Найти тему
МИР (Море История Россия)

Волнолом и гидрокрейсер или очень разная судьба лайнеров РОПиТ.

Я когда-то (давным-давно), рассказывая об оставлении Одессы советскими войсками в годы войны, указал имена пяти пароходов, затопленных перед Одесским портом в качестве волнолома. С некоторыми удалось разобраться достаточно быстро, как, например, с «Потемкиным», который оказывался на дне пять раз, но, каждый раз рождался заново.

"Одесский волнолом" фото из коллекции Анатолия Одайника (мы не общались уже лет 15)
"Одесский волнолом" фото из коллекции Анатолия Одайника (мы не общались уже лет 15)

Они имя меня на время поставило в тупик, ибо в списках пароходств его не оказалось. Искал я его и среди «испанцев» (но тоже не нашел). И имя-то такое… заметное, «Петр Великий».

"Император Петр Великий"  "госпитальной" раскраске
"Император Петр Великий" "госпитальной" раскраске

Что за пароход? Кое-какие мысли были навеяны очертаниями этого парохода на фото. Уж больно архаичным он выглядел.

Ларчик, оказывается, просто открывался. Но решение нашел только тогда, когда занялся совсем другой темой (так часто бывает). Решение нашлось в данных по судам РОПиТа.

-3

Обычно пишут, что эти пароходы строили на английской верфи «John Brown & Company», Клайдбанк, Великобритания, и были заказаны целых четыре однотипных больших парохода. Но это не совсем так. Два парохода, действительно, строила эта компания, а еще два парохода строила верфь «William Denny and Brothers» Думбартон, но тоже англицкая. В общем, всего, накануне войны появились 4 парохода которые планировали использовать на линии Одесса - Константинополь - Пирей - Смирна – Александрия. Водоизмещение: 9230 т. Размерения: 114,6х15,5х6,5 м. Силовая установка:две паровых вертикальных машины тройного расширения, мощностью 5000 л.с.Скорость полного хода: 15 узлов. Дальность плавания: 4716 миль при 12 узлах. Суда принимали на борт 82 пассажира в каютах 1-го класса, 54 в каютах 2-го класса и 300 в помещениях 3-го класса.

Пароходы достаточно большие (для того времени) и быстроходные (для своего класса), и судьбы у них прелюбопытнейшие. Итак…

"Император Петр Великий" был построен совсем незадолго до войны, в 1913 году (строительный номер 419). 9 сентября 1914 года пароход был мобилизован, а дальше идет интересный момент. На тот момент уже действовала конвенция, касающаяся госпитальных судов. Вооружения на них не должно быть (по конвенции). Судя по фото «окрас» у него госпитальный. Тем не менее, указывается, что на нем стояла 75-мм пушка Канэ и два пулемета.

В январе 1918 г. госпитальное судно было захвачено в Севастополе германскими войсками, в ноябре 1918 г. - белогвардейцами, в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами С апреля 1919 г. вновь входило в состав белогвардейского флота. В конце 1919 г. возвращено РОПиТ, затем зафрахтовано французской судоходной компанией… (да, да все верно, все той же) «Messageries Maritimes». А. вообще, в принципе, почему французское пароходство, обладавшее флотом, состоящим из 50 с лишним судов, берет в тайм-чартер бывший русский пароход? А, все просто: французы бастуют, требуя повышения платы, а, тут есть русские, (которым и деваться –то сильно некуда, и «менеджмент» компании ослаблен). Просто выгодно.

16 февраля 1920 года судно прибыло в болгарский порт Варну из французского Марселя. В его трюмах находились продукты и дорогие вина для французских войск, находящихся в России и Болгарии. А в качестве пассажиров из Франции и греческих островов на судне возвратились на родину болгарские военнопленные. На следующее утро пароход вышел из Варны и взял курс на Одессу. В районе севернее мыса Калиакра «Император» наскочил на мину (скорее всего, нашу же, не вытраленную).

Пароход тонул 28 часов. Глубины там небольшие, и первыми, кто в 1921 году попытался поднять пароход, были англичане. Но оценив риски, они отказались.

В 1936 году, несмотря на активное противодействие Болгарии и Румынии, экспедиция ЭПРОНа произвела подводную разведку судна. Судно лежало вне территориальных вод, потому помешать никто не смог. «Петр Великий» лежал на глубине всего 18 метров с 20-градусным креном на правый борт. Было принято решение поднять пароход с помощью 22 стальных цилиндрических и восьми мягких судоподъемных понтонов. Учитывая всю ответственность предстоящей работы, её курировал руководитель Главного управления ЭПРОНа Фотий Иванович Крылов. Всего в экспедиции участвовало около 100 специалистов, два водолазных бота и спасательное буксирное судно ЭС-1 (позже «Меркурий»).

Работы начались с опозданием, в августе 1937 года, и были прерваны из-за традиционных ноябрьских штормов. Работы были возобновлены в апреле 1938 года (хотя часть тоннелей в песчаном грунте под корпусом корабля замыло штормами). Первая попытка подъема окончилась неудачей. Начали лопаться троса между понтонами, заведенные под корпус. Вторая попытка была предпринята 6 октября 1938 года, и оказалась удачной. 7 ноября. После очистки помещений от песка, корабль на буксире «Меркурия» начал движение в сторону Одессы.

Начался ремонт парохода, но, тут началась война. Корабль затопили у входа в порт вместо волнолома. В 1943 году немцы подняли пароход, и отвели в Галац на ремонт, но был захвачен в порту советскими войсками. После окончания войны судно отправилось на достройку в восточную Германию на судостроительный завод VEB Warnowwerft Warnemünde в Варнемюнде.

1 мая 1952 года началась новая жизнь «Императора Пётр Великий» — немецкие судостроители передали пароход советскому экипажу под новым именем «Якутия». Корабль ушел на Дальний Восток.

-4
-5

«Якутию» в 1953-м году передали Дальневосточному морскому пароходству с портом приписки Владивосток.

В 1975 году судно стало плавгостиницей «Морская II». В 1987 году судно пущено на слом в Южную Корею (но, правда так не хотело идти на разделку, что протаранило южнокорейский буксир и село на грунт).

"Император Николай I" (построен на верфи Джона Брауна в Клайдбенке, строительный номер 420). Судно было мобилизовано и включено в дивизион гидрокрейсеров ЧФ.

-6
-7
-8

Вооружение: 6х1 120-мм, 2х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета, 8 гидроаэропланов "Кертисс" (изначально, потом гидросамолеты Григоровича).

Гидрокрейсер «Николай I» совершил свой первый боевой поход уже 11 марта 1915 года, сопроводив 5 русских линкоров к берегам Румынии. Гидропланы, поднимавшиеся с корабля, использовались сначала для воздушной разведки, а затем стали и бомбить береговые цели противника. Затем поход гидрокрейсера был повторен, но уже к турецким берегам. С этого момента походы «Николая I» к турецким берегам стали регулярными, а бомбардировки вражеских позиций – все более успешными. Когда в войну вступила Болгария, гидропланы продолжали вести воздушную разведку уже у болгарского побережья. Таким образом, была выявлена возможность совместных действий надводных кораблей и гидропланов по объектам противника, тогда как береговые гидропланы применялись для обнаружения вражеских подводных лодок.

Корабль принимал активное участие в Первой мировой войне: корректировка огня и бомбардировки турецких укреплений в проливе Босфор в апреле 1915 г., налёт на Константинополь 3 мая 1915 г., налёт на турецкий порт Зонгулдак 24 января 1916 г.

К весне 1916 года Черноморский флот имел на вооружении 34 исправных и 11 ремонтируемых самолетов. В состав флота входили три корабельных отряда – по одному на каждый из трех гидрокрейсеров «Николай I», «Александр I» и «Алмаз».

12 марта 1917 года корабли Черноморского флота с размещенными на них самолетами специального 8-го гидроотряда вышли из Севастополя в море и взяли курс на Босфор. Одной группе самолетов была поставлена задача разбомбить во время налета артиллерийские турецкие батареи, расположенные на мысе Кара-Бурун. Другим гидросамолетам отряда предстояло провести разведку с аэрофотосъемкой побережья Румелии. В эту, вторую группу входил и экипаж гидросамолета лейтенанта Михаила Сергеева, состоящий из самого пилота и унтер-офицера Феликса Тура.

М. Сергеев.
М. Сергеев.

Когда гидрокрейсер «Император Николай I», на котором базировался их «М-9» конструкции Григоровича, оказался в заданном квадрате, самолет покинул корабль и направился к турецкому берегу. Но во время выполнения боевого задания одним из осколков снаряда, выпущенного из орудия береговой батареи турок, у гидросамолета пробило бензобак. Экипажу повезло: машина не взорвалась. Удалось спланировать и сесть на воду. Пробоину в бензобаке очень скоро удалось залатать. Но гидрокрейсер «Император Николай I», посчитав экипаж погибшим, ушел вместе с остальными корабли сопровождения на базу.

Турки увидев посадку, попытались перехватить самолет, выслав шхуну.

Сергеев и Тур заметили на горизонте косые паруса турецкой шхуны, реши «контратаковать». «Готовь пулемет!», — приказал лейтенант подчиненому. А сам на остатках бензина на полной скорости направил гидросамолет прямиком на плывущую к ним небольшую шхуну — на таран. Когда расстояние было достаточным для прицельной стрельбы, экипаж открыл огонь из пулемета «Виккерс». Парадокс заключался в том, что экипажу удалось захватить шхуну.

С самолета «М-9» то, было демонтировано ценное оборудование, все, что нельзя было оставлять: фотоаппаратуру со снимками турецкого побережья, наиболее ценные бортовые приборы (в том числе компас), «Виккерс» с запасом патронов, и перенесли на захваченную шхуну.

Почти целую неделю офицеры морской авиации, умело маневрируя, подставляли паруса под дневной бриз, идущий с моря к побережью. Как назло, на шхуне оказалось совсем незначительное количество пищи и воды. Так что только 18 марта изможденные и обессиленные от жажды и голода Михаил Сергеев и Феликс Тур смогли причалить к Джарылгачской косе.

Михаил Михайлович Сергеев после окончания Гражданской войны первый командир авиации Чёрного и Азовского морей, начальник Севастопольской авиационной школы. С 1925 по 1927 годы заместитель начальника Военно-Воздушных Сил РККА. С 1927 по 1933 год работал преподавателем в ВВС и МАИ. В 1933 году отправлен в «долгосрочный отпуск» в звании Комдива. Работал в авиации Главсевморпути, сотрудничал с Курчевским, в 1938-41 году преподавал в МВТУ им. Баумана. С началом войны вернулся в строй. Служил главным инспектором артиллерии Волжской Военной флотилии. С 1948 года в отставке, преподавал в МВТУ. Умер в 1974-м.

Я извиняюсь за лирическое отступление, оно немного разбавило сухой материал. Но, вернемся к гидрокрейсеру «Николай I». Дабы идти в ногу со временем, его, 27 апреля 1917 года переименовали в «Авиатор». В мае 1918 года его захватили немцы, и, разоружив, передали украинцам (после перехода власти к Скоропадскому)

После окончания войны, в ноябре 1918 г. пароход был возвращен... Нет, не РОПиТ, потому как с 1919 по 1920 гг. судно находилось во фрахте у компании… «Messageries Maritimes» (числясь формально возвращенным РОПиТ). Компания вовремя не заплатила РОПиТу фрахт, из-за чего капитан не смог рассчитаться с командой. За невыплату зарплаты экипажу судно было реквизировано властями Франции, и продано с торгов… той же самой компании (о, как!).

Пароход вначале совершал рейсы на Левантийской линии Марсель — Бейрут, а затем — и между другими портами Средиземного моря. С 1936 года — эксплуатировался на Тихом океане на линии Сидней — Нумеа — Сайгон. 24 декабря 1937 года «Пьер Лоти» наскочил на oтмель у северо-западного побережья о. Эпи Ново-Гебридского архипелага, но сумел во время прилива самостоятельно с нее сняться.

-10
-11

После поражения Франции в войне с Германией и подписания 22 июня 1940 года Компьенского перемирия, Англия предприняла целый ряд мер, чтобы не допустить использования Германией французского военного и торгового флота.

Уже в июле 1940 года английское правительство распорядилось задерживать все французские торговые суда во всех портах метрополии и доминионов. Торговое и пассажирское сообщение между французскими колониями в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане было парализовано.

В результате, во Французской Новой Каледонии в сентябре произошла антипетеновская революция; экипаж «Пьер Лоти» перешел на сторону движения «Свободная Франция», возглавляемое генералом де Голлем, и пароход вошел в состав торгового флота «Свободной Франции».

Но по непонятной причине, судно не было возвращено Франции. «Пьер Лоти» был передан английскому правительственному департаменту военных перевозок. В свою очередь, департамент военных перевозок перепоручил «Пьер Лоти» и еще 7 пароходов ливерпульской судоходной компании Alfred Holt & Co (она же Blue Funnel Line) . Для набора новой команды (французская команда была списана) и непосредственного управления. Ну, вот такое «присоединение» к «Свободной Франции». Англичане просто забрали корабль. 12 декабря 1942 года на переходе Лагос-Либревиль «Пьер Лоти» по вине капитана сел на мель у побережья Габона в Гвинейском заливе, был покинут экипажом, и 11 апреля 1943 года — разбит волнами во время шторма.

Но… это еще не все пароходы этой серии (Продолжение следует)