Как правило, эти неудобные вопросы о том:почему сотруднику приходится работать в неурочное время;почему он должен доделывать за кого-то работу;почему его не повышают по должности;почему уровень зарплаты не соответствует рынку;и многие другие.Худшее, что вы можете сделатьКогда руководитель сталкивается с такими вопросами, ему хочется убежать, спрятаться и не отвечать. Самое неправильное, что можно сделать в этом случае ‒ отрицать вопросы или говорить, что они неуместны. Поступая так, руководитель фактически разрывает коммуникацию и портит отношения с подчиненными. Кроме того, он теряет способность воздействовать на человека. А все, что есть у руководителя ‒ это способность воздействовать, и она реализуется через общение. Если на линии общения строятся баррикады и создаются заторы, она перестает работать. И руководитель теряет 90% своего влияния.О том, как корректно отреагировать на неудобные вопросы и не потерять свое влияние, рассказываю дальше.Какие вопросы ‒ неудобные?Вы не чувствуете дискомфорт, когда подчиненный спрашивает, в какое время заканчивается рабочий день или когда будет перерыв на обед. Обратите внимание на одну вещь. Если вам задают вопрос, ответ на который у вас есть, вы чувствуете себя абсолютно нормально и уверенно. Вопросы становятся неудобными, только когда руководитель допустил ошибку.С моей точки зрения, есть единственная и настоящая причина, почему какой-то вопрос для вас неудобен. Вы чувствуете ответственность за то, что где-то ошиблись. И когда вас напрямую спрашивают ‒ это кажется неприятным и вызывает негативные эмоции.Например, вы управляете компанией, где заработная плата сотрудников гораздо меньше рынка. Вы знаете, что это ненормально. И как руководитель должны позаботиться о том, чтобы в компании была эффективная модель работы. Вы принимали сотрудников на работу и обещали им, что они будут получать приличную заработную плату. А теперь по определенным причинам не можете этого обеспечить. Возможно, это кризис или другие обстоятельства.Ответственность руководителяТем не менее вы чувствуете свою ответственность за негативные результаты. И вопросы касательно заработной платы будут напоминать о проблеме и вызывать дискомфорт. Вопрос, который кажется неприятным и болезненным, всегда говорит об одном ‒ вы где-то ошиблись. Именно это и вызывает негативную эмоциональную реакцию. Потому что каждый человек хочет быть честным, порядочным и уважаемым.Поймите, где допустили ошибкуКаждый раз, когда вопрос вызывает негативные эмоции, задумайтесь, почему так происходит. Скорее всего, в данной ситуации есть и ваша вина. Единственный способ, чтобы все уладить и решить недопонимания ‒ сделать работу над своими ошибками и исправить их.Со временем вы обнаружите потрясающую вещь: вопросы подчиненных перестанут вызывать негативную реакцию и придавать рабочему дню негативный окрас. Все начинается именно с вас.Чтобы не получать неприятные вопросы, нужно иметь определенную целостность в отношении того, что вы делаете. Все люди совершают ошибки. В моей жизни точно так же есть вопросы, которые могут вызывать эмоциональную реакцию. Как и любому человеку, мне надо будет приложить усилия, чтобы понять, где я допустил ошибку. Эмоциональная реакция возникает тогда, когда вы сами считаете сложившуюся ситуацию неправильной.Как лучше не делатьВо что здесь не надо скатываться ‒ это в классический защитный механизм. Например, я открыл компанию в той области бизнеса, где невозможно зарабатывать. Это цена бизнеса. Есть бизнесы, где невозможно зарабатывать. Если такой бизнес пытаться развивать и масштабировать, это только принесет еще больше проблем.Если это ошибка такого масштаба, значит, надо перестроить бизнес с нуля или вообще открыть другой. Обеспечить команду, вовремя платить зарплаты, покрывать расходы и так далее. На это нужно посмотреть честно.Конечно, неприятно осознавать, что мы совершаем ошибки. Всегда хочется их скрыть. Большинство людей в этом случае начнет использовать самый распространенный защитный механизм ‒ обвинение других. При этом руководителю нужно принять во внимание одну очень важную вещь.ПримерПредставьте себе токаря, который на самом деле не владеет токарным станком, не знает разницы в режимах работы разных резцов, не знает свой инструмент. Он начинает делать свою работу потому, что ему поставили план.Он будет портить заготовки, приносить убытки компании, у него будет очень низкая производительность, будут ломаться резцы, у него будет выходить из строя токарный станок. Точно так же руководитель. Если он не знает инструментов, которыми должен пользоваться, то будет делать ошибки и создавать проблемы. Естественно, ему будет неприятно отвечать на вопросы подчиненных, которые затрагивают эти темы.ВыводОдин из фундаментальных шагов для руководителя ‒ это разобраться, что такое инструменты управления и как их правильно использовать. Без знаний в области менеджмента невозможно грамотно управлять командой и делать так, чтобы каждый сотрудник приносил компании нужный результат.
«Хочется убежать, спрятаться и не отвечать». Как говорить с подчиненными на неудобные темы
25 октября 202325 окт 2023
14
4 мин