А что запретили бы вы?
А давайте поговорим о цензуре. В качестве повода предлагаю замечательное произведение на эту тему: фильм «Университет смеха» по пьесе японского комедиографа Коки Митани.
Япония, осень 1940 года. (Время и место действия сразу задают контекст.) Драматург Цубаки пишет пародийную комедию «Джулио и Ромьетта». Чтобы спектакль увидел свет, пьесу должен прочитать и разрешить к постановке цензор Сакисака. Его только что утвердили на должность. Прежде он не имел дела с театром и никогда в жизни не смеялся. Его бы воля, он бы вообще все пьесы запретил, когда в стране такое происходит.
И вот Цубаки предстоит объяснить этому серьезному, застегнутому на все пуговицы господину, который крайне ответственно подходит к своим обязанностям, что в пьесе смешного и почему ее нужно разрешить.
Так начинается их противостояние, постепенно перерастающее в совместное творчество. По мере внесения исправлений Сакисака, сам того не замечая, становится соавтором пьесы. В человеке, который всегда считал себя чуждым искусству, просыпается огонь и радость творчества. Цубаки же, со своей стороны, с удивлением обнаруживает, что исправления, которые он вносит согласно мелочным придиркам и абсурдным требованиям цензора (вроде патриотических лозунгов там, где они абсолютно неуместны), парадоксальным образом делают пьесу… лучше! Остроумнее, логичнее, динамичнее, смешнее.
Тут может возникнуть мысль, что после этого герои в обнимку со своим шедевром уходят в закат собирать овации, но для такого очевидного исхода «Академия смеха» слишком хороша. Все сложнее и тоньше.
«Академия смеха» — построенная на интеллектуальной игре умная и глубокая вещь о силе искусства и человечности, о противостоянии, диалоге и взаимном влиянии живого творчества и бюрократической машины. То и другое могущественно, но не всесильно. От многих обстоятельств зависит, что победит и как будет выглядеть эта победа.
Не знаю, в чем причина: в желании дать ответ действиям наших Сакисака-санов или в чем-то еще, но у нас «Академию смеха» ставят довольно часто. Я познакомилась с ней в 2000-х в постановке Романа Козака (Театр имени Пушкина), с Николаем Фоменко (Сакисака) и Андреем Паниным (Цубаки) в главных ролях. В последние годы она шла на сценах театров многих городов России. Сейчас ее можно посмотреть в Театре им. Ленсовета в Петербурге. Фильм прекрасен, но театр — это совсем другой опыт. Спектакль в свое время произвел на меня очень сильное впечатление.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить моих друзей из числа любителей и профессионалов театра, которые знакомили меня с разными хорошими постановками. Без них мой театральный опыт так бы и остановился на Ladie’s night с Гошей Куценко. Не то чтобы я имела что-то против, это было незабываемое зрелище. Кстати, в октябре прошлого года спектаклю исполнилось 20 лет.
Но вернемся к нашим баранам цензорам.
Цензура — это хорошо или плохо?
Я всегда думаю, что резко против цензуры, когда запрещают или ограничивают то, что мне нравится или интересно. Мне непонятно, почему неизвестные мне люди где-то там далеко от меня решают, что я могу или не могу читать или смотреть. Дети — да, тут в необходимости ограничений нет вопросов. Но я взрослый человек и давайте сама разберусь, хорошо?
В такие моменты я думаю о том, что разрешать надо абсолютно всё с соответствующей маркировкой, а взрослые люди уже сами решат, что они хотят смотреть, а что нет.
С другой стороны, когда речь заходит о том, что МНЕ не нравится, во мне просыпается такой цербер, какой Сакисаке-сану и не снился. Моя бы воля, большинство нынешних творцов и близко бы не подошли к моим любимым произведениям.
При всей моей неприязни к цензурным запретам, при убеждении, что взрослые люди сами вправе решать, какой контент им создавать и смотреть, в свое время я перешла на азиатские сериалы в том числе благодаря цензуре. Кровь-кишки-рас***сило в западных сериалах задолбали, а тут такая целомудренная прелесть.
Во все времена творцы жаловались на цензуру. Потому что это ограничения, как ни крути. И действительно, по ее вине многие действительно выдающиеся творцы не могли реализовать свои замыслы в полной мере, а читатели или зрители — познакомиться с ними.
«Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадежных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо отношение. Обо всем же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трех цензоров» © Бомарше, «Женитьба Фигаро».
«Мысль! <...>да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». А.С. Пушкин
А как вы считаете?
Возможна ли полная свобода слова и творчества и нужна ли она?
Что вы запретили бы и что разрешили, если бы были цензором?