Когда человек решает открыть свое дело, он сталкивается с огромным количеством вопросов. Есть ли шанс на успех? Что такое бизнес-план и как его написать? Что выбрать: ИП или ООО? Как проще платить налоги? Рассказываем, что нужно знать начинающему предпринимателю и с чего начать, если хочешь открыть свое дело.
Оцените жизнеспособность идеи
Пока что у вас есть только идея, так что стартовать стоит именно с нее. Чтобы оценить, стоит ли начинать бизнес или нет, ответьте себе на несколько вопросов.
- Что я предлагаю клиентам?
- Постарайтесь непредвзято оценить, нужен ли ваш продукт или услуга клиентам и чем он будет отличаться от похожих продуктов и услуг. Обязательно посмотрите, что предлагают ваши конкуренты, и оцените, что они делают хорошо, а что не очень, — постарайтесь найти свою нишу на рынке.
- Кому я буду предлагать мой продукт?
- Найдите свою целевую аудиторию — тех, кому ваш продукт может быть интересен. Выясните, какую их явную или пока скрытую потребность он поможет удовлетворить. Вам нужно представить вашего потенциального покупателя: пол, возраст, семейное положение, социальный статус. В идеале нужно также понять проблемы и желания клиента, особенности его поведения и характера, представить ситуации, когда ему может понадобиться ваша услуга или продукт. Это поможет вам на всех этапах — от выбора помещения до рекламы и продвижения.
- Где я буду продавать мой продукт?
- Возможно, ваша аудитория привыкла покупать все в интернете, а может, ваш товар нужно пощупать или примерить — тогда вам понадобится помещение под магазин. Где он должен находиться — в центре или в спальном районе? Подумайте, возможно, вам еще понадобится склад или офис. Если же вы собираетесь продавать товар исключительно онлайн, то подумайте о доставке. Доставка бижутерии и доставка бассейнов — разные услуги.
- Сколько это будет стоить?
- Прикиньте, по какой цене вы будете продавать товар. Оцените примерную себестоимость товара, проанализируйте, по какой цене ваш товар будут готовы купить. Помните, что вы должны покрыть все расходы и получить прибыль. При этом важно не делать чересчур большую наценку на ваши товары или услуги, иначе спроса не будет и можно прогореть. Ориентируйтесь на рынок.
Если бизнес-идею вы в итоге оцените как перспективную и способную принести прибыль, протестируйте ее на своей целевой аудитории. После первых тестов ваша идея может еще немного трансформироваться.
Итогом этого начального анализа должна стать бизнес-стратегия, которая поможет вам превратить идею в план конкретных действий.
Степан все детство увлекался художественной ковкой. Теперь он решил открыть магазин украшений из серебра. Большая часть его аудитории — девушки. Он устроил опрос у себя в соцсетях среди знакомых девушек, чтобы выяснить: нравятся ли им его эскизы, за сколько они готовы покупать такие изделия и поедут ли за ними в спальный район. В итоге стало понятно, что на первых порах будет достаточно интернет-магазина.
Напишите бизнес-план
После того как вы составили генеральную стратегию, нужно все детально просчитать. В этом вам поможет бизнес-план. Этот план понадобится и вам самому, и вашим бизнес-партнерам, и потенциальным инвесторам или кредиторам.
Бизнес-план должен содержать подробное описание продукта с вариантами его дальнейшей трансформации, анализ рынка с описанием всех групп конкурентов и характеристики возможных покупателей.
Без цифр бизнес-план, конечно, не будет убедительным. Вам нужно заранее понять, насколько рентабелен окажется бизнес. Поэтому бизнес-план должен включить несколько обязательных составляющих:
- производственный план и расчет себестоимости товара или услуги;
- план продвижения и смету затрат на рекламу и другие виды коммуникации с клиентами;
- организационный план и оценку зарплат сотрудников, а также внешних (например, курьерских) услуг;
- финансовый план, который учитывает все источники финансирования и доходы, а также все, в том числе разовые расходы и налоги.
В итоге бизнес-план должен показать, сколько денег вам потребуется на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость, через какое время удастся вернуть вложенные средства и на какую прибыль можно рассчитывать.
Для того чтобы составить бизнес-план, можно воспользоваться, например, формой, которую разработал ВЭБ.РФ.
Подумайте о привлечении инвестиций
Теперь можно думать о том, как привлечь в ваш бизнес деньги. Сделать это можно разными способами:
- Обратиться за господдержкой
- Если ваш бизнес важен для людей из вашего региона или даже всей страны, то государство может помочь вам гарантиями, недорогими кредитами или займами, льготным лизингом и арендой.
- Собрать деньги с помощью краудфандинга
- Если вы уверены, что ваш проект будет интересен и полезен большому количеству людей, можно попробовать выйти на них напрямую через специальные интернет-площадки. Формат краудфандинга будет зависеть от типа вашего бизнеса.
- Привлечь инвестора
- Частные инвесторы иногда инвестируют в стартапы, чаще всего в технологические. Для поиска венчурных инвесторов тоже есть специальные интернет-площадки.
Зарегистрируйте бизнес
Вы можете вести бизнес как индивидуальный предприниматель (ИП) или как юридическое лицо (обычно ООО).
- ИП подойдет тем, у кого маленький бизнес — например, небольшой магазин или производство.
- ООО — это фирма, которую можно открыть самому или вместе с партнерами. Подходит тем, кто планирует бизнес с большими оборотами, и тем, кто будет переводить крупные суммы по безналичному расчету.
У каждой формы свои преимущества и недостатки.
ИП легче зарегистрировать и закрыть, чем ООО. Требований к отчетности индивидуального предпринимателя меньше. Зато ИП не может привлекать инвестиции — только брать кредиты и займы или оформлять лизинг.
В случае нарушений штрафы ООО на порядок выше, чем у ИП. Но по долгам ООО отвечает только имуществом организации, а учредитель ИП — и своим собственным имуществом, которым владеет как частное лицо.
Выберите форму налогообложения
- Общий режим налогообложения. Подойдет тем, кому обязательно нужно платить НДС (налог на добавленную стоимость, в России он составляет 20%), и тем, у кого есть льготы по налогу на прибыль, например, образовательным или медицинским организациям.
- Упрощенная система налогообложения. Очень удобна для малого бизнеса, но доход должен быть не выше 150 млн рублей в год, а число сотрудников — не более 100.
- Патент. Подходит тем, кому проще заплатить фиксированную сумму, чем заниматься документацией.
- Налог на профессиональный доход. Оптимален для тех, у кого нет наемных сотрудников, а доход от бизнеса не превышает 2,4 млн рублей в год. Подробнее читайте в статье про самозанятых.
- Единый сельскохозяйственный налог. Выгоден, но подходит только фермерам — предприятие должно не просто перерабатывать или продавать сельхозпродукты, но само их производить.
О том, чем отличаются друг от друга формы налогообложения и как выбрать подходящую для себя, читайте в нашей статье.
Займитесь деталями
После того как вы определились с главными вопросами, вам предстоит заняться еще множеством деталей.
- Завести онлайн-кассу. По закону многие предприниматели (в основном те, кто занимается торговлей) должны были начать использовать онлайн-кассу до 1 июля 2018 года. Но некоторым бизнесменам дали отсрочку до 1 июля 2019 года. На сайте налоговой можно пройти тест «Нужна ли мне касса?». Так вы узнаете, можете ли вы воспользоваться отсрочкой или касса вам нужна уже сейчас.
- Проверить соответствие помещения требованиям пожарной безопасности.
- Узнать, нужно ли сертифицировать, декларировать или регистрировать товары, если вы ввозите их из-за рубежа (списки таких товаров есть на сайтах сертификационных компаний).
Если вы открываете бизнес, помните
- Начать стоит с оценки идеи и составления генеральной стратегии вашего бизнеса.
- Если идея стоящая, нужно написать подробный бизнес-план. Он станет вашим главным ориентиром на первые полгода-год. Затем, возможно, потребуется его скорректировать.
- Найдите источники финансирования.
- Определитесь с удобной формой ведения бизнеса и отчетов перед налоговой
- Уделите внимание деталям. Подключение онлайн-кассы, пожарная безопасность и условия сертификации — тонкости, которые нужно учесть, чтобы потом не платить штрафы. Если не можете разобраться в нюансах сами, посоветуйтесь с более опытным предпринимателем, который работает в той же сфере, что и вы. Или обратитесь к бизнес-консультантам, они помогут разрешить трудные вопросы. Консультанты могут предложить как частичное, так и полное сопровождение вашего бизнеса.
Задач перед любым начинающим предпринимателем стоит много. Но свое дело, которое будет приносить вам деньги и удовлетворение, того стоит.