Найти тему

Avatarium. Death, Where Is Your Sting (2022). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: hard rock | progressive rock | doom metal

Страна: Швеция

Лейбл: AFM Records

Дата выхода: 21 октября 2022

В 2012 г. Лейф Эдлинг, басист и неизменный лидер шведской эпик-дум-метал капеллы Candlemass, решил воспользоваться творческой паузой в деятельности своего главного детища и попробовать себя в чем-то новом и независимом. В результате на свет появилось целых два проекта: Avatarium, а чуть позже – The Doоmsday Kingdom. И, если последний в общем и целом продолжал традиции «Мессы при свечах» и смог разродиться всего лишь одним студийным альбомом в 2017 г., то Avatarium представляет собой куда более интригующее, полностью самостоятельное явление, столь же амбициозное, сколь и нетривиальное.

-2

Как и в случае с The Doоmsday Kingdom, коллегой Эдлинга в данном случае выступил гитарист и композитор Маркус Джиделл (ex-Evergrey, ex-Royal Hunt). Со временем Лейф практически отошел от сочинительства в этом проекте, чтобы реанимировать Candlemass, изредка появляясь на альбомах как соавтор. Отличительной чертой Avatarium является сочетание все того же традиционного дум-метала и винтажного хард-рока с ярко выраженными прогрессивными и блюзовыми влияними. Ну, а венчает все это великолепный «джазовый», с прохладцей вокал Дженни-Энн Смит, супруги Маркуса Джиделла.

На сегодняшний день багаж Avatarium насчитывает уже пять полноформатных релизов, на примере которых можно последовательно проследить творческое преображение коллектива. Так, роль дум-метала со временем существенно снизилась, в то время как прог-роковые черты, напротив, вышли на первый план. Группа не устает демонстрировать свою симпатию к ретро-стилистике, местами авангардной, но неизменно притягательной и красивой.

Пятый по счету полноформатник Death, Where Is Your Sting можно назвать наивысшим достижением музыкантов на сегодняшний день. Творческий костяк группы по-прежнему состоит из Джиделла (гитара, клавишные, виолончель, терменвокс), а также Дженни-Энн Смит (лид-вокал, пианино) при поддержке Маттса Ридстрёма (бас), Андреаса Йоханссона (ударные) и Дэниэля Карлссона (орган).

Данный релиз отошел от дум-метала настолько, насколько это вообще возможно, но при этом сохраняет верность корням. Он в состоянии изрядно удивить своими музыкальными экспериментами, но в то же время остается предельно выразительным и доступным. В своем разнообразии альбом оставляет позади предыдущие релизы – на нем не найти двух одинаковых вещей, а композиторские задумки практически не имеют аналогов.

Чтобы лучше понять природу Death, Where Is Your Sting, следует разобрать его на составляющие. В основе его лежат характерные винтажные хард-роковые и блюзовые интонации, но теперь к ним добавлены партии классических струнных (скрипка, виолончель), которые привнесли определенную элегантность и трагизм. Также более значимой стала роль акустической гитары: она не только отлично вписывается во внешний фасад композиций, но и выгодно подчеркивает вокальные партии Дженни-Энн и часто звучит в унисон с соло-пассажами.

А теперь давайте соберем все это вместе – отголоски думовой тяжести, гитарный фузз, плотные клавишные, балладность и драматизм неоклассики, а также эмоциональный, отлично поставленный «смелый» тембр Смит – и посмотрим, точнее, послушаем, что их этого получилось.

Вступительный номер «A Love Like Ours» представляет собой эдакий развернутый пролог: «бархатистое» струнное интро, вкрадчивые гитарные аккорды, нагнетающий, хрипловатый вокал Дженни-Энн, а также периодические сбивки держат слушателя в состоянии наэлектризованного возбуждения. Здесь категорически мало дисторшена, на передний план выходят блюзовые и неоклассические гармонии, а соло между собой делят то электрогитара, то виолончель.

Титульный номер представляет собой стопроцентный рок-хит из тех, которые присутствуют на каждом альбоме Avatarium – открытый, намертво въедающийся в память, напевный. Тот, который можно прокручивать бесконечное число раз и все равно его будет мало. Здесь уже переплетаются элементы кантри и мелодичного харда в американском стиле, что лишний раз подчеркивает восхитительный вокал фронтледи.

Совершенно иную картину предлагает «Stockholm» – величественный, даже помпезный номер, построенный на характерных «шагающих» риффах a-la Candlemass. И неудивительно, ведь в создании этой вещи как раз поучаствовал Эдлинг. Но и остальные музыканты внесли свою лепту, поэтому в рамках композиции мы слышим узнаваемое бренчание акустики и хоровые кантри-напевы. В совокупности все это складывается в монументальную, торжественную и в то же время довольно мрачную оду столице Швеции.

«Psalm for the Living» (не иначе как отсылка к альбому «Psalms for the Dead» 2012 все тех же Candlemass) оборачивается очередной балладной исповедью: инструментальные партии звучат как аккомпанемент Дженни-Энн, они минималистичны и ненавязчивы, каждая партия осмысленная и мягко проступает сквозь паутину магнитного поля терменвокса и синтезаторов.

Отдаленные аккорды «God Is Silent» постепенно перерастают в тяжелый думовый строй, инкрустированный акустическими узорами с фолковым антуражем, чтобы в определенный момент превратиться в ритмичный экзотический тягучий танец, где драйву и бурлящим эмоциям отведено почетное место.

«Mother Can You Hear Me Now», как и заглавную тему, можно отнести к наиболее форматным и поп-ориентированным образцам, но тем не менее эта вещь не стремится покорять вершины чартов – она слишком сосредоточена на своей внутренней драме, ранима и полна отрешенности. На ее фоне «Nocturne» выглядит более энергичной и дерзкой: жесткие гитары прогрызают себе дорогу, томный голос Смит практически гипнотизирует и плавно подводит к катарсическому умиротворенному припеву, бурлящие соло полны экспрессии – ближе к финалу все это сливается в одно психоделическое крещендо, тающее, словно дымка утреннего сна.

Завершает альбом инструментальная пьеса «Transcendent» – вполне захватывающее самостоятельное произведение, где изящно переплетаются все главные составляющие этого альбома. Вместо вокала здесь историю рассказывают инструментальные партии и, поверьте, этого более чем достаточно, чтобы завладеть сознанием слушателя.

Будучи построенным на контрастах, Death, Where Is Your Sting является достойным примером того, как из достаточно разных музыкальных направлений может возникнуть вполне гармоничное, стильное, чувственное и красивое произведение. Пластинка получилась разнообразной эмоционально, но при этом все композиции объединены единой минорной атмосферой с легким скандинавским колоритом.

Качество продакшена альбома неизменно находится на высоком уровне – во время прослушивания остается только блаженствовать, наслаждаясь тонко выписанными аранжировками, фонами и мелодиями. Ничего другого ожидать не приходится – Avatarium явно нацелен на более коммерческие области, чем Candlemass.

При этом Death, Where Is Your Sting не перестает быть полноценным рок-альбомом, в нужной мере жестким, грубым, ярким и органичным. Но больше всего он привлекает своим холодноватым меланхолическим флером. Идеальный саундтрек для одиноких скитаний под дождем или мокрым снегом по улицам равнодушного бетонного мегаполиса, где нашли пристанище отчаяние, разочарование, утраченные надежды и возвышенные мечты.