Как говорил еще Уильям Шекспир:
«весь мир театр, а люди в нем актёры»
или, если переводить дословно:
«Весь мир - это сцена, а все мужчины и женщины - всего лишь игроки».
Какое лицо я покажу коллегам на работе? Каким я буду в университете перед преподавателем? Как я буду демонстрировать себя своей аудитории? – все это разные сменные фасады нашей самопрезентации, наши роли в театре жизни.
Самопрезентация
Если объяснять просто, то самопрезентация состоит из двух компонентов: действие и восприятие.
Действия
То, что человек предпринимает, чтобы выразить что-то, изобразить. Это «детали» или «кусочки» роли.
К примеру, чтобы сыграть роль старика, Вам необходимы такие действия на сцене: хромать, кашлять, опираться на трость, щуриться, переспрашивать.
Все эти действия в сумме дают характеристику Вашей роли.
То есть у наших действий есть смысл – передача впечатления, ощущения, вызов ассоциации.
И самое важное – мы ждем реакцию зрителей на эти действия. Ждем, что они поймут нашу роль, увидев действия. Мы надеемся на их восприятие.
Восприятие
То, как человек понимает действия. Чужие и свои в том числе.
В случае со зрителем – он должен как минимум знать, как выглядит старик и что его характеризует. Увидев Ваши действия, он поймет, что перед ним старик.
Получается такая схема:
- Вы знаете, как ведет себя старик > ведете себя точно так же.
- Зритель знает, как ведет себя старик > видит как Вы себя ведете > возникает знак равенства: Вы = старик.
Так работает роль. Ролей у актеров множество. И у людей в социальной жизни тоже множество ролей.
Когда мы куда-то идем, мы выбираем себе подходящую под случай одежду. А еще, кроме одежды, выбираем себе роль (не всегда осознанно).
Этот набор (одежда, прическа, поведение, манера речи, пол, статусные символы и вообще весь репертуар выражений) называется фасадом.
Затем, выходя на «сцену жизни», мы взаимодействуем в определенном пространстве и с определенными объектами. Это пространство со всей начинкой называется Сценическими декорациями. Их люди используют для выгодного "освещения" своего фасада.
Рассмотрев наш личный план, наш фасад, люди ожидают определенных действий от нас. Это ожидание будет называться социальным фасадом. Это как дресс-код. И чем лучше наш фасад соответствует социальному фасаду, тем лучше мы «вписываемся» в картину.
Подбор своего фасада под социальный и взаимодействие со сценическими декорациями – это и есть самопрезентация.
Стратегии самопрезентации
Всего существует две основных стратегии самопрезентации:
Идеализация: когда Вы «выпячиваете» необходимые части фасада, показывая себя с нужной стороны и скрываете то, что не хотели бы показывать.
Мистификация: Вы так же избегаете нежелательного показа каких-либо фактов, которые оттолкнут публику, но и не «выпячиваете» все необходимые части, стараясь окутать их завесой тайны.
Успешное управление своим «реальным я», которое находится под фасадом и правильная самопрезентация открывают нам дорогу к управлению впечатлениями. Ради него все и затевается на самом деле. Управляющие впечатлениями – управляют миром (без каких-либо преувеличений).
Управление впечатлениями
- Использование декораций (мебель, объекты)
- Использование личного плана (внешний вид, манеры, речь и др.)
- Использование невербальной коммуникации (жесты, прикосновения и др.)
- Выбор публики или учет особенностей сложившейся публики
Все это заставляет нас вспомнить игру «The Sims». Мы кликаем на персонажа, открывается окно с доступными действиями в определенной локации, а затем мы выбираем действие, которое может привести к изменениям отношений с другими персонажами.
Отличие роли на сцене театра от «роли на сцене жизни» заключается в том, что в театре без зрителей представления нет…
А в реальной жизни – есть. Мы обязательно держим в голове какого-то зрителя, хоть и не всегда осознанно.
Например, если Вы решите взять чужой телефон без разрешения, будучи уверенным в том, что незаметны… Сначала в Вашей голове появится, к примеру, Ваша мама, которая говорила «трогать чужое нельзя». А потом возможные последствия, в которых зрителем представляться станет, к примеру, владелец телефона.
Исходя из этих «случайных фантазий» Вы уже решите, играть роль «послушного ребенка» для мамы, не трогая телефон вовсе – или быть готовым сыграть роль «невоспитанного телефонокрада» для владельца гаджета. Хотя рядом с Вами никого из них нет.
А самое забавное в этом факте – мы зачастую сами являемся зрителями собственного спектакля и делаем/не делаем каких-либо действий, исходя из собственных представлений о своей роли.
Почему до управления впечатлениями дело не доходит
Основная ошибка людей при самопрезентации заключается в том, что они неверно понимают ожидания и ценности своей публики.
К примеру, молодой человек, чтобы понравиться родителям своей избранницы, надевает лучший костюм из своего гардероба, покупает новые туфли, заранее приводит в порядок свою стрижку. За ужином с леди и ее родителями не перебивает, вилку держит в левой руке, а нож в правой. Но он не учел традиций семьи, для которой «простой мужик должен быть одет незатейливо», а все исключения из этого правила являются исключениями из самой семьи.
Потому, для достижения своих целей, умелые публичные персоны анализируют публику, перед которой будут себя презентовать, а уже после прибегают ко всевозможным приемам создания фасада: необходимая простота или роскошность в одежде, демонстрация правильного настроения, использование подходящих риторик, взаимодействие со «сценическими декорациями», предметами вокруг и пр.
Из этого собирается достаточно простой итог:
- Для управления впечатлениями людей и получения своего условного «плюсика» необходимо проанализировать тех, для кого затеяна самопрезентация.
- Затем, выбрать стратегию: идеализируем мы себя или повышаем уровень интереса, окутываясь тайной.
- Построить в соответствии с этими пунктами свой фасад, отвечающий интересам и пониманию «зрителя».
- Грамотно «выгулять» свой «фасад» по «декорациям».
- Получить профит от созданных нами впечатлений.
Таков мир нашего неохватного театра.
Пока!