Спустя долгое время, я решил написать очередную статью на тему фотографии. В данном случае речь про объективы и их характеристики, постараюсь сосредоточиться на самых основных и важных для фотосъёмки, немного, правда, придётся коснуться и строения фотоаппаратов.
Фокусное расстояние
Начнём, пожалуй, с фокусного расстояния объектива, как с наиболее важной характеристики для фотографа.
Это расстояние от главного фокуса до фокальной плоскости, то есть это вполне конкретная физическая величина выражающаяся в миллиметрах.
Фокусных расстояний у объектива два: переднее и заднее, но нам интересно только заднее, где находится байонет камеры.
От данной характеристики зависит угол обзора камеры, тут важно отметить, что у разных камер, разный размер сенсора из-за чего один и тот же 135мм объектив может быть как портретным, например на камерах формата 35мм (он же Full Frame), так и "нормальным" приближенным к углу поля зрения человека в месте большего восприятия (без учета перифирийного зрения), так и сверх-телевиком, если поставить его в смартфон с дюймовым сенсором, например.
На предыдущей картинке показана зависимость угла поля зрения от фокусного расстояния объектива, причём градусы указаны для камер формата 35мм.
Раз уж я начал немного про форматы кадров, то не лишним будет рассказать и про кроп-фактор. Это коэффициент введённый фотографами для удобства выбора оптики, так как если его помножить на фокусное объектива, то можно получить Эквивалентное 35мм камере Фокусное Расстояние (ЭФР), то есть, если сенсор камеры меньше 35мм в 1.5 раза (это у нас APS-C формат), то 100мм объектив будет иметь угол поля зрения как у 150мм. Удобно, но неточно, впрочем, никто не мешает Вам найти формулу и посчитать относительно точный угол поля зрения для Вашей камеры.
Так же данный параметр отвечает и за геометрию в кадре, словами сложно это описать, поэтому проиллюстрирую гифкой.
В общем, уже вырисовывается примерная картина того, для чего нужны различные фокусные, но я позволю себе перечислить распространённые применения:
- Сверхширокоугольные объективы, они же фишаи, подходят для творческих и необычных фотографий. 8-16мм фокусное
- Широкоугольные объективы хороши в пейзажной съёмке и архитектуре за счёт широкого угла, но не имеющие сильных искажений, присущие фишаям. 18-35 фокусное.
- Нормальные объективы универсальны и на них хорошо можно снимать портреты, пейзажи и любой другой жанр, главное правильно его понять, не зря же старые камеры комплектовались объективами в 50мм чаще всего. 40-70мм фокусное.
- Телеобъективы отлично подходят для съёмки портретов и макро. 85-200мм фокусное.
- Сверхтелеобъективы чаще всего используют для съёмки диких животных и спорта, когда нет возможности подойти ближе к объекту. Свыше 200мм фокусное.
На самом же деле это лишь самые частые использования фокусных, по факту же Вы не ограничены в использовании их на своё усмотрение и если хочется снять портрет на 500мм объектив, то вперёд, вдруг получится необычная и интересная фотография, а может портрет на 24мм, тоже вариант. Правил в фотографии нет, есть рекомендации и Ваша фантазия.
Далее представлены мои фотографии на различные фокусные расстояния, от 14мм на Olympus с кропом 2, до 135мм на Konica Minolta с кропом 1,5
Типы объективов
Теперь перейдём к вещам попроще в понимании, а именно к типам конструктива объективов.
Их можно просто поделить по следующим критериям и разбить на типы:
1. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фикс-объективы) и объективы с переменным фокусным расстоянием (зум, трансфокаторы, вариообъективы)
Тут особо нечего говорить, фикс понятен, одно фокусное и максимальное качество по сравнению с одноклассником зумом, обычно фиксы резче и светлее зумов, при этом дешевле при той же светосиле, хоть и не всегда.
Зумы же имеют диапазон фокусного расстояние, например популярный комплектный объектив (кит) Canon EF-S 18-55 F/3,5-5,6 имеет диапазон от 18мм до 55мм и переменную диафрагму, словом тёмненький зум для новичков, которого хватит на съёмку пейзажей, портретов и немного макро, но явно не в условиях плохого освещения, даже если есть стабилизатор. Бывают и с постоянной диафрагмой например, тоже популярный "взрослый" объектив Canon EF 24-70 F/2,8 уже и светлый, а возможно и на уровне с фиксированными собратьями по качеству изображения.
2. По устройству оптической схемы. Сферические, анаморфотные, зеркально-линзовые.
Тут посложнее, но не сильно.
Сферические объективы - это объективы, в которых форма поверхности линз является... сферической, в общем это обычный подход при их создании, так что с такими объективами мы чаще всего имеем дело, когда снимаем на камеру.
Уже довольно давно в оптическую схему обычных сферических объективов добавляют асферические линзы, имеющие сложную форму, отличную от поверхности сферы. Делается это для уменьшении искажений геометрии в кадре (дисторсии), которая заметнее всего на широкоугольных объективах. Так что многие современные объективы уже не совсем сферические.
Анаморфотные объективы, это довольно редкие гости в фотосъёмке, обычно их используют в кино, дабы получить овальное размытие и горизонтальные засветы (ну не думали же Вы, что их рисуют потом), изначально создавались что бы решить проблемы искажений широкоугольников и одновременно получить большой угол обзора по горизонтали. В итоге решили делать поверхности линз не сферическими, а цилиндрическими, что привело к необходимости трансформировать (растягивать в их случае) изображение до нормальной геометрии кадра. Вещь интересная, но обычно для кино.
Зеркально-линзовые, вещь старая, но в фотографии это чудо появилось благодаря советским оптикам, которые захотели получить небольшой объектив с фокусным расстоянием в 1000мм, в итоге создали МТО-1000 (Максутова теле-объектив) и показали на выставке в Брюсселе впаре с 500мм собратом. По сути это гибрид линзовой и зеркальной конструкций объективов, позволяющий значительно уменьшить размеры объектива, но имеет недостаток - диафрагма неизменяема, так что они в основном используются для съёмки звёздного неба или как творческие из-за бубликов в размытии. Так же у данных объективов, в силу минимального количества линз, практически полностью отсутствует хроматическая аберрация (синие и красные контуры на объектах съёмки).
Чаще всего зеркальные объективы, без линз можно встретить в телескопах, там их называют рефракторами, суть в том же, уменьшить размеры при сохранении фокусного расстояния.
3. Тилт-шифт объективы.
Довольно необычные объективы, которые любят в архитектуре и позволяют контролировать фокальную плоскость изменяя положение линз.
4. Автофокусные и неавтофокусные.
Тут всё просто, либо есть автофокусировка, либо по-старинке, крутим руками (автор предпочитает крутить).
Тут на типах можно и остановиться
Боке
Тут я думаю можно и поговорить о боке.
Это размытие заднего фона, зависит от диафрагмы, чем она больше (меньше число диафрагмы) тем оно сильнее, ещё сильнее от длины фокусного расстояния, из-за чего для портретов используют от 85мм объективы и преимущественно фиксы.
Всё, разве что можно рассказать об объективах с контролем характера размытия, но таких мало было.
Байонеты и рабочий отрезок
Последняя вещь про объективы, это байонеты, или крепление.
Байонет, или в случае старых камер, резьба - это крепление к камере, без переходников и прочих ухищрений объектив подходит только к своей камере, то есть, если у Вас в руках объектив от Nikon под байонет Nikon F, то этот объектив встанет только на камеру с байонетом Nikon F
Бывают случаи, когда байонет не только у компании разработчика, например в СССР был фотоаппарат Киев и он имел никоновский байонет, а еще были Kodak DCS Pro SLR/n и Fujifilm S pro с байонетами Nikon
Но если очень хочется использовать некий Nikkor 105mm 2.8 на Canon EF, то можно использовать переходник, однако, наоборот, Canon 50mm 1.8 на Nikon F нельзя использовать из-за разницы в рабочих отрезках.
Рабочий отрезок это расстояние от задней линзы до фокальной плоскости сенсора, на котором возможно сфокусировать объектив на бесконечность. То есть это значит, что лес вдалеке вы не сможете снять резким, если поставите Canon EF (44мм отрезок) объектив на камеру с байонетом Nikon F (46.5мм отрезок), в дополнение, если объектив никона или кэнона автофокусный с электронно-управляемой диафрагмой, то лишитесь и автофокуса и возможности диафрагмирования, так как электрически эти объективы и камеры несовместимы через пассивный переходник, а активный либо не существует, либо дорог.
Засим, вроде всё, хороших снимков.
P.S. А ещё мне лень самому делать картиночки ^_^ даже когда подопытная камера под рукой...