Найти тему
Газета "Культура"

Вырастить нового человека

Главной задачей не только системы образования, но всей организации жизни общества должно быть признано ни много ни мало постоянное улучшение человека.

Тем не менее происходящее между арабами и евреями сильно тяготит меня лично по другой причине. Зверства, которые творят обе стороны, мало чем отличаются от происходившего во Вторую мировую войну, когда нацисты рационально «зачищали» территории от «ненужного» им населения, тех же самых евреев. Со стороны все выглядит так, что обе армии воюют в первую очередь не друг с другом, а с гражданским населением противника.

И да и нет. Почему — отвечу чуть позже. А пока хотелось бы рассказать об одном мероприятии, на котором я недавно побывал. Очередное заседание Интеллектуального клуба при РГГУ по теме «Качественное образование детей будущего. Как не растерять ценное в социальной и культурной динамике?». Казалось бы, какое отношение вопросы образования (а на встречу собралось, понятное дело, множество учителей) могут иметь к происходящему на Ближнем Востоке? Вы удивитесь, но самое прямое. Нужно только, как говорится, «шире взглянуть на вещи».

«Какие цели у системы образования? Ян Амос Коменский, создатель классно-урочной системы, которая работает уже три с половиной века, писал: «Цель образования — готовить человека к жизни вечной». Не призываю всех присутствующих к воцерковлению — масштаб поражает. Арнольд Тойнби, один из величайших историков XX века: «Цель образования религиозная, а не меркантильная». Гумбольдт, создатель университета в том виде, в каком он существует до сих пор: «Очевидно, что люди не могут быть хорошими мастерами, торговцами, солдатами, если независимо от их профессий они не являются хорошими, порядочными людьми и гражданами». Мы-то какую задачу ставим?» (цитату привожу с сокращениями).

Слушая выступающих, я размышлял вот о чем. Похоже, мы постепенно возвращаемся к тому, над чем после развала СССР неустанно глумились (и продолжают до сих пор, к счастью, уже далеко отсюда) похожие на босховскую тусовку гайдары, чубайсы и прочие загадочные существа. Над образом «светлого будущего», населенного гораздо лучшими людьми, чем мы сами. В рамках такого миропонимания главной задачей не только системы образования, но всей организации жизни общества должно быть признано ни много ни мало постоянное улучшение человека. Если перефразировать известный американский лозунг «Каждое поколение должно жить лучше предыдущего», это звучит так: «Каждое поколение должно быть лучше предыдущего». Более образованным и интеллектуальным, более гуманным, более эффективным с точки зрения развития своего человеческого потенциала.

Постоянное самоулучшение человека — конечно же, вовсе не советское открытие, христианство без устали говорило о том предыдущие две тысячи лет. Доминирующий сегодня в мире Запад в какой-то момент, на мой взгляд, ловко подменил во многом сакральную идею улучшения человека идеей улучшения условий жизни, то есть технологическим прогрессом. Но заменяет ли одно другое? Врач-психотерапевт Андрей Курпатов, выступивший на заседании клуба, привел наглядные примеры, куда ведет эта подмена. Да, технологии упрощают нашу жизнь, — но если человек просто плывет по течению, они упрощают и нас самих.

В конце, как и обещал, про Ближний Восток. В мире, где все завязано на условный «рост ВВП», ничто, в общем-то, не препятствует нам перерезать друг друга. Вот представители американских оборонных корпораций не стесняясь пишут в соцсетях, что рады войне Израиля и палестинцев, так как конфликт ведет к росту военных заказов. Это тот самый мир, к которому мы пришли, отказавшись от «прекрасного далека». Смиримся ли мы с таким финалом?