Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Особняк Рябушинского. Ф.Шехтель и неправильный музей Горького.

Не место красит человека, а человек место. Мысль не покидала все время, пока осматривала особняк С.Рябушинского - дом и хоз.постройки на углу Малой Никитской и Спиридоновки еще до октябрьских снегов.

Для богатого промышленника и банкира, организатора (вместе с братом) первого автомобильного завода в России, Степана Рябушинского молодой архитектор Ф.Шехтель построил изящный особняк на Малой Никитской (1900). С.Рябушинский собрал богатейшую коллекцию икон, проводил выставки иконописи, на втором этаже особняка устроил реставрационную мастерскую. В 1917г переехал в Париж. Умер в 1942 в Италии. Собрание икон было национализировано. Относительно недавно был решен вопрос об организации в особняке Рябушинского музея иконописи. Многое утеряно- светильники, необычный каминный портал из каррарского мрамора. Пострадала вентиляция. В 1931г особняк был передан семье Горького, что спасло дом от полного разорения. В 1936 г. Максим Горький скончался на даче в Горках. Вся прислуга пролетарского писателя, включая врачей и личного секретаря, была расстреляна.

Архитектор Ф.Шехтель построил около 200 домов в Москве и Подмосковье. Сохранилось 86 объектов, охраняемых государством (особняки Морозовых, к/т "Художественный"на Арбате, Ярославский вокзал, Театр Станиславского и Немировича-Данченко, который ныне называется МХТ им.А.П.Чехова, особняк П.Смирнова, типография Левенсона, особняк Ф.Шехтеля и другие, о которых я вообще ничего не знаю).

Сейчас покажу, что на глаза попадалось. Листайте.

И особняк С.Рябушинского на Спиридоновке.

Фото автора.
Фото автора.

Рядом с домом Шехтель построил полукругом хозяйственные постройки, флигель и конюшни, которые нынче отделены забором. Потому что там музей - квартира Алексея Толстого (филиал Литературного музея). (3 фото)

Что удивительно? Старообрядец, богатейший банкир Москвы Рябушинский, влияющий на банковскую политику в Европе, предоставил архитектору-самоучке полную свободу творчества. Одобрил странный проект. И получил здание "водной формы", как бы растекающееся. Абсолютно НЕ классическое здание, вызывающее пересуды соседей, не соответствующее по форме и содержанию роду деятельности хозяина. Но чем-то, видно, идея его зацепила...

Обойти здание из-за плотной застройки и заборов не удается. И у здания все стороны разные.

Двухэтажный особняк выглядит многоэтажным. Верхняя часть здания "опоясана" мозаичными полотнами с орхидеями в разных ракурсах и разной поры цветения. Ни одной прямой линии, окна разной формы и уровней, деревья на окнах и цветы на мозаике. (8 фото). Сейчас покажу, листайте.

Ажурный забор как движение волн, входная ограда как растущее древо. Окно "Черепаха" справа от входа. Балкон над входными колоннами. Все необычно. (4 фото).

А вокруг дома был сад. От клумбы (оранжереи?) остался только фундамент, как и у меня в запущенном саду.

Фото автора.
Фото автора.

Центральный вход почему-то закрыт. Зашли с "черного", со стороны Спиридоновки.

И стало как-то все сразу и красиво и странно.

Первый этаж. Водная стихия. Чешуйчатый паркет, лилии, кувшинки, раковины в росписях, саламандры, лестница "Волна" (эстонский мрамор), фонарь "медуза", который сверху выглядит черепахой, даже на паркете волна.(6 фото).

Интересная колонна со змеюками ( или саламандрами), олицетворяющими зло, и цветами лилий- добро. (3 фото).

Но начинается все на первом этаже со входной двери. Она роскошная. С огромными ручками, защищающими стекла в двери от повреждений более 120 лет! Тут же проработанные до мелочей вешалки для одежды, диванчик, чтобы удобнее было переодевать обувь. Напротив мозаичный пол, расходящийся кругами, и огромное зеркало не по фэн шую, но по-шехтелевски. А над зеркалом витраж с растительным орнаментом. Говорят, что в особняке всего 150 витражей разного размера. Подсчитать не удалось. (4 фото).

Идем в столовую. Место сбора литературного советского бомонда и встреч со Сталиным. Волны везде- на полу, потолке, на окне. До Горького здесь был огромный, из белоснежного мрамора, камин с женщиной-бабочкой. Писатель приказал разобрать, чтобы гости не отвлекались. И люстру заодно.Завесил бы тканью или деревяшками, рушить-то зачем? Еда доставлялась с подвальной кухни на лифте. Этим приспособлением активно пользовались (5 фото).

Мужская гостиная Рябушинских, где гости играли в карты, продолжает "водную" тему. Волна на двери. Ручная лепнина в виде ракушечных наростов на потолке. Каждая ракушечка вылеплена отдельно, а потом присоединена к остальным! Удивляют углы на потолке. Они сглажены вручную, затрудняя любую дальнейшую реставрацию, если вдруг понадобится (8 фото).

Дверные ручки тоже уникальные. Шехтель продумывал все (4 фото).

Возвращаемся в прихожую, где остались старые светильники (2 фото).

И дальше в комнату с окном-"черепахой". Рабочий кабинет (3 фото).

Здесь хранится коллекция нэцке и предметов Востока Максима Горького.
(3 фото). Шкафчики- немногая оставшаяся мебель, созданная по замыслу Ф.Шехтеля.

Дальше- жилая комната писателя. (2 фото)

Проходная комната с прекрасным витражным окном.

Фото автора.
Фото автора.

Рабочий "секретарский" кабинет писателя с прямой телефонной связью со Сталиным (3 фото).

На втором этаже при подъеме по "волне" тоже любуемся витражами. И даже можно отдохнуть рядом с окошком за столиком. Правда, есть информация, что за скамеечкой была спрятана прослушка. (3 фото).

Сохранились красивые двери и ручки в комнатах Горького (3 фото).

На втором этаже есть закрытые комнаты- запасники музея. Так что здесь когда-то было значительно просторнее.

Ну, а еще выше находится тайная комната- старообрядческая моленная С.Рябушинского с росписями Ф.Шехтеля (8 фото). Ее с улицы не видно.

Так был задуман дом- первый этаж-вода, второй- земля, и тайный третий этаж- небеса...

Пока поднимались, обращали внимание на оконные ручки, и оконные рамы (4 фото).

Надо теперь сказать о музее Горького в здании- особняке Рябушинского.К выбору этого шикарного особняка писатель не имел отношения. Здание ему выделил Моссовет. Здесь бывали Р.Роллан, Б.Шоу, А.Толстой, М.Шолохов, П.Корин, В.Мухина, Н.Бурденко. А также рабочие, колхозники и пионеры. Возник конфликт интересов. Милой зеленой советской покраски стен при С.Рябушинском и по замыслу Ф.Шехтеля не было. Под слоем зелени- прекрасный светлый декор стен. Но для культурного пролетарского центра надо было все сделать скромнее. И пролетарскому писателю в светлом цвете было не комфортно. Вот в Италии комфортно, а в московском особняке- тюрьма.

Фото автора.
Фото автора.

С одной стороны, особняк как достопримечательность сохранился благодаря заселению в него семьи, приближенной к власти и богеме. С другой стороны, нарушена целостность восприятия. Дом создавался готовым ансамблем, с продуманными деталями, цветовыми решениями, мебелью, отоплением, вентиляцией, с большим запасом прочности и возможностями. Время и люди хорошенько навредили. И теперь там тесновато, мрачновато, хаотично...

Деревья, посаженные около дома выросли, бьются в окна и мозаику, повреждают. А рубить нельзя, музей не разрешает. И внутри получилась мешанина из свободы творчества талантливого архитектора и советского аскетизма и тяги к чтению. Книги везде- в прихожей, на лестнице, в спальне, кабинете, секретарской и в библиотеке- почти 12 тыс.томов. Раздвоение чувствуется почти физически...

И все-таки, чем музей-то не хорош? Работает с 1965г. Экскурсии по записи проводит. Недорого.

Неправильный потому, что посвящен человеку, который это место не любил, и потому, что не понятно, в честь кого музей назван.

Фото автора.
Фото автора.

Все мы в школе проходили, я даже заучивала, "Буревестника" советского писателя Максима Горького. ЦПКиО в его честь назван. Но это же псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Так? А в музее НЕ ТАК. Музей носит имя А.М.Горького!!! Почему-то не А.М.Пешкова (Горького), не М.Горького (А.М.Пешкова), а какого-то "сборного" человека? Говорят, в Нижнем Новгороде так же. И сочетание настоящего имени с псевдонимом было и в некрологе, и в надписи на надгробной плите на Кремлевской стене ( надо будет как-нибудь посмотреть) еще в 1936г. Думаю, так захотела семья. Хотя все это странно. И тут так же- табличка, музей, министерство культуры.

Вот так неправильные формы здания породили хаос во внутреннем оформлении и даже в названиях. А теперь в подвале еще и музей иконописи создан. Крутой замес. Гремучая смесь.

Иконы, модерн и пролетарский писатель, мечтающий об Италии, где прожил 18 лет своей жизни то с одной любовницей, то с другой. К 1928г в 60-летнем возрасте его уговорил вернуться в СССР И.Сталин, предоставив в пользование особняк Рябушинского, дачу в Горках и дачу в Крыму. Он и потом до 1932 г. по полгода жил в Италии. Но в 1933 г. Сталин лично запретил Горького выпускать за границу. Без красивой жизни Горький прожил три года, умер не от туберкулеза, от которого всю жизнь лечился прекрасным морским воздухом Средиземноморья, а от чего-то другого... Загадки истории и ее хаос.

Чтобы унять внутреннее смятение от "смазанной" картины впечатлений, прошлась до Никитской площади. Полюбовалась еще работающим фонтаном- ротондой, посвященному А.С.Пушкину и Н.Гончаровой. Единственный фонтан с питьевой водой в Москве. Расположен на переходе. И среди водных струй под порывами октябрьского ветра они как бы разговаривают друг с другом, никого не замечая ( в мою коллекцию).

Фото автора.
Фото автора.

А потом я подумала... и вернулась. И для полноты картины зашла в те хозяйственные постройки Ф.Шехтеля за забором, где нынче музей- квартира А.Н.Толстого. И не пожалела...

Потому что не место красит человека, а человек место.

Но это- другая история...

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!