Модный дебют на бирже. Удастся ли продавцу деловых костюмов Henderson повторить IPO-успех Astra Linux
Сеть Henderson готовится провести первое среди российских fashion-сетей IPO на Московской бирже. «Фонтанка» рассказывает, что представляет собой бизнес ретейлера и чем магазины мужской одежды в сегменте «доступной роскоши» могут заинтересовать инвесторов.
Российский продавец мужской одежды Henderson, объявивший о намерении выйти на биржу, начал принимать заявки от инвесторов. 25 октября ретейлер сообщил, что в ходе первичного размещения (IPO) на Московской бирже акции компании будут предлагаться от 600 до 675 рублей за штуку. Для сравнения: IT-компания Astra Linux в ходе недавнего IPO оценила свои бумаги от 300 рублей до 333 рублей за акцию. Впрочем, окончательная цена бумаг определится по итогам формирования книги заявок 2 ноября. Тогда же начнутся первые торги.
Основную часть предложения составит дополнительная эмиссия акций компании в объеме на 3 млрд рублей. Также свои акции на сумму 300 млн рублей может продать акционер-основатель Henderson Рубен Арутюнян. Доля акций компании, которая окажется в свободном обращении, составит до 15 %. Сейчас рыночная капитализация Henderson (без учета ожидаемой допэмиссии) оценивается от 21,6 до 24,3 млрд рублей. Таким образом, с помощью IPO сеть рассчитывает привлечь на бирже до 3,63 млрд рублей. Для сравнения: у Astra Linux получилось привлечь 3,5 млрд.
Что представляет собой бизнес Henderson и зачем ему деньги инвесторов
Компания Henderson была основана в 1993 году предпринимателем Рубеном Арутюняном и изначально работала как дистрибьютор международных брендов. Собственная торговая марка появилась в 1996 году в партнёрстве с польской группой LPP (россиянам она известна по сетям Reserved, House и др.). Спустя два года началось развитие фирменной розницы. В 2004 году поляки вышли из бизнеса, уступив права на бренд российскому партнеру.
По состоянию на осень 2023 года сеть Henderson насчитывает 159 собственных магазинов в 64 городах России, а также два в Армении. Компания позиционирует себя как «доступный люкс», ассортиментная линейка включает мужскую одежду, обувь, аксессуары, а также мужскую косметику и парфюмерию, предоставляется услуга индивидуального пошива.
2022 год для компании выдался более чем успешным. По данным СПАРК, выручка управляющего Henderson ООО «Тами и Ко» увеличилась на 30 %, до 12,4 млрд рублей, прибыль — в 2,6 раза, до 1,52 млрд рублей. В этом году темпы рост сохраняются, как минимум в продажах: выручка за первое полугодие 2023 года составила почти 7 млрд рублей, что на 32 % больше относительно первого полугодия 2022 года, сообщает ретейлер.
На деньги инвесторов компания обещает открывать салоны большей площади, развивать интернет-продажи и повышать автоматизацию процессов, а также построить распределительный центр и осваивать рынки ближнего зарубежья.
По данным «INFOLine-Аналитика», объем всего рынка одежды и обуви в России по итогам 2022 года составил 2,6 трлн рублей, что на 10,3 % меньше, чем годом ранее. Только на мужской сегмент (то есть без женского, детского и спортивного ассортимента) пришлось 760 млрд рублей. А значит, Henderson с выручкой 12,4 млрд рублей уже занимает примерно 1,7 % рынка. Далее с большим отрывом идут Kanzler (1,1 %), «Сударь» (0,7 %), Diplomat (0,4 %).
Заинтересует ли предложение инвесторов
Биржевых историй в российском ретейле не так много. Пионерами выступили продуктовые гиганты «Магнит», X5 Retail Group, «Лента» и «О`Кей», а также продавец бытовой техники «М.Видео». «Детский Мир» выпустил свои акции в свободное обращение в 2017-м. В 2021 году состоялось IPO сети магазинов фиксированных цен Fix Price.
Henderson идет на IPO первым среди российских fashion-ретейлеров. Ранее о подобных планах заявляла «Мэлон Фэшн Груп», в начале 2022 года она приступила к сбору заявок, однако отказалась от идеи из-за событий на Украине. Не были реализованы и планы на IPO ретейлера Familia. Впрочем, и игроки из других бизнесов в последние годы не слишком часто радовали инвесторов выходом на биржу, а из успешных размещений можно вспомнить тот же Astra Linux.
«Бизнес Henderson выглядит привлекательным для инвесторов», — считает глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Во-первых, компания растет существенно быстрее рынка. Так, по оценкам INFOLine, продажи мужской одежды и обуви в 2022 году просели на 7,3 % (модный рынок в целом — на 10,3 %). В этом году аналитики ожидают увеличение спроса на 5 % на мужской ассортимент и на 11,5 % на одежду в целом. Драйверами будут инфляция, а также отложенный спрос и перераспределение расходов: люди будут меньше покупать машин и турпутевок, но будут вынуждены больше тратить на одежду и обувь.
При этом сегмент мужской деловой одежды более устойчив в конкуренции с маркетплейсами, нежели другие сегменты рынка, считает Михаил Бурмистров. А премиальный ретейл в целом сейчас перспективнее массового. «Значительная часть люксовых брендов ушла из России. Поставки с зарубежных маркетплейсов, где представлена одежда среднего и высокого ценового сегмента, сильно усложнились, а поставки по параллельному импорту привели к существенному удорожанию и сокращению ассортимента. Плюс сильно сократилось количество поездок россиян за границу (особенно в Европу), где многие покупали дорогую одежду», — комментирует эксперт.
Сам Henderson объяснял заметный рост финансовых показателей в 2022 году, в том числе, импортозамещением на фоне ухода глобальных брендов. Сейчас на отечественных продавцов приходятся 58 % продаж мужской одежды, но к 2028 году эта доля составит 90 %, считает ретейлер.
Автор телеграм-канала «Fashion-прокачка» Ольга Штейнберг называет Henderson одним из самых заметных игроков на рынке мужской одежды. «Бренд хорошо знает своего потребителя, не стоит на месте и продолжает открывать новые магазины», — комментирует она. Что касается заявленных планов, то инвесторов могут заинтересовать перспектива расширения розничной сети и увеличение федерального охвата. Сильным ходом мог бы стать выход в премиальный сегмент женской одежды, где пока тоже не так много игроков.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»