Найти в Дзене
Dorama Queen

Уберите поцелуи. И добавьте слова: «Ради родины»

А что запретили бы вы?

А давайте поговорим о цензуре. В качестве повода предлагаю замечательное произведение на эту тему: фильм «Университет смеха» по пьесе японского комедиографа Коки Митани.

«Университет смеха». Япония, 2004 г. В главных ролях Инагаки Горо, Кодзи Якусё
«Университет смеха». Япония, 2004 г. В главных ролях Инагаки Горо, Кодзи Якусё

Япония, осень 1940 года. (Время и место действия сразу задают контекст.) Драматург Цубаки пишет пародийную комедию «Джулио и Ромьетта». Чтобы спектакль увидел свет, пьесу должен прочитать и разрешить к постановке цензор Сакисака. Его только что утвердили на должность. Прежде он не имел дела с театром и никогда в жизни не смеялся. Его бы воля, он бы вообще все пьесы запретил, когда в стране такое происходит.

И вот Цубаки предстоит объяснить этому серьезному, застегнутому на все пуговицы господину, который крайне ответственно подходит к своим обязанностям, что в пьесе смешного и почему ее нужно разрешить.

Так начинается их противостояние, постепенно перерастающее в совместное творчество. По мере внесения исправлений Сакисака, сам того не замечая, становится соавтором пьесы. В человеке, который всегда считал себя чуждым искусству, просыпается огонь и радость творчества. Цубаки же, со своей стороны, с удивлением обнаруживает, что исправления, которые он вносит согласно мелочным придиркам и абсурдным требованиям цензора (вроде патриотических лозунгов там, где они абсолютно неуместны), парадоксальным образом делают пьесу… лучше! Остроумнее, логичнее, динамичнее, смешнее.

-3

Тут может возникнуть мысль, что после этого герои в обнимку со своим шедевром уходят в закат собирать овации, но для такого очевидного исхода «Академия смеха» слишком хороша. Все сложнее и тоньше.

«Академия смеха» — построенная на интеллектуальной игре умная и глубокая вещь о силе искусства и человечности, о противостоянии, диалоге и взаимном влиянии живого творчества и бюрократической машины. То и другое могущественно, но не всесильно. От многих обстоятельств зависит, что победит и как будет выглядеть эта победа.

Не знаю, в чем причина: в желании дать ответ действиям наших Сакисака-санов или в чем-то еще, но у нас «Академию смеха» ставят довольно часто. Я познакомилась с ней в 2000-х в постановке Романа Козака (Театр имени Пушкина), с Николаем Фоменко (Сакисака) и Андреем Паниным (Цубаки) в главных ролях. В последние годы она шла на сценах театров многих городов России. Сейчас ее можно посмотреть в Театре им. Ленсовета в Петербурге. Фильм прекрасен, но театр — это совсем другой опыт. Спектакль в свое время произвел на меня очень сильное впечатление.

Андрей Панин и Николай Фоменко в спектакле «Академия смеха».
Андрей Панин и Николай Фоменко в спектакле «Академия смеха».

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить моих друзей из числа любителей и профессионалов театра, которые знакомили меня с разными хорошими постановками. Без них мой театральный опыт так бы и остановился на Ladie’s night с Гошей Куценко. Не то чтобы я имела что-то против, это было незабываемое зрелище. Кстати, в октябре прошлого года спектаклю исполнилось 20 лет.

Но вернемся к нашим баранам цензорам.

Цензура — это хорошо или плохо?

Я всегда думаю, что резко против цензуры, когда запрещают или ограничивают то, что мне нравится или интересно. Мне непонятно, почему неизвестные мне люди где-то там далеко от меня решают, что я могу или не могу читать или смотреть. Дети — да, тут в необходимости ограничений нет вопросов. Но я взрослый человек и давайте сама разберусь, хорошо?

В такие моменты я думаю о том, что разрешать надо абсолютно всё с соответствующей маркировкой, а взрослые люди уже сами решат, что они хотят смотреть, а что нет.

С другой стороны, когда речь заходит о том, что МНЕ не нравится, во мне просыпается такой цербер, какой Сакисаке-сану и не снился. Моя бы воля, большинство нынешних творцов и близко бы не подошли к моим любимым произведениям.

«Стража» — мой любимый цикл Пратчетта. Смотреть этот сериал даже желания нет.
«Стража» — мой любимый цикл Пратчетта. Смотреть этот сериал даже желания нет.

При всей моей неприязни к цензурным запретам, при убеждении, что взрослые люди сами вправе решать, какой контент им создавать и смотреть, в свое время я перешла на азиатские сериалы в том числе благодаря цензуре. Кровь-кишки-рас***сило в западных сериалах задолбали, а тут такая целомудренная прелесть.

Старые дорамы обладают неповторимым очарованием. Кадр из дорамы «Таинственный сад»
Старые дорамы обладают неповторимым очарованием. Кадр из дорамы «Таинственный сад»

Во все времена творцы жаловались на цензуру. Потому что это ограничения, как ни крути. И действительно, по ее вине многие действительно выдающиеся творцы не могли реализовать свои замыслы в полной мере, а читатели или зрители — познакомиться с ними.

«Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадежных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо отношение. Обо всем же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трех цензоров» © Бомарше, «Женитьба Фигаро».
 Дмитрий Певцов в роли Фигаро, Наталья Щукина в роли Сюзанны. «Ленком».
Дмитрий Певцов в роли Фигаро, Наталья Щукина в роли Сюзанны. «Ленком».

«Мысль! <...>да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». А.С. Пушкин

А как вы считаете?

Возможна ли полная свобода слова и творчества и нужна ли она?

Что вы запретили бы и что разрешили, если бы были цензором?