Найти тему
"Енисейская правда"

Теплоход "Александр Матросов" работает на Енисее почти 70 лет

…И ничего надуманного в заголовке нет. Теплоход «Александр Матросов» появился на Енисее еще в середине 50-х годов прошлого века. В следующем, 2024, году ветерану пассажирского флота, построенному в Германской Демократической Республике, исполнится 70 лет, а он все еще в строю. И на реке его видело, как минимум, три поколения красноярцев.

«Внимание, уважаемые пассажиры! Теплоход «Александр Матросов» отправляется в рейс по маршруту Красноярск-Дудинка» – так или почти так все эти годы начинались все рейсы «Матросова». Рейсы были разные. Был период, когда теплоход перевозил по Енисею не пассажиров, а туристов. Были рейсы не только до Дудинки, но и до Диксона. Были специальные рейсы. В середине 1990-х годов в каюте «Люкс А» на теплоходе путешествовал первый президент России Борис Ельцин. А сколько здесь побывало известных и секретных ученых, конструкторов, космонавтов, писателей, художников, артистов!

Скажем, несколько лет назад на «Александре Матросове» совершил путешествие Владимир Каратаев, заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму, кавалер ордена Ленина, участник второй Советской Гималайской экспедиции – наш земляк, бывший ученик средней школы № 3 города Енисейска.

– Я видел мир с самых разных горных вершин планеты, но когда я впервые увидел Енисей с борта «Александра Матросова, то понял, что и равнинная река – прекрасное зрелище, – сказал Владимир Александрович. – Спасибо экипажу за то, что они сохраняют теплоход в первозданном виде.

Так оно и есть. С момента постройки теплоход практически не изменился. Он не подвергался глобальной реконструкции.

Во всем мире состоятельные люди платят огромные деньги за ретро-круизы. Многие страны старательно сохраняют суда-ветераны. Сегодня в Санкт-Петербурге строятся два новых теплохода для Енисея: «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский». Еще год-два, и они прибудут на нашу реку. Это будут современные, комфортабельные суда с кондиционерами, душевыми и туалетными комнатами в каждой каюте. Чего, к сожалению, нет на судах середины ХХ века.

И вот тут возникает вопрос: а что же будет с ветеранами, «Александром Матросовым» и однотипным «Валерием Чкаловым»? Менее всего хотелось бы увидеть их забытыми, брошенными, ржавеющими…

Специалисты утверждают, что корпуса теплоходов еще вполне прочны, поэтому достаточно осовременить бытовые условия в семидесятилетних интерьерах и вновь пустить суда на круизные линии по Енисею. При желании и средства на это найти можно. Нужно только волевое решение.

Очевидно, что туристического флота на Енисее сегодня практически нет. Один круизный теплоход проблему развития туризма на Енисее решить неспособен. Да и цены на том лайнере рассчитаны не на среднего потребителя.

Более того, есть даже задача развития массового туризма в нашей стране, поставленная президентом России. Массового, а не элитарного. Состоятельные люди не пропадут, а вот среднестатистический соотечественник лишен возможности путешествовать по Енисею.

Три десятка лет назад на реке трудилась целая флотилия небольших дизель-электроходов, которые возили туристов и пассажиров с юга на север и с севера на юг. Плюс были теплоходы «Антон Чехов», «Профессор Близняк», «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Теперь все это в прошлом.

Многие годы в Красноярске, у острова Отдыха, стоит теплоход «Красноярский рабочий». На реке он появился еще в 1930 году и работал в составе флота Енисейского речного пароходства до 1977 года. 47 лет стажа! Потом много говорили и писали о том, что этот теплоход необходимо превратить в музей. Однако далее разговоров дело не пошло.

На подходе к списанию еще два судна с семидесятилетней историей. Не утратить бы их! Ведь современные технологии позволяют установить теплоходы на берегу, не на воде, и продолжить их эксплуатацию в ином качестве – гостиницы, центра творчества, музея, выставочного зала, молодежного центра... Да мало ли что можно придумать! Как говорил один из героев фильма «Золушка»: «Надо только очень-очень захотеть».

Но вернемся на борт «Александра Матросова». Скорость в 25 километров в час позволяет его пассажирам любоваться красотами Енисея во время движения судна. Особенно много их собирается на палубах во время подходов к Енисейску и Дудинке. А еще тогда, когда судно проходит Осиновский порог и острова Кораблик и Барочка, что недалеко от Ворогово.

До порта Дудинка, административного центра Таймыра, теплоход идет менее четырех суток. Впечатлений у пассажиров море. В этом году завершающий навигацию рейс позволил путешественникам попасть из бабьего лета в Енисейске в студеную осень в Туруханске и в настоящую зиму на Таймыре.

Самолет такой услуги предоставить не может. Именно поэтому многие северяне стараются хотя бы раз в жизни увидеть самую многоводную реку России с борта пассажирского теплохода.

Виталий Иванов

Фото автора и Максима Бочарова