В прошлом году на день рождения подарила себе артбук обложек к виниловым пластинкам, которые делало агентство Hipgnosis. Presence (Led Zeppelin), The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here (Pink Floyd), Electric Warrior (T.Rex), Lovedrive (Scorpions) – это все они. В этом и следующем постах немного расскажу о ребятах и их истории и покажу некоторые работы – наверняка многие из этих обложек вы знаете и видели, но, возможно, даже не догадывались, что это их рук дело. История классная – люблю такое: про оказаться в нужном месте в максимально подходящее и правильное время.
Как все начиналось
Сооснователи Hipgnosis Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл познакомились в Кембриджском университете. Оба — творческие и любопытные до жизни: один снимал кино и учился в престижном универе, другой — не учился, но занимался фотографией, преимущественно экспериментальной. Оба с самой юности дружили с Pink Floyd: свингующий Лондон, бесконечные вечеринки, легкие и не только вещества, концентрированная молодостью и талантом тусовка. Собственно, в идентичной атмосфере они и познакомились — компанией употребляли у Торгерсона дома, но пришла полиция, вся тусовка разбежалась, а Пауэлл остался и помог отмазаться, и с тех пор они задружились.
Начинали они с обложек и иллюстраций для книг своей подруги. Но когда у тебя в друзьях Pink Floyd, а ты хорошо и отчасти новаторски управляешься с визуалом, видимо, совместный проект — лишь вопрос времени.
Они сделали обложку для их второго альбома A Saucerful of Secrets (1968), обыграв космическую тему, которая в то время была в мировой повестке. Вдохновлялись комиксами Marvel про Доктора Стренджа в частности и Стэном Ли в общем. И использовали популярную у битников и модов магичную тему: таро, восточные практики, алхимию.
После менеджер Pink Floyd подключил их к обложкам альбомов для других своих групп. И закрутилось.
Изначально закрутилось в полупрофессиональном режиме. По ночам они тайком обрабатывали фотографии в колледже, проявляли в ванной коммуналки (примечание: богемной коммуналки в Лондоне) и не особо отчетливо понимали, чем именно они занимаются.
В 1969 обучение завершилось, а вместе с ним возможности универских студий. Ребятам пришлось арендовать свою студию. Они закупили оборудование и вышли на новый уровень. Но при этом дела шли не очень — денег не хватало. Они подрабатывали, делая иллюстрации для британских авиалиний и вечеринок местных гангстеров. Когда денег совсем перестало хватать, решили поэкспериментировать — не озвучивать стоимость своей работы, а спрашивать заказчика, сколько он сам готов заплатить. Был велик риск, что они прогорят окончательно но с первого же заказа они оказались в плюсе — группа предложила 800 фунтов вместо 200, за которые они готовы были работать.
Финансовая модель себя оправдала, никто и никогда не предлагал им меньше гармоничной для них цены. С тех пор их доходы только росли.
Hipgnosis – откуда название?
Здесь тоже не обошлось без Pink Floyd. Название придумал Сид Баррет из Pink Floyd во времена, когда у него уже начались психологические проблемы на фоне злоупотребления кислотой. Он просто написал слово “hipgnosis” шариковой ручкой на идеально белой стене в квартире, которую они коллективно снимали какое-то время, чем выбесил абсолютно всех, кроме Торгерсона и Пауэлла.
В чем уникальность Hipgnosis
Они похоронили типичный подход звукозаписывающих компаний того времени – с фотографиями музыкантов и названиями групп и альбомов на обложках (хотя портреты они тоже снимали, но по-своему) и возвели обложку в культ, поставив ее на одно место с музыкой.
Они делали ставку на историю, на визуальные образы, на интригу. Не все обложки по смыслу были связаны с музыкой, не все были удачными, но Hipgnosis старались говорить через образы и создавать вау-эффект. В основе всего была фотография, снимали они зачастую на киношное оборудование, а после происходила магия: колллажи, высвечивание, наложение слоев, искажение — и никакого фотошопа у них тогда не было.
По сути, на целые 15 лет они стали синонимом стиля и превратили обложки в один из основных инструментов продвижения новой музыки, потому что не было MTV, не было клипов, не было ничего другого, за что можно зацепиться для взаимодействия со слушателем.
Конечно, были и другие дизайнеры. И многие мои любимые обложки — это не Hipgnosis. Но они в определённой степени особенные — в лучшем смысле этого слова.
Где-то на пике к ним присоединился Питер Кристоферсон. Из ассистента быстро вырос в полноценного партнера и стал своеобразным рефери между двумя сооснователями, которые были вспыльчивые и по рабочим вопросам всегда ссорились как в последний раз: кидали в стену дорогостоящие камеры и резали итоговые работы, если не могли договориться друг с другом.
Но всегда мирились.
Вместо вывода – цитата Обри Пауэлла об обложках виниловых пластинок
Винил занимает много места в каждом доме и часто находится в главной комнате – в гостиной, рядом с объемной аудио-системой. Хвастаться, как много пластинок у вас в коллекции, стало главным времяпровождением и то, какую музыку вы покупаете, говорит другим о том, какой вы человек. […] Кроме того, покупка винила – это особый ритуал, иногда выбор пластинки может быть продиктован исключительно внешним видом обложки. Придя домой, вы разрываете упаковку – так, чтобы не повредить ни один стикер. Вы достаете пластинку из конверта, кладёте её на слипмат и снимаете иглу. Вы садитесь, наслаждаетесь музыкой и изучаете тот артефакт, который связывает вас с группой – обложку. Пробегаетесь по текстам песен, текстам, фото группы, открыткам и постерам – и вглядываетесь в подсказки на лицевой стороне. О чем хотел сказать музыкант?
— Обри Пауэлл
И, забегая вперёд, о финале этой красивой истории.
В 1982 году изобрели CD. В этом же году Hipgnosis распались.
Что думаете о влиянии обложек на покупку? Когда-нибудь покупали пластинку только из-за симпатичного визуала?
Подписывайтесь на канал в Телеграме, если там удобнее.