Найти тему
ПАНТОГРАФ

«Русские» американские электровозы

Авторский материал. Статья подготовлена коллегами из группы ВК "Все о транспорте".

Мало кому известно о том, что сразу после войны, СССР решил заказать у американской компании General Electric (GE) 20 электровозов.

Данный выбор сделан из-за того, что советские заводы ещё только восстанавливались и поэтому не могли в короткие сроки начать серийное производство электровозов, а электрификация железных дорог продолжилась и набирала обороты.

Технические требования предъявляемые к будущим электровозам были такие: мощность – 5500 л.с., скорость – 108 км/ч, служебный вес - 273 тонны, длина по сцепкам 27 метров, осевая формула 2-4+4-2, колея 1524 мм. Электровозы предполагалось использовать на Кавказской дороге. Будущие локомотивы должны были водить как грузовые, так и пассажирские поезда. Также электровоз должен был быть выполнен однокузовным с кабиной с каждой стороны. Особенностью электровоза являлись литые сочленённые четырёхосные тележки, которые через консоли опирались на двухосные бегунковые тележки. Восемь двигателей GE-750 имели общую часовую мощность 8×540=4320 кВт. На то время это были мощнейшие электровозы в мире. По осевой характеристике эти электровозы оказались близки к другому мощнейшему в своём классе локомотиву - паровозу Big Boy.

Производство электровозов началось на заводе компании в городе Эри, штат Пенсильвания. Сборка электровозов проводилась при непосредственном участии специалистов из СССР. Машины получили заводское обозначение 29913-29932, а в СССР им дали серию А. Эксплуатационные номера МПС А1591-А1610. 7 сентября 1948 года на специальном треке завода в присутствии представителей СССР был совершён испытательный заезд электровоза А1598. Однако из-за ухудшения политической обстановки и отношений между СССР и США, в октябре 1948 года госдепартамент США запретил экспорт стратегических товаров в СССР. Заказ на электровозы был аннулирован. На момент отмены заказа было в наличие 14 электровозов, как готовых полностью, так и находившиеся в разной степени готовности. Но отказ США отправлять в СССР данные электровозы лег в основу того, что почти сразу - в начале 50-х годов в СССР был с нуля разработан собственный электровоз ВЛ8, который по мощности незначительно уступал электровозу А, но, таким образом, заменил собой непоставленные американские локомотивы в СССР.

Испытания электровоза А-1598
Испытания электровоза А-1598
Испытания электровоза А-1598 на совмещенном семиниточном пути
Испытания электровоза А-1598 на совмещенном семиниточном пути
Кабина электровоза А-1598
Кабина электровоза А-1598

Тем не менее, GE решает выпустить всю партию электровозов - 20 единиц. 14 готовых электровозов были построены по советским нормам с тележками колеи 1524 мм, последние 6 электровозов были выпущены уже на тележках колеи 1435 мм. Начинается поиск нового заказчика на данные электровозы. На момент выпуска, данные электровозы могли эксплуатироваться только на одной дороге - Милуокской, так как она имела необходимое напряжение - 3 кВ, остальные дороги имели намного ниже напряжение.

В том же 1948 году локомотивами заинтересовалась Милуокская железная дорога и решила провести демонстрационные испытания электровоза 29927 под временным эксплуатационным номером GE-750. На испытания данный электровоз прибыл на дорогу 24 декабря 1948 года. Чтобы пантографы электровоза доставали до контактной сети, то их пришлось установить на подставки. Испытания проходили до апреля 1949 года, после чего локомотив вернулся на завод-изготовитель. Результаты испытаний превзошли все ожидания, так как электровоз оказался едва ли не мощнейшим на то время локомотивом в мире. Но, выполненный под советские стандарты, он не соответствовал американским. В связи с этим Милуокская дорога предложила купить электровозы практически по цене металлолома, от чего GE сразу отказалась. Хотя вопрос продажи электровозов по прежнему был актуальным.

Испытания GE-750 на Милуокской железной дороге
Испытания GE-750 на Милуокской железной дороге

Весной 1949 года GE получает предложение от железнодорожной компании CSS&SB. Одно время после войны эта компания даже задумывала производить собственные электровозы, однако в компании посчитали, что дешевле покупать уже готовые локомотивы. Руководство дороги обратило внимание на пылившиеся на заводах GE электровозы GE-750 и решило, что дешевле заказать их. Тогда на завод поступил заказ на три электровоза, причём уже изначально выполненных на колею 1435 мм. 10 мая 1949 года с завода были отправлены электровозы с заводскими номерами 29930-29932, которые поступили сначала в мастерские для модернизации. Основная модернизация электровозов заключалась в изменении их электрических схем, так как дорога была электрифицирована на напряжение 1,5 кВ. Далее электровозы были перекрашены и получили эксплуатационные номера 801-803. А на самой дороге были проведены большие работы по расширению габаритов приближения мостов и сооружений. Осенью 1949 года все три электровоза были запущены в работу.

Электровоз 802 компании CSS&SB
Электровоз 802 компании CSS&SB
Электровоз 802 компании CSS&SB
Электровоз 802 компании CSS&SB

Однако в 1950 году Милуокская железная дорога всё-таки купила 12 электровозов - 29916-29922 и 29925-29929 в состоянии «как есть». Электровозы 29927-29929 (колеи 1435 мм) ушли своим ходом 2 августа того же года, а остальные (колеи 1524) были отправлены на платформах. Все модификации электровозов Милуокская железная дорога проводила за свой счёт. Для лучшей работы всех электровозов были модернизированы тяговые подстанции. На дороге два локомотива получили обозначение EP-4 и возили пассажирские поезда. Другие десять получили обозначение EF-4 и возили грузовые поезда по горной дороге в штате Монтана. На Милуокской железной дороге электровозы данной серии получили прозвище Маленький Джо (англ. Little Joe) в честь Иосифа Сталина. Впоследствии EF-4 были модернизированы для эксплуатации по СМЕ с тепловозами.

Электровоз EF-4 в сцепке с тепловозом GP40, 1971 год
Электровоз EF-4 в сцепке с тепловозом GP40, 1971 год
Электровозы Милуокской ЖД
Электровозы Милуокской ЖД

Оставшиеся пять электровозов с номерами 29913-29915 и 29923-29924 в сентябре этого же года были проданы в Бразилию. Перед продажей, оставшиеся локомотивы на заводе-изготовителе были переделаны под колею 1600 мм, именно такая колея существовала на тот момент в Южном полушарии. В Бразилии данным электровозам дали номера 6451-6455. Также они получили прозвище Русские (порт. Russas). Таким образом, все 20 самых мощных электровозов в мира на то время наконец то вступили в строй после неопределенности за их судьбу. В Бразилии электровозы работали до 1999 года. Два электровоза сейчас находятся в музеях Бразилии.

Бразильский электровоз 451
Бразильский электровоз 451

На данный момент бывший электровоз 803 компании CSS&SB находится в железнодорожном музее Иллинойса.

Электровоз 803 в музее
Электровоз 803 в музее
Электровоз 803 в музее
Электровоз 803 в музее

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен группой ВК "Все о транспорте", использованы фотографии и информация из свободного доступа сети "Интернет".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.

Другие материалы по теме железных дорог:

Фото ушедшей техники - 6. Разные фото из Тулы 20 лет назад
ПАНТОГРАФ21 августа 2020
-12