Найти в Дзене
Международная панорама

Тающий котел: Книга Хэллоуина

Оглавление
Рут Эдна Келли, Книга Хэллоуина (Бостон, Массачусетс: Лотроп, Ли и Шепард, 1919).
Рут Эдна Келли, Книга Хэллоуина (Бостон, Массачусетс: Лотроп, Ли и Шепард, 1919).

«Сколько раз Церковь переливала молодое вино христианства в старые языческие мехи», — пишет Рут Эдна Келли в начале «Книги Хэллоуина» (1919), которая считается первой историей этого праздника длиной в книгу. Она почти дословно цитирует обширную работу Джеймса Джорджа Фрейзера по сравнительному религиоведению «Золотая ветвь», которая, в свою очередь, перерабатывает притчу Иисуса из Евангелия от Марка 2:22: «И никто не вливает молодое вино в мехи ветхие: иначе новое вино разобьет мехи, и вино прольется, и мехи испортятся».

Но Христос не мог предвидеть хитрости своих последователей. Триденствие Хэллоуина, Дня всех святых и Дня поминовения усопших варилось в переработанных языческих бочках — кельтский праздник Самайна, египетские солнечные суеверия, поклонение Помоне, римской богине изобилия — и накладывалось на старые духовные календари, отмечавшие когда мёртвые были необычайно близки к живым, когда «боги, свергнутые Христом, присоединились к зловещей толпе».

«Книга Хэллоуина» начинает свою историю с кельтских друидов, впервые упомянутых историком Геродотом в пятом веке до нашей эры, которые «поклонялись духам леса и ручьёв и боялись сил зла». Друиды верили, что 31 октября, в последнюю ночь старого года, «повелитель смерти собирал вместе души всех, кто умер в уходящем году и был приговорен жить в телах животных, чтобы определить, в каких формах они должны обитать в течение следующих двенадцати месяцев». По словам Келли, знакомые образы, которые сегодня украшают пластиковые плащи и костюмы Большого Хэллоуина — рынка, на котором, по оценкам статистиков, потребительские расходы в Соединенных Штатах в этом году составят 12,2 миллиарда долларов, — взяты из этих старых обрядов. Нам говорят, что друиды почитали чёрных кошек священными, приносили в жертву врагов в поджигаемых плетеных рамах и носили с собой магические стеклянные шары, изготовленные из плевков змей.

Когда христианство распространилось по Британии, священные дубовые рощи друидов были вырублены для строительства церквей, а их праздники выдолблены, чтобы служить сосудами для монотеистических обрядов. Канун Святого Иоанна смешивался с отбросами летнего солнцестояния; Ламмас наполнил стерилизованную бутылку Лугнасада, гэльского праздника урожая, постепенно избавившегося от языческих отсылок.

Как и ее современники за Атлантикой, вовлеченные в ирландское литературное возрождение или шотландский ренессанс, Келли считает, что старая магия была похоронена, но не утеряна: она просто ушла под землю, найдя безопасный проход в современность в деревенских пейзажах, населенных «шотландскими, ирландскими и валлийскими крестьянами», которые до сих пор верят, что «ручьи, холмы, долины и скалы изобилуют крошечными сверхъестественными существами».

Слева: декоративная позолоченная обложка «Книги Хэллоуина»; справа: фотографии праздничного оформления стола, обсуждаемые Рут Эдной Келли.
Слева: декоративная позолоченная обложка «Книги Хэллоуина»; справа: фотографии праздничного оформления стола, обсуждаемые Рут Эдной Келли.

Современный Хэллоуин — костюмированный, богатый декорациями и шуточный вариант — моложе, чем может показаться. В своей истории празднования 2012 года Лиза Мортон утверждает, что американский Хэллоуин был продуктом массовой иммиграции с Британских островов после ирландского картофельного голода и экономической депрессии в Шотландии в девятнадцатом веке. Вскоре после того, как королева Виктория приняла участие в широко разрекламированной вечеринке в честь Хэллоуина 1869 года в замке Балморал, в газетах и ​​журналах начали появляться сообщения о детских праздниках Хэллоуина в Соединенных Штатах, поскольку вновь прибывшие иммигранты стремились не отставать от своей родины. Придерживаясь своего сравнительного мифологического метода, Рут Эдна Келли отмечает то же явление, но представляет его в свете подлинной реконструкции.

В то время как первоначальные обычаи Хэллоуина всё больше и больше забываются за океаном, американцы взращивают их и делают это событие чем-то вроде того, что, должно быть, было в его лучшие дни за границей. Все обычаи Хэллоуина в США напрямую заимствованы или адаптированы из обычаев других стран.

Это феноменальное видение — американская метафора плавильного котла, доведенная до таких крайностей, что новизна и оригинальность становятся невообразимыми. Америку здесь буквально преследуют: не призраки и демоны, а неизбежные традиции, спрятанные в культурном багаже, контрабандой привезенном из Старого Света.

Соответственно, «Книга Хэллоуина» наиболее жива, когда рассказывает об обычаях, ритуалах, празднованиях, играх и других формах веселья, проводимых в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Англии, Бретани и на острове Мэн. Мертвым оказывают почтение и проводят гадания. Бретонцы, говорит Келли, засиживаются допоздна, пока «не начинают раздаваться таинственные шумы над домом», а затем чтят умершего рассказами и воспоминаниями. Поступки кошек можно прочитать как заварку на Хэллоуин — прыжок на колени — двойная удача; если котенок зевает в вашу сторону, вы не внимательны к возможностям, которые предлагает жизнь. Соль перед сном вызывает вещие сны, и существует множество других забытых способов употребления пищи. Мы узнаем об «овечьей шерсти», напитке из молока и жареных яблок, а также о дошедшей до нас ирландской традиции прятать кольцо в колканнон, капустное пюре. Подобно празднику, запеченному во французских Galletes des rois, обнаружение кольца предвещает удачу для женатых или скорую свадьбу для молодых и одиноких.

Другие традиции перепрофилируют пищу, а именно корнеплоды и крестоцветные овощи. В Ирландии кочаны капусты назывались в честь всех присутствующих на вечеринке, «затем их поднимали, и гостей просили выйти и "посмотреть на своих сов"». В Шотландии дети делали ужасающие фонарики из репы и складывали капустные кочерыжки вокруг дверей и окон, заманивая фей, чтобы те подарили им новых братьев и сестер.

Существует удивительное количество сватовств, основанных на закусках. Мальчики, гулявшие с овсом во рту, слышали на ветру имя своей будущей жены. Девушки с девятью ломтиками яблока, глядя в залитые луной зеркала, могут увидеть образ возлюбленного, просящего последний кусочек. А валлийские женщины, которые воткнут «нож среди лука-порея», выходя из сада задом наперед, вернутся и найдут нож, воткнутый в землю будущим кавалером.

Опубликованная, когда Келли было всего двадцать шесть лет, через пять лет после того, как она с отличием окончила Рэдклифф-колледж, «Книга Хэллоуина» была написана между сменами в публичной библиотеке Линн в Массачусетсе, где она проработала большую часть своей жизни. Келли заканчивает свою книгу видением. «Разве не может быть написано и представлено в Америке настоящее зрелище Хэллоуина, иллюстрирующее и соответствующее его благородному происхождению и обеспечивающее ему место среди праздников года?»

Сегодня Хэллоуин, безусловно, в безопасности в Соединенных Штатах и ​​во многих других странах, но соответствуют ли современные праздники благородному происхождению этого дня? Мало кто сможет ответить на этот вопрос лучше, чем Келли. А вечером 31 октября, когда ваши половицы начнут скрипеть под тяжестью невидимых сил, возможно, она поделится своими мыслями.

ВНИМАНИЕ: Дзен не показывает все мои публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи, заходите непосредственно на канал. Читайте, комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».