/ гараж, службы (хоз. помещения). А в другое свое время во флигеле и коммуналки были, и ведомства, пока в 1938 г. сюда не переехал писатель А.Н.Толстой- последний барин Москвы, "красный граф".

Когда-то на Руси был один дворянский титул- "князь". Петр I ввел титул "граф". И первым графом стал дипломат и писатель Петр Толстой. Все три известных писателя- Лев Толстой, Алексей Константинович Толстой ("Князь Серебряный" и др), Алексей Николаевич Толстой ("Петр I", "Золотой ключик", "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина")- родственники разной степени дальности.

Меня не покидала мысль, что не место красит человека, а человек место. Не покидала ни в особняке Рябушинского, ни во флигеле. Такие разные места, и такие разные люди...

Яркая, жизнелюбивая личность Алексея Толстого ( при рождении Алексей Алексеевич Бостром, имеющий длинное запутанное происхождение, в котором копаться не хочу) превратила флигель в настоящее "барское гнездо", роскошное, теплое, озорное и доброе одновременно. На мой взгляд, он бы оценил особняк Рябушинского по достоинству. Но там уже угнездилась семья Горького. Логично, что Государственный литературный музей учредил здесь свой филиал. Музей-квартиру А.Н.Толстого.

Хозяин был не самого высокого роста, 176см, большого веса, четырежды счастливо женат. Был инженером по образованию- сам спроектировал камин во флигеле (сравним: Горький разломал, а Толстой создал). Хотя считается писателем, сам себя отождествлял с театральным драматургом и имел веские на то причины. Не стеснялся лазить по помойкам и блошиным рынкам, отыскивая вещи из разоренных дворянских домов, тратя гонорары на реставрацию, а некоторые находки реставрировал сам. Окружал себя красивыми вещами. Картины на стенах- только оригиналы (Рокотов, Брейгель, Босх).

Популяризировал А.С.Пушкина, как бы странно это не звучало ( неужели были времена, когда великому поэту грозило забвение? Похоже, да.) Свою вторую Сталинскую премию отдал на танк Т-34, но чтобы его, танк, назвали Грозный ( в честь Ивана Грозного, чьей жизнью увлекся). Создал новую сказку про Буратино - это не только история для детей, но и для взрослых. Даже имел в виду прототипы: Карабас Барабас- Мейерхольд, папа Карло и друг его Джузеппе- Станиславский и Немирович- Данченко.

Шокировал гостей тем, что любил сатиров в интерьере. Не хотел гулять с другом Корнеем Чуковским, потому что тот часто говорил о конце и напрасности жизни. Любил вкусно поесть. Но в тяжелые времена мог подать гостям манную кашу в фарфоре с такой историей, что гости долго вспоминали эту кашу как лучшее, что они ели в жизни. Любил мать, которая прожила настолько интересную жизнь, что бразильские или турецкие сериалы стоят в сторонке, завидуя...

Вот он, "красный барин".

Павел Корин. 1956. Его копия с его же работы Портрет А.Н.Толстого. Фото автора.
Павел Корин. 1956. Его копия с его же работы Портрет А.Н.Толстого. Фото автора.

Я заранее экскурсию не заказывала, но спросила на кассе, все ли экспонаты подписаны. И получила совет все-таки воспользоваться услугами гида. Мне повезло. Одна из сотрудниц музея согласилась провести со мной индивидуальную экскурсию. Очень этому рада. Потому что сама бы не поняла, что вижу. Экспонаты не подписаны или за музейными канатами. Но есть общие описания в каждом помещении.

История экспонатов часто неясна. Нет данных, кто был прежним владельцем, где найдено, кто автор. Их, экспонаты, объединяет только личность хозяина. Он был сам себе дизайнер. И собирал вещи для личного пользования, а не абстрактно, в коллекцию. И это органично сочетается со стилем Ф.Шехтеля.

Вход. Гардероб. Касса. Сразу напоминание о Буратино. И сразу интересные вещицы. (4 фото).

Прихожая второго этажа. Поднимаемся выше на два пролета крутой лестницы. Здесь стоит любимая вешалка хозяина ( не смогла понять как ею пользоваться, хотя А.Толстой любил на ней сидеть и чистить обувь!). Здесь и вешалка, и подставка под зонтики и трости ( XIX в).

Фото автора.
Фото автора.

Красивое необычное зеркало с подзеркальным столиком. "Неоготика" (XIX в, Россия). На столике декоративная ваза с тремя женскими крылатыми фигурами (XIX в, С-Пб). Рядом бра " Сатир" и "девушка-Сатир", украшенные музыкальными инструментам (XVIII в, Франция). Красивая люстра, с цветочными гирляндами, масками сатиров и барельефами (XIX в, Россия). В зеркале отражаются две литографии с работ Карла Верне, изображающие всадников (1821г). (6 фото).

Для писателя при работе над романом "Петр I" очень важно было сосредоточиться на эпохе. Перед кабинетом есть коридор, в котором находится портрет Петра I, выполненный в технике мозаики из необычного материала- из "шведских" спичек (для разжигания каминов). На головки которых были сначала нанесены капельки разноцветной смальты (стекловидной массы), а потом раскрашенные спички втыкались в смолу в определенном порядке. Получилась копия с живописного портрета французского.художника Поля Делароша (1848г).

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Под портретом- парные настольные украшения с орлами.(Зап.Европа, XVIII век).

Фото автора.
Фото автора.

Напротив висят два панно-вышивки "Петр I, распекающий купца" в технике старинной узелковой вышивки (XIX в, Россия).

Фото автора.
Фото автора.

К осмотру в музее предлагаются считанные комнаты- кабинет, столовая, голубая гостиная и личные покои. Но помещения настолько наполнены вещами и личностью хозяина, что и 1,5- часовой экскурсии не хватает, чтобы узнать каждую вещицу или факт жизни.

Кабинет. У писателя был принцип четырех столов.

  1. Бюро, где он стоя писал. Очень четкий и красивый почерк.
  2. Стол с пишущей машинкой, где он перепечатывал написанное, таким образом отстраняясь от написанного, обезличивая его и повышая свою объективность.
  3. Стол для беспощадной правки текста и встречи с другими литераторами или редакторами ( с чернильным прибором из дорогущего белоснежного каррарского мрамора).
  4. Столик у камина, где он задумывал и обдумывал.

Камин спроектировал сам. Украсил его красивыми подсвечниками, японскими курильницами, старыми часами, по бокам от камина поставил китайские парные вазы. Сверху развешаны картины. На столе- три любимых курительных трубки. (Остальная коллекция трубок- в запасниках Литературного музея). Внизу у камина- медный ковш-совок для золы и садовый фонарь с дракончиком наверху.

Все такое разное, но смотрится гармонично. Кресла вокруг круглого столика явно из мебельного дворцового гарнитура. Были найдены на помойке и отреставрированы. Львы на подлокотниках. А у окна стоит широкое, тоже найденное и отреставрированное кресло с лебедиными подлокотниками. Даже заварочный чайник на столике необычной формы. И красивая бронзовая люстра то ли с ящерками на стекле, то ли с дракончиками. (10 фото).

Над бюро- портрет Петра I. А рядом прижизненная маска с лица Петра Великого. И посмертная маска А.Пушкина.

Фото автора.
Фото автора.

Сохранился листок с последними правками романа "Петр Первый". А.Н.Толстой датировал его по привычке- 22 июня 1941г. Больше над романом не работал- наступили другие времена.

С другой стороны от зеркала в прихожей- коридор у гостиной-столовой.

Здесь стоит очень красивый резной дубовый сундук (XVII в, Франция) с геральдическими лилиями Бурбонов. А.Н.Толстой считал, что сундук принадлежал Петру I.

Фото автора.
Фото автора.

Зеркало в красивой резной деревянной раме, покрашенной под бронзу. Очень красивый волнообразный комод в духе Шехтеля из четырех ценных пород дерева. Подсвечники, проводившие хозяина в последний путь. И картины с батальными сценами. Бургиньон "Завершение битвы" (XVIIIв, Франция), Жан Куртуа "Битва у стен крепости" (XVIIв,Франция), Вильгельм Голике "Полтавская битва и Петр I" (1845, Россия).

Гостиная-столовая.

Центр дома. Смех и праздник. Под хрустальной люстрой (XVIIв, Россия) собирались друзья-Илья Эренбург, А.Твардовский, Николай Тихонов, Вс.Иванов, артисты Галина Уланова, В.Качалов, Фаина Раневская, художники Павел Корин, Петр Кончаловский, физик Петр Капица (всегда осматривал все часы в доме, был толстовским "часовых дел мастером").

Здесь все отражает гостеприимный характер хозяина. Удобные диваны, разнообразные светильники. Роскошная люстра с синим стеклом и бронзовыми украшениями-"сатирами".

На высокой подставке большой подсвечник-канделябр работы знаменитого скульптора П.-Ф. Томира, поставщика короля Людовика XVI и императора Наполеона, украшенный лебедиными шеями, а также подсвечники со стеклянными футлярами в виде высоких стаканов.

Обеденный стол- сороконожка. Когда его раздвигали, могли рассесться до 20 человек, т.е. 40 ног. Красивый сервиз на нем- работы английского мастера Дж.Веджвуда, за фабриками которого закрепилась слава "королевских товаров". В таком сервизе подавалась знаменитая манная каша в тяжелые времена.

В горке- посуда российских фабрик Ф.Гарднера, А.Попова, А Софронова. На буфете (шкаф для хранения столовых приборов и утвари)- несколько ваз с историческими сюжетами. И редкая картина на металле слева.

Фото автора.
Фото автора.

На стенах гостиной- картины западноевропейских художников XVI-XVIIв. Над буфетом- Абрахам Брейгель "Натюрморт с арбузом" с зашифрованным символом уходящего времени- солнечными часами. Над диваном справа-"Натюрморт с клубникой" ( М.Кампидолио).

Налево от входа- две картины голландских художников XVIIв "Птичий дворик" Мельхиора де Хондекутера ( по прозвищу "птичий Рафаэль") и "Натюрморт с виноградом" Корнелиуса Куска.

Фото автора.
Фото автора.

На диванчике слева сидит шарнирная кукла Буратино работы мастера Солнцева (1938).

Левую стену украшают три небольшие, но выразительные картины "малых голландцев" Давида Тенирса-мл. "Сельский праздник" и "Игра в шары", и О. Берта "Натюрморт с рыбой".

Фото автора.
Фото автора.

Композиционным центром интерьера является картина над диваном с Буратино "Аллегория вкуса" Яна Купецкого, которую сам А.Толстой именовал "Портрет куртизанки". На мой взгляд- мужик с женской грудью. Андрогинный тип внешности. Шутка художника.

Фото автора.
Фото автора.

Выбивается из великолепия черный телефон. У писателя, государственного человека, депутата Верховного Совета СССР, Лауреата сталинских премий, академика АН СССР он должен был быть по статусу.

Фото автора.
Фото автора.

Далее идем в голубую гостиную с креслом-"жабой". Изогнутая форма спинки напоминает жабью пасть. Сходство было сильнее, когда обивка была зеленого цвета. Сделали синей под соседний гарнитур.

кресло-жаба. Фото автора.
кресло-жаба. Фото автора.

Личная комната с ванной и туалетом сейчас служат лекционным залом, помещением для мастер классов и маленького театра.

Здесь висят картины русских и зарубежных художников.

Картина Босха определенно связана с романом А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Сон Татьяны.

"И что же видит?...за столом сидят чудовища кругом: Один в рогах, с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот."

Мне музей понравился. Впечатления очень хорошие. А.Н.Толстой своей личностью просто оживил музейное пространство. И воссоздал замысел Ф.Шехтеля в отдельно взятой квартире во флигеле. Продолжил "волну".

Было интересно. Советую зайти при случае.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!