С точки зрения общих физических и химических правил, характеризующих равновесное состояние любой биологической системы, метаболический гомеостаз – это когда ассимиляция равна диссимиляции*.
* - Ассимиляция – совокупность реакций синтеза органических веществ, протекающих с поглощением энергии. Диссимиляция – совокупность реакций расщепления и окисления органических веществ с выделением энергии.
В первом приближении это утверждение верно и вполне подходит для характеристики нормальной физиологии простейших. Но когда мы рассматриваем человеческий организм со сложной структурой обменных процессов и поведенческих реакций, биохимический баланс должен восприниматься как разнообразное число колебаний внутри достаточно широкой зоны комфорта, в которой пределы отклонений не превышают возможности внутренних регулирующих систем возвращать обмен веществ в первичное положение.
В данном контексте устойчивая зона баланса – это уже не математически выверенная позиция равновесия, а некое физиологическое состояние, внутри которого все проходящие биохимические, физиологические и поведенческие реакции можно охарактеризовать как привычные, здоровые и содружественные**.
** - Содружественное (в контексте обсуждаемой темы) – когда ни один из элементов системы не нарушает естественное состояние (функцию) других её компонентов. Устойчивое – когда в результате совместного взаимодействия функционально связанных элементов формируется специфическая взаимозависимая среда, при которой выход параметров любого отдельного компонента за пределы допустимых значений становится невозможным, либо наличие подобных отклонений самопроизвольно компенсируется ресурсами остальных.
Физиологическая характеристика реакций организма на внешние раздражители представлена на схеме №3.
С позиции адаптивной медицины устойчивое физиологическое состояние любой сложной биоорганической системы (человеческий организм) – это состояние, при котором все три уровня биологической активности (биохимический, физиологический и высшая нервная деятельность) находятся в зоне стабильности и слаженного взаимокомпенсирующего взаимодействия.
Подобное условие можно обеспечить только при чётко налаженной обратной связи низовых процессов с регулирующими центрами. Ведь обеспечивать постоянное равновесие с внешней средой и своевременно компенсировать возникающие отклонения необходимо и по энергетике, и по набору нутриентов, и по активности ферментативных систем, и по адаптивной способности различных резервообразующих и замещающих механизмов, и по адекватности ответных реакций на внешние раздражители со стороны регулирующих центров и психики.
Это определяет довольно сложное и мало предсказуемое содержание наших искусственных (неприродных) регулирующих воздействий в попытке, скажем, оптимизировать метаболизм в тканях (например, жировой обмен) или добиться быстрых оздоравливающих эффектов. Способность грамотно балансировать биохимические процессы и, тем более, переводить организм из одного УФС в другое – задача, требующая широких знаний в различных областях медицинской науки и практики, а также достаточно большого количества объективных данных о состоянии здоровья пациента.
Неразумно пытаться привести устоявшуюся многосложную биологическую конструкцию к равновесию, путём «нормализации» лишь каких-то отдельных, интересующих нас компонентов системы. Например, приведя к «норме» калорийность и состав пищи, добиваясь противоестественных психологических установок, либо пытаясь избавиться (игнорировать) от неправильно сформированных условных рефлексов.
Я думаю, что для большинства читателей, не имеющих отношения к медицине и не планирующих практическую деятельность в области оптимизации физиологических настроек, вполне достаточно усвоить мысль о том, что одним из приоритетов (своеобразной священной коровой) адаптивной медицины является необходимость сохранять устойчивое физиологическое состояние при любых корригирующих вмешательствах. Советую им не отягощать голову сложной градацией различных вариантов ФС, встречающихся в клинической практике, и сразу переходить к следующему разделу.
Тем же, кто продолжил чтение, скажу, что при работе с пациентами для правильного выбора корригирующих мероприятий очень важно иметь ясное представление о том, с каким типом биологического состояния мы имеем дело. И какое количество промежуточных этапов необходимо пройти до окончательного формирования «УФС стройного».
Поскольку само понятие «физиологический», с моей точки зрения подразумевает правильный (естественный, видовой, природный), «патофизиологический» - как неправильный но допустимый (нездоровый, но с определенными допущениями поддерживающий жизнь), а «нефизиологический» - несовместимый с жизнью (непосредственно или потенциально), я все виды реальных биологических состояний ранжирую по степени соответствия главному критерию – способности поддерживать жизнь с учётом общей длительности и полноценности функций.
В подобной градации все возможные типы биологических состояний организма от максимально благоприятных до нежизнеспособных можно распределить следующим образом: а) физиологические состояния (устойчивые и неустойчивые); б) патофизиологические состояния (устойчивые и неустойчивые); в) нефизиологические или состояния несовместимые с жизнью*.
* - Желание акцентировать внимание читателя на общем состоянии здоровья человека при том ли ином варианте физиологических кондиций побудили меня в конце каждого пункта дать приблизительную оценку «перспектив для жизни» (ПЖ) по пятибалльной шкале. Этот рейтинг не является итогом какого-то репрезентативного научного исследования, и основан лишь на моём внутреннем убеждении. Тем не менее, с моей точки зрения, он достаточно адекватно отражает «биологическую ценность» того или иного состояния, и может оказаться полезным в практической работе.
Рассмотрим эти различия более подробно.
НОРМОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
К устойчивым физиологоческим состояниям такого свойства относятся:
1) УФС гармоничного типа
Это то естественное природное состояние окружающей среды и адекватных ей физиологических настроек организма, которые были заложены в «конструкцию» человека как вида в процессе эволюции. Некое комфортное состояние здоровья человека, при котором все виды его биологической активности находятся в гармоническом взаимодействии и обеспечивают наибольшую функциональность и максимальную продолжительность жизни.
ПЖ = 5
2) УФС адаптивного типа
Это состояния, которые возникают как итог вынужденных приспособительных процессов, завершившихся комплексом новых физиологических настроек и биоритмов со «смещённой зоной равновесия», которые, тем не менее, обеспечивают полноценный гомеостаз и могут считаться физиологическими.
Подобным УФС можно считать физиологию людей и животных, полноценно приспособившихся к жизни в нетипичных условиях среды*. Например, люди, сумевшие адаптироваться к условиям Крайнего Севера, армейскому распорядку, посменному характеру работы и т.п.
Это также животные в зоопарке, у которых потеря навыков борьбы за существование и неадекватность физических кондиций уже не дают шансов выжить в дикой природе, но при этом присутствуют навыки, полноценно адаптирующие их к жёстким невидовым воздействиям (непривычный климат, ограниченное пространство, неестественный рацион питания, пониженная физическая активность, постоянный раздражающий контакт с людьми и пр.), практически невыносимым для диких сородичей не воспитанных в неволе.
ПЖ = от 4 до 5
* - Позже, в Главе IV, раздел 4.5.2.4 «Общие правила «воспитания» рефлексов. Недопущение стереотипического стресса» мы подробно обсудим, почему невозможно эффективно использовать модель поведения людей с УФС гармоничного типа для оптимизации физиологии пациентов с УФС адаптивного типа (например, с «ДС толстого») без грамотной предварительной перестройки многих условных рефлексов. И почему с точки зрения влияния на здоровье подобные методы можно отнести к факторам, оказывающим существенное неблагоприятное влияние на жизненные ресурсы организма.
Существуют варианты и неустойчивых, но вполне физиологичных состояний организма. Их также можно условно разделить на гармоничные и адаптивные.
3) НФС гармоничного типа
Это виды временных изменений в физиологических настройках отдельных особей или групп, которые поддерживаются врождёнными инстинктами. То есть группами безусловных рефлекторных реакций, которые действуют лишь в особый период, затем самопроизвольно инактивируются.
Говоря языком программистов, указанные варианты настроек уже «предустановлены» в организме при рождении, но, до поры, находятся в некоем рецессивном состоянии. К таким НФС я отношу, например, алгоритм автоматической перестройки метаболизма на состояние беременности; сезонные изменения обмена веществ у животных и птиц при подготовке к спариванию или ежегодной миграции; у особей, впадающих в спячку или переживающих сезонные периоды засухи и пр.
ПЖ ≈ от 3 до 4.5
4) НФС адаптивного типа
Это кратковременные формы полноценной адаптации, которые, в отличие от аналогичной формы УФС, не формируются на фоне существенного угасания предыдущего ДС, а период входа в них не сопровождается выраженными рассогласованиями гомеостаза. К таким формам ФС можно отнести акклиматизацию путешественников, приспособление к внеплановым (не обусловленные естественными природными циклами) изменениям часового пояса, к нестрессовым изменениям рациона питания, физических нагрузок, распорядка дня, психоэмоционального окружения и пр.
ПЖ ≈ от 3.5 до 4.5
ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Здесь, несмотря на присутствие какого-либо инвалидизирующего фактора, тоже можно наблюдать спонтанные временные нарушения, а также вполне устойчивые и до определённой степени сбалансированные состояния, причём как врождённые, так и приобретённые в процессе жизни.
Устойчивые патофизиологические состояния:
1) УПФС гармоничного типа
Эти формы биологических состояний практически не представляют интереса для тематики нашей книги. К ним можно отнести условно сбалансированную патофизиологию людей, страдающих определёнными врождёнными дефектами развития, ухудшающими общие функциональные возможности организма, но, тем не менее, позволяющими им сохранять жизнеспособность в течение длительного периода времени (люди с болезнью Дауна, недоразвитием конечностей, лишённые репродуктивных способностей и т.п.).
ПЖ ≈ от 2 до 3
2) УПФС адаптивного типа
Пожалуй, самая интересная для нас группа состояний. Потому что именно к такому типу функциональных особенностей я отношу т.н. «патологические балансы», о которых уже не раз упоминал в предыдущих разделах книги. В этот список можно включить многие хронические заболевания, с которыми организм приучается сосуществовать, не в силах избавиться от травмирующего агента. А также схожие с хронической болезнью т.н. «вынужденно-угнетённые» состояния, в которые организм может перейти под воздействием неустранимых патологических факторов внешней среды или по воле самого человека (карликовые формы обычных животных и растений, состояние людей в условиях хронического алкоголизма, табакокурения, других форм наркомании и т.п.).
К подобным же устойчивым патологическим состояниям я отношу и здоровье людей с алиментарным ожирением, ожирением в результате хронической гиподинамии, гормонального заболевания, а также всех тех, кто добровольно на постоянной основе ввел существенные ограничения в свой рацион питания или образ жизни (веганы; т.н. «схимники» и другие типы религиозных отшельников, посвятивших себя исполнению «изматывающих плоть» обетов и т.п.).
Многолетняя работа с тучными пациентами и наблюдение за их последующей судьбой позволили прийти к заключению, что возникающая «из ниоткуда» склонность к полноте при сохранении относительного здоровья и в отсутствие значимых гормональных нарушений – ни что иное, как обычное УПФС адаптивного типа. Которое вполне закономерно (и логично для нормальной физиологии человека) возникает в результате приспособительных реакций к «патофизиологичным» условиям жизни.
Если не купировать этот процесс в начальной стадии (преобразовывать условия жизни, а не бороться с рефлексами УФС, естественным образом подстроившимися под них), УФС АТ постепенно превращается в УПФС АТ (тоже вполне закономерно) т.к. эффекты воздействия неблагоприятных факторов способны накапливаться, и, соответственно, потенцировать дальнейшее смещение зоны равновесия жироуглеводного обмена в сторону адипозности.
Начиная с момента, когда ИМТ (т.н. «индекс массы тела», подробнее в разделе 1.17) переходит за уровень примерно 30-31 единицы, степень нарушения обменных процессов и функциональное состояние организма уже нельзя считать полностью физиологичными, даже при наличии признаков относительной сбалансированности текущих реакций ассимиляции и диссимиляции.
ПЖ ≈ от 2 до 4
Неустойчивые патофизиологические состояния:
Относятся к категории наиболее неблагоприятных и опасных для жизни. В принципе, все подобные формы существования при условии сохранения активного действия травмирующего агента приводят к биологической смерти. То есть являются нежизнеспособными*. Поскольку возможности для адаптации и, тем более, гармонизации обменных процессов в таких условиях практически отсутствуют, реальные варианты НПФС можно ранжировать только по признакам обратимости.
* - Необходимо иметь в виду, что далеко не все нежизнеспособные состояния уже с момента перехода в них проявляют себя как несовместимые с жизнью. Например, на ранних стадиях онкологических заболеваний при отсутствии лечения организм может быть практически обречён, но демонстрирует при этом все признаки хорошего здоровья. НПФС, в которых организм способен определённое время существовать за счёт использования внутренних ресурсов, но продолжает при этом испытывать воздействие травмирующего агента, я отношу к т.н. потенциально нежизнеспособным состояниям (ПНС). То есть состояниям, при сохранении параметров которых сбалансированное взаимодействие организма с внешней средой невозможно, а его срок жизни определяется лишь объёмом собственных резервов.
3) НПФС обратимые
К такому типу биологических состояний я отношу все виды острых заболеваний, а также травм, отравлений, дисфункций в результате перенесенного стресса и т.п., при которых в организме, с одной стороны, наблюдаются признаки серьёзных рассогласований обменных процессов и даже (возможно) повреждений целостности клеточных, тканевых и органных структур, но с другой стороны, внутренних резервов и механизмов защиты достаточно для постепенного восстановления нормальной физиологии (УФС ГТ или АТ).
Таким образом подобные состояния в большинстве своём обратимы, но при неблагоприятном сценарии внешних воздействий могут завершиться инвалидизацией, переходом в хроническую форму (УПФС АТ) или необратимое НПФС.
К НПФС обратимого типа т.е. к потенциально нежизнеспособному состоянию я отношу практически все варианты метаболических измерений в организме худельщиков, использующих методы стрессовой мобилизации для борьбы с избыточными жировыми накоплениями в период активной реализации программы.
В этот список можно включить все типы гипокалорийных диет, рацион питания при которых по энергетике и физическому объёму вещества не способен поддерживать жизнь пациента после исчерпания его внутренних резервов. Таким же образом можно характеризовать способы избавления от жировых излишков с помощью высокоинтенсивных физических нагрузок, химических средств, приводящих к обезвоживанию и стимулирующих катаболизм и т.п.
«Нефизиологичность» подобных методов похудения хорошо иллюстрирует направление, по которому изменяется биологическое состояние организма в ходе их реализации. Организм в этом случае проходит путь (в рамках нашей классификации) не «снизу-вверх», т.е. не в сторону улучшения (например, от УФС АТ к УФС ГТ), а наоборот, сверху вниз. Причём состояние здоровья многих таких пациентов по уровню гармонизации/рассогласованности обменных процессов и условно-рефлекторных связей к концу программы можно смело относить к категории «потенциально нежизнеспособное».
ПЖ ≈ от 1 до 2
4) НПФС необратимые
Состояния, при которых добиться приемлемого для поддержания жизни состояния обмена веществ и энергии в организме уже не представляется возможным.
ПЖ = от 0 до 0.5
В целом, если ранжировать возможные физио(пато)логические состояния по степени жизнеспособности организма, вся цепочка будет выглядеть следующим образом:
Представленная градация весьма условна и не требует от людей, стремящихся что-то оценить или предпринять в отношении своего здоровья, рассматривать всю палитру возможных биологических состояний именно в таком виде.
Главная её задача, чтобы мы, планируя различные сиюминутные эффекты воздействий на метаболизм, всегда помнили, что в наборе ресурсов и средств, которые, в зависимости от ситуации, могут быть доступны нашему организму для поддержания здоровья, есть как гармоничные стабильные варианты, так и довольно рискованные и нездоровые. Присутствуют также и неочевидные (на фоне накопленных резервов), но при долгом сохранении явно деструктивные – источник тяжелых функциональных расстройств.
Хотелось бы также, чтобы Вы, прежде чем решаться на участие в каких-то проектах, всегда помнили, что существуют условия, при которых адаптация или возврат к здоровому состоянию возможны, а бывают такие, когда их уже практически нет. Здесь очень важно заранее иметь объктивное понимание последствий (состояние обмена веществ и физиологических настроек), которые будут поджидать худельщика по окончанию программы*.
* - Обращаю внимание: объективные представления не о показаниях весов и сантиметровой ленты, а именно о реальном состоянии баланса веществ и новых стереотипных рефлекторных реакциях, сформировавшихся в итоге.
Какие практические выводы можно сделать из этого?
Желательно помнить, что с физиологической точки зрения любые изменения фигуры, массы тела, общих психологических и физических кондиций, а также существенные преобразования в привычном образе жизни и стереотипе поведения не могут считаться полезными, если они достигаются за счет нарушения сложившегося УФС и могут поддерживаться только при наличие постоянного контроля и активного противодействия осязаемым потребностям организма.
Любой насильственный выход на параметры, характерные для здоровых и стройных людей (даже если их удаётся поддерживать в течение достаточно длительного периода) при наличии признаков неустойчивого физиологического состояния не может считаться удачным завершением какой-либо оздоровительной или похудательной программы. Тем более, восприниматься в качестве окончательного результата! Так как они по своим объективным клиническим проявлениям скорее приближают организм к болезни, чем к истинному здоровью.
(продолжение следует)