Во вчерашней статье я лишь немного приоткрыл для вас, уважаемые читатели, завесу профессиональной «кухни» судебных приставов. Не из простого желания поиздеваться над представителями этой профессии (хотя и эту свою мотивацию не отрицаю). Пытаюсь подсказать пенсионерам, как можно уменьшить сумму, которую судебные приставы ежемесячно списывают из ваших пенсионных поступлений. На их языке это называется принудительным обращением взыскания на денежные средства. Закон, к сожалению, пока еще дает им на это право, хотя лично у меня есть такое ощущение, что не очень долго всем нам осталось ждать, когда эту очевидную несправедливость законодатель, все-таки устранит.
Что такое прожиточный минимум для пенсионера, который имел неосторожность взять кредит и не смог исполнить свои долговые обязательства? Да, размер этого минимума, как и размер пенсий, периодически увеличиваются, но стоимость жизни увеличивается гораздо быстрее. В результате, на такой «минимум» не только нельзя «прожить». На него даже просто «выжить» проблематично. И появление в жизни пенсионера-должника судебного пристава воспринимается самим пенсионером и членами его семьи, как признак крушения надежд на счастливую жизнь на заслуженном отдыхе, а в последние годы – как признак наступления последних времен, как явление антихриста… Вот почему я, военный пенсионер, не одинок в своих «симпатиях» к судебным приставам. Мало того, что приставы вынуждены по долгу службы причинять страдания (моральный вред) должникам и их семьям. Если банк взыскивает с пенсионера долг по кредиту (с процентами), даже когда должник уже «вывернул карманы» и взять с него больше нечего, казалось бы, что может сделать пристав? Может, и много чего может. Прежде всего, судебный пристав может не нарушать требования закона, поскольку в результате он нарушает права должника.
Продолжаю объяснять, почему судебный пристав так упорно стремиться не направлять должнику-пенсионеру копию постановления о возбуждении исполнительного производства. Во вчерашней статье яначал перечислять причины (названы были четыре), по которым судебные приставы стремятся не направлять должникам этот документ. Продолжаю это перечисление.
В-пятых, принудительное списание половины вашей пенсии для судебного пристава выгодно. Он избавляет себя от необходимости осуществлять утомительные меры в рамках исполнительного производства (искать ваши счета и банковские карты; устанавливать, имеются ли у вас ликвидные активы, на которые можно обратить взыскание; изучать ваши жилищные условия в поисках ценностей и предметов роскоши, которые можно, для начала, арестовать… Судебных приставов вообще трудно «заподозрить в трудовом героизме». А ваша пенсия (ее половина) – капает и капает. Есть, о чем доложить начальству. И время свободное появляется, чтобы заниматься главным, любимым своим делом – взысканием долгов внушительных размеров. В их системе, как мне кажется, своя иерархия существует, в зависимости от того, кому и какие долги передают для исполнительных производств. Кому – «копеечные» долги пенсионеров. Кому – долговые обязательства состоятельных должников…
Вы пытались когда-либо застать судебного пристава на рабочем месте в дни и часы, когда нет официального приема (приемные дни у них - два раза в неделю, по четыре часа)? Почему в эти дни в коридорах судебных приставов тишина и лишь у входа в канцелярию – два или три просителя? Потому, что у них – «свободная охота», работа по уже упомянутым, крупным, долгам. А если вы, как должник, получите копию постановления о возбуждении исполнительного производства, тогда приставу придется хоть что-то для вас делать, а у вас появится возможность писать жалобы на его бездействие. Разумеется, приставу выгодно ограничить эти ваши возможности. Если у вас нет постановления, а половину вашей пенсии начали списывать, на что будете жаловаться? На квитанцию о вручении вам половины суммы? На «половинчатое» поступление денег на банковскую карту? Ваши жалобы и так читать никто, скорее всего, не будет. А если не приложить копию постановления о возбуждении исполнительного производства – тем более.
Было бы странно, если бы я, как автор статьи, не описал содержание постановления о возбуждении исполнительного производства, коль скоро мало кто из должников видел этот документ. В первой своей статье на эту тему я уже писал, что форма постановления утверждена ведомственным приказом и судебный пристав свое собственное постановление вынужден оформлять, как приказали, по установленной форме. Но в «типовом» постановлении есть еще много всего интересного. Если бы судебный пристав направил в ваш адрес копию постановления о возбуждении исполнительного производства, вы имели бы возможность узнать много для себя нового.
Например:
-Что вам, как должнику, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.
Пояснение: как уже отмечено, до истечения этого срока исполнительные действия проводиться не могут;
-Вас, оказывается, предупредили, что в соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - «Закон») в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с вас будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации.
Пояснение: этот фрагмент имеет значение лишь тогда, когда у должника судебные приставы нашли хотя бы что-то, от стоимости чего можно начислить эти проценты;
Продолжение статьи (и этого перечня) найдете в следующей статье