Найти тему
Звездный Фарватер

БЕРЕЗОВЫЕ ПУЛИ ДЛЯ ВОЖДЯ ПРОЛЕТАРИАТА

Покушение на Ленина в 1918 году глазами художника.
Покушение на Ленина в 1918 году глазами художника.

Посвящается безвинным жертвам красного террора
Фани Каплан и Леониду Каннегисеру.

Едва ли кто станет отрицать, насколько рискованна для жизни, профессия политика. С давних времен и, вплоть, до наших дней люди, взвалившие на себя бремя ответственности за судьбы народов, ни на мгновение не ощущают себя в безопасности. В древности применяли яд и кинжал против неугодных правителей. Сегодня пули и бомбы, а то и радиоуправляемые ракеты подстерегают сильных мира сего.

Однако, нередко подобные инциденты носили чисто провокационный характер, служа поводом для развязывания террора против политических противников. Яркий тому пример покушение на В.И.Ленина и М.С.Урицкого. Выстрелы в сих большевистских деятелей стали сигналом к, почти, тотальному истреблению целых, так называемых социально-враждебных групп населения.

В течении длительного времени трактовка событий тех далеких лет представлялась, вполне, однозначной. Лишь, падение идеологических препонов дало возможность некоторым историкам попытаться по-настоящему разобраться в этом, далеком от ясности, происшествии. Между тем, вопрос до сих пор остается открытым. И если относительно большинства антисоветских терактов имеются достаточно исчерпывающие данные об организаторах, исполнителях и обстоятельствах, то об этих на удивление известно крайне мало.

Но, даже, имеющиеся факты позволяют современному исследователю не только увидеть картину покушения, но и без особого труда определить его вдохновителей, чья совесть, впоследствии, оказалась отягощенной смертями миллионов безвинных людей. Итак, отправимся в тревожный 1918 год, чтобы, еще, раз повнимательней вглядеться в события того августовского вечера, ставшего роковым для судеб многих.

В тот год 30 августа В.И.Ленин приезжает на завод Михельсона, находившийся в ту пору, почти, на самой окраине Москвы, принять участие в собрании трудящихся. Митинг, на котором вождь продекламировал свой доклад «Две власти», открыли в 19 часов. По его окончанию, около 21 часа, Ленин, на ходу беседуя с рабочими, направился к своему автомобилю, но не сел сразу, а, разговаривая, остановился рядом с ним. В этот момент прогремело три выстрела.

Собственно, что было дальше хорошо известно. Комиссар С.Н.Батулин, видя такое дело, один из всех присутствующих не растерялся и «со всех ног» бросился ловить «убийцу тов. Ленина» и вскоре поймал… на ближайшей трамвайной остановке. Ею, как ему показалось(!), была женщина с портфелем и зонтиком в руках, имевшая вид человека, спасающегося от преследования. После недолгого словесного препирательства комиссар схватил ее и привел к месту происшествия. Через некоторое время выяснилось, что задержанная женщина - Фани Каплан - человек неопределенных политических взглядов.

Тем временем, якобы, «тяжелораненого» Ильича грузят в машину и везут, обратите внимание, не в больницу, которая буквально через дорогу, а… в Кремль. Неправда ли странно. Ведь, при таком ранение важно не терять ни минуты. Однако, странно не только это.

Во-первых, где в момент покушения находилась охрана В.И.Ленина? Очевидно, она отсутствовала, либо ее преднамеренно сняли. Выходит, председатель Совнаркома и без охраны! Не вероятно, но факт. Во-вторых, весьма, интересно поведение ленинского шофера С.К.Гиля, находившегося в момент покушения в автомобиле. По его словам, он, услышав выстрелы, обернулся и заметил в трех шагах от В.И.Ленина, какую-то женщину с револьвером в руках и, выскочив из машины, бросился за ней. Почему она от него ускользнула неясно, вероятно, от долгой работы на авто С.К.Гиль как следует разучился бегать ногами. В-третьих, какая потрясающая «меткость» стрелка. С полутора метров, почти в упор, попасть сразу аж в две цели, при этом Ленина, ранив двумя пулями не смертельно, а другую всего одной и насмерть. А между тем, два выстрела с такого расстояния привели бы в то время к летальному исходу.

И, наконец, главное, в слишком уж скоропалительном следствии и отсутствии, вообще, какого-либо подобия суда. Подследственная через несколько дней была втихаря расстреляна в одном из кремлевских закоулков. За долгие годы Советской власти историки, практически, были лишены возможности покопаться в этом темном и запутанном деле.

Однако, и после ее падения, несмотря на предпринятые исследователями усилия, ничего не прояснилось. А ведь, казалось бы, сегодня, когда открыты многие архивы, нарисовать истинную картину событий не составит особого труда. Но, не тут то, было. Следственные материалы обнаружить нигде не удалось, хотя, очевидно, их попросту не существовало.

Кажется, разобраться невозможно, и тайна так и останется на века неразгаданной. Тем не менее, мы не станем опускать руки. Вспомним старый метод Шерлока Холмса - метод дедукции. Вот с его помощью мы с вами и попробуем разобраться в преступлении, отыскать истинных убийц и понять их мотивы.

Сперва, обратим внимание на обстановку в России на момент покушения. В конце лета 1918 года, фактически, завершился разгром всех союзников большевиков: анархистов, левых эсеров и других. Тем не менее, для них это было, лишь, полдела. Важно ликвидировать саму социальную базу для вероятного сопротивления им. Но для этого необходимы, уже, массовые репрессии. Чтобы приступить к ним требовался серьезный повод. И его придумали, судя по всему, в штабе Л.Д.Троцкого, в ту пору по сути и являвшийся подлинным вождем и организатором русской революции.

По его замыслу жертвой «террористов» должен был стать достаточно популярный, но не особенно влиятельный представитель большевистской партии. На эту роль идеально подошел В.И.Ленин. Разумеется, убивать соратника никто не собирался, нужен был, лишь, сам факт покушения. Поэтому, револьвер зарядили двумя холостыми патронами, снабдив их, вместо свинцовых пуль, березовыми пыжами. В армии того времени прием, достаточно, известный. Выстрел с близкого, обратите внимание, расстояния эмитирует ранение, а какое оно легкое или тяжелое, кто в суматохе станет выяснять. Только этим можно объяснить факт отправки Ленина не в больницу, а прямо в Кремль, подальше от посторонних глаз.

Началось все гладко. Окончание митинга подгадано под сумерки (солнце зашло в 20.31). Незаметно исчезла охрана. Бесшумно подкрался убийца, два холостых в В.И.Ленина, один боевой в стоявшую рядом женщину. Ею оказалась М.Г.Попова - кастелянша Павловской больницы, кстати, умершая через несколько дней от последствий проникающего ранения в сердце. Мгновение и убийца растворяется в темноте.

Все. Утром можно трубить о массовом терроре. Однако, жизнь в сей гениальный план внесла свои коррективы. В образе не в меру ретивого комиссара С.Н.Батулина, безусловно, в операцию не посвященного. Тот, сбегав на остановку, притащил единственного в столь поздний час поджидавшего на ней трамвай пассажира. Коей оказалась, уже, известная нам полуслепая Фани Каплан, в действительности возвращавшаяся домой после приема у знакомого врача Павловской больницы А.Л.Нахмансона.

Между тем, находить убийцу В.И.Ленина в планы большевистской верхушки, совсем, не входило, но коль уж попала под горячую руку революционного пролетариата без волокиты скорей ее в расход. Как иначе можно объяснить скоротечность следствия, ведь, ни свидетелей, ни саму обвиняемую толком, даже, никто не допрашивал, не велось положенное делопроизводство. А раз так, стало быть и на суд представлять нечего. На память потомкам остались, лишь, туманные и расплывчатые воспоминания очевидцев, да и те со временем претерпели серьезные видоизменения.

Теперь перенесемся в северную столицу - Петроград. Там, утром того же дня произошло, другое покушение. Жертвой его стал председатель Петроградского ЧК - М.С.Урицкий. Вкратце ознакомимся с обстоятельствами этого происшествия, случившегося прямо в фойе Петроградского ЧК.

К 10 часам утра 30 августа 1918 года туда подошел молодой человек и, сев в кресло для посетителей, преспокойно стал ждать. Чего? Выяснилось это, спустя некоторое время, когда туда приехал М.С.Урицкий. В момент, когда тот входил в лифт, посетитель, подойдя к нему сзади, несколько раз выстрелил из нагана. После чего преспокойно вышел на улицу, сел на велосипед и укатил прочь. После этого швейцар(!) вызвал охрану. Где же она спрашивается была раньше? Почему ее не было у входа? Странно не так ли.

После вызова она мгновенно появляется и, обнаружив, что шеф мертв, бросается в погоню. Вскоре «террориста» задерживают. Им оказывается некто Леонид Каннегисер, студент по положению и социалист по убеждениям, схваченный, совершенно, случайно на выходе из подъезда жилого дома по Миллионной улице. Его доставили в ЧК и после недолгих допросов расстреляли, кстати, в один день с Фани Каплан.

Что же объединяет московское и питерское покушения? Почерк, как выразились бы криминалисты. Однако, возразит иной читатель выходит в Питере вышла осечка, раз пули оказались не деревянные? Все гораздо проще. Мелкими фигурами в серьезной политической игре, нередко, жертвуют. К тому же не секрет у Л.Д.Троцкого с М.С.Урицким были серьезные разногласия в стратегических вопросах революционной практики. Поэтому, его судьба была предрешена заранее.

Нельзя исключать, что в М.С.Урицкого и В.И.Ленина стрелял один и тот же человек. Ведь, время, прошедшее от одного покушения до другого, как раз достаточное для экстренного переезда из Питера в Москву. И некоторые исследователи называют сие конкретное лицо - Я.Г.Блюмкин - начальник секретного отдела ВЧК, уже, отличившийся в деле убийства германского посла Мирбаха и не понесший за это, решительно, никакого наказания. При Сталине его расстреляли, но не за былые подвиги, а, всего лишь, за тайные связи с врагом народа Л.Д.Троцким.

Да, мы, совсем, забыли послушать, что рассказали на скоротечных допросах Каплан и Каннегисер. Практически, ничего. Следствие не смогло выяснить, даже, политические связи обвиняемых, не говоря уж о закулисных организаторах и вдохновителях этих покушений. В итоге все списали на отчаянных одиночек. И это на фоне многочисленных фальшивых заговоров мастерить которые ВЧК начало с первых дней своего существования. Казалось бы, благодатный случай, ан нет. Явно, кто-то слишком торопится замять это дело и фантазировать было некогда.

В конце 1920-х годов организаторами назовут правых эсеров. Но их разогнали, еще, в конце 1917 года, что касается левых эсеров, то тех разгромили за два месяца до описываемых событий. До того ли им было? Конечно, нет. А вот ответ «пролетариата» на теракты последовал подозрительно быстро. На утро следующего дня вышло обращение ВЦИК, подписанное Я.М.Свердловым, с призывами ответить «…беспощадным массовым террором против всех врагов революции.»

Теперь остается сделать вывод, а он из нарисованной картины событий вытекает, вполне, определенный и ясный. Серия покушений разрабатывалась в одном месте, а именно салон-вагоне штаба Л.Д.Троцкого. Цель одна, создать повод для массового уничтожения социальной базы возможного сопротивления большевизму, иначе говоря геноцида. Исполнитель - Я.Г.Блюмкин, человек, тесно сотрудничавший с Л.Д.Троцким. Блестящий план, разыгранный как по нотам, обернулся для России миллионами смертей.

Между тем стоит отметить, что сие дело, даже, советской официальной историографией признается, весьма, темным и загадочным. Вопрос, как говорится, и по сей день остается открытым, ибо нет прямых улик и доказательств. Но их мы вне всякого сомнения без труда отыщем в архиве Л.Д.Троцкого, который тот беспрепятственно вывез в 1926 году за границу.

Увы, политическая борьба дело опасное и непредсказуемое. Большевики, безответственно запалив пожар революционного террора против своего народа не стали победителями. Его безжалостное пламя разгораясь все сильней в конце концов погубило и самих поджигателей, оставив от них, лишь, один серый пепел бесславия и забвения. И, если в свое время в «вождя» коммунизма для блага революции вогнали березовые пули, то сегодня во имя будущего Человечества в сами идеи коммунизма пора вбить хороший осиновый кол.

Евгений Иванов