Найти тему
p.motion

В соло. Иоанн Клиндухов: «Главное — через свой проект помочь человеку решить его человеческое предназначение»

Работа над каждым из проектов Иоанна Клиндухова — автора Российских школ креативных индустрий — начинается с философского размышления. Вот уже десять лет он занимается развитием сферы креативных индустрий и открыто делится опытом проектной деятельности. С нашим сегодняшним гостем и давним другом мы поговорили об образовательных архаизмах, Норштейне, философии созидания, взаимодействии с p.motion и крупных федеральных проектах.

 Intervals 2023. Фото: KG / p.motion
Intervals 2023. Фото: KG / p.motion

Давай начнем с небольшого профайла. Ты — руководитель федерального центра образования в сфере креативных индустрий, руководитель проекта по созданию Колледжей креативных индустрий и главный продюсер Artmasters Junior. Расскажи поподробнее о всех областях своей профессиональной деятельности.

Все верно. Сейчас я главным образом занимаюсь запусками Колледжей креативных индустрий. С недавних пор являюсь проректором Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ. Кроме этого, теперь занимаюсь движением «Абилимпикс» – это национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ, в котором принимают участие люди с теми или иными особенностями здоровья со всех регионов нашей страны. Также мной курируется федеральный методический центр по инклюзивному образованию.

Школы креативных индустрий я запускал на базе Министерства культуры. Мы с командой перешли как бы из одного министерства в другое, но скоро на уровне межведомственного взаимодействия будем объединять Школы и Колледжи в регионах в единую образовательную экосистему.

Почему такой акцент на развитии КИ именно в регионах?

Чем больше развиваются специалисты, тем больше развивается, соответственно, экономика конкретного региона. То есть, моя задача состоит в том, чтобы развивать сферу креативных индустрий и развивать творческий потенциал специалистов в регионах через непосредственно традиционные отрасли, от туризма до нефтедобычи.

Мы развиваем креативное предпринимательство по линии образования, через Министерство просвещения. Работая с губернаторами, выявляем лидеров и строим своеобразный кластер. Создаем комфортные условия для того чтобы можно было творить на базе уже существующих государственных колледжей, предоставляем оборудование, привлекаем экспертов из области креативных индустрий.

Абилимпикс 2023. Фото: ENI / p.motion
Абилимпикс 2023. Фото: ENI / p.motion

Федеральные проекты, кураторство… Давай ненадолго переместимся в прошлое. С чего вообще началась твоя история развития в сфере креативных индустрий?

Десять лет назад я пошел преподавать в Сергиево-Посадский киноколледж. Он тогда только-только стал филиалом ВГИК им.Герасимова. Незадолго до этого я и сам учился там, поступив на курс звукорежиссуры. Придя туда, понял, что все это, скорее, про звуковоспроизводящую аппаратуру. Но в колледже была студия звукозаписи, в которой я три года просидел, записывая радио-выпуски и самостоятельно изучая это направление. Выступал на концертах, сопровождал все мероприятия… Потом уже попал на вступительный курсы в основной ВГИК, параллельно начал работать киномехаником, чтобы эти самые курсы покрыть. Во время Госэкзаменов в колледже меня грозились отчислить за «неуспеваемость». В итоге, я уволился с работы, дослушал вступительные курсы, сдал все долги, и, в конце-концов, понял, что сам себя на этом опыте взрастил. Потом учился в МТУ, отлично защитил диплом по звукорежиссуре. 

В колледж меня пригласили преподавать то, за что ругали. [смеется] Я разработал план занятий и ответственно пошел работать за 100 рублей в час. Никто на такие условия не соглашался.

С какими системными трудностями тебе приходилось сталкиваться, как молодому преподавателю?

Когда программу, составленную на полгода, я рассказал студентам в первый же день за полчаса, я понял, что для них нужно создавать креативную тусовку, которой у меня не было. Ко мне приходили студенты без мотивации, без желания работать в будущем теми, на кого пришли учиться. Есть очень яркий пример, который я часто рассказываю на опен-токах, лекциях, встречах с чиновниками в РАНХиГСе. Иногда, для того чтобы сдать хотя бы на тройку мой предмет, студентам нужно было ответить на какой-нибудь один посредственный вопрос. Одна студентка мне как-то не смогла сказать, что такое микрофон.

– Кем ты хочешь стать? - говорю.

– Визажистом.

– А зачем на звукорежиссера поступила?

– Ну, как… Мама мне сказала, что если я закончу ВГИК, то она мне оплатит курсы визажиста.

Кстати, эту ситуацию для своей книги у меня даже позаимствовал Александр Цыпкин. 

«Я тогда понял, что нужно что-то менять в этой, фактически, системе образовательно-исправительной колонии. Если колледж с этим не справляется, значит, это должен сделать я». 

Однажды я решил организовать в колледже творческую встречу с Юрием Норштейном. В соло. Пришел к директору, говорю: «Вот, давайте к нам Норштейна пригласим. Он готов бесплатно с детьми днём поработать, а вечером творческую встречу для всех желающих проведет, на город». Он согласился, но сухо добавил: «Натопчут». У меня была одна цель — сделать так, чтобы к Норштейну пришли люди, купили его книжки, иначе я его подведу. Тогда я много с кем познакомился, это был мой первый организаторский и продюсерский проект, первый успешный кейс.

Встреча с Юрием Норштейном / из личного архива
Встреча с Юрием Норштейном / из личного архива

Расскажи про свой первый коммерческий проект. Каким он был?

После первого Норштейна, я стал чаще организовывать встречи, начал, по сути, продюсировать новые проекты. У меня была среда — студенты, и задача — сделать так, чтобы они выходили после пары или творческой встречи задумавшись. На второй встрече с Норштейном, когда я уже начал понимать, что в колледже ресурсы ограничены, я познакомился с композитором Ромой Игнатьевым (мюзиклы «Граф Орлов», «Анна Каренина», «Монте-Кристо»). Он мне предложил создать совместный проект. В Болгарии, на существующей базе отдыха, нужно было организовать творческую жизнь, фестиваль или вроде того. Мне была близка идея летних творческих школ — я и сам все детство в них провел — а Роме была близка тема мюзикла. Это был мой второй виток, когда нужно было спродюсировать коммерческое частное мероприятие, творческий лагерь Sol-Art. И это был уже совсем другой уровень. Нужно было где-то искать деньги, формировать путевки, брать ответственность за детей, организовывать трансфер, потом писать мюзикл с тремя составами за 10 дней… Зато мы тогда смогли создать такие условия для подростков, где им было интересно, смогли погрузить их в креативную индустрию, в музыкальный театр, в производство.

С чего ты начинал работу в проектах? Чем руководствовался? 

Для меня в самом начале было важно понять, как найти подход к людям, как заинтересовать нужных людей, донести до них правильные мысли о важности сопричастности к таким проектам. Когда я только начал заходить в креативные индустрии и федеральные проекты, я не понимал, почему меня, человека без теоретического образовательного базиса, туда вообще зовут. Что я, педагог из киноколледжа с парой-тройкой проектов за спиной, могу сказать министрам? Я начал вычислять формулу — формулу эффективной коммуникации при создании проектов. Долго думал, как это назвать. Техника эффективной коммуникации? Или система? «Система Клиндухова»?[смеется]

В итоге, я докопался, знаешь… Всё ведь связано с философией созидания. 

«Человек может сделать что-то великое и крутое тогда, когда он понял, в чем его предназначение. Он должен его найти, выбрать и реализовать. Только тогда он входит в другую парадигму, гарантирующую успех, материальный достаток, всё что хочешь». 

У всех великих людей, несмотря на особенность каждого, есть кое-что общее: они шли против коллективного-бессознательного, показывали, что так тоже можно. Для этого, конечно, нужно развивать в себе определенные качества.

Какие качества для тебя первостепенны? Как ты собираешь команду для проектов? 

Прежде всего, умение избавиться от страха. Кто-то боится этих проектов, а я, например, наоборот, понимал, что мне они нужны, как энергия, которая будет заставлять меня двигаться вперед. Важно видеть перед собой не проблему, а задачу. Не думать о том, что люди тебя не поймут, а думать о том, как им объяснить на понятном языке. То есть, главное — научиться управлять реальностью. И очень важное условие — управлять, прежде всего, не для себя, а для других. Вот я пришел в колледж, и подумал о том, как сделать так, чтобы у студентов появился интерес. Как сделать так, чтобы им было хорошо? Мне ведь это потом вдвойне вернется.

«Что сделать, чтобы тебя услышали? Синхронизироваться по моральным, нравственным и духовным ценностям. Главное — через свой проект помочь человеку решить его человеческое предназначение».

Таким же образом и команда собирается: встречаешь человека, объясняешь ему на понятном языке, что то, что строишь ты — это то же самое, что нужно ему, и что друг без друга вы не справитесь. Вот когда есть это взаимопонимание и единомыслие, тогда — это команда, с которой нужно работать дальше, а именно, придумывать, в нашем случае, образ Школы или Колледжа креативных индустрий, детализировать его и материализовать.

Первая Школа креативных индустрий появилась в Кемерове? Сколько их сейчас?

Сейчас свободно функционируют 6 Колледжей креативных индустрий и 45 Школ креативных индустрий. История первой появившейся школы, конечно, тоже интересная. Моя давняя знакомая, которая попала на тот момент работать в Минкульт, мне как-то написала с просьбой о помощи в разработке концепции для технопарков. Со мной тогда связалась директор департамента науки и образования Министерства культуры Наталия Михайловна Золотарева. Им нужна была помощь, меня презентовали как человека в этом разбирающегося. За спиной у меня уже был опыт работы с летними творческими школами, съемка музыкального фильма «Другое дерево» — то есть уже было какое-то театрально-музыкальное ядро, которое точно также нужно было оформить в более постоянную и стационарную историю.

Таким образом, интересы сошлись. Мы решились помочь, все четко посчитали, расписали основные и косвенные направления, обозначили необходимое оборудование, экспертную базу и так далее. Отправили. Нам перезвонили и, фактически, пригласили работать. Причем, изначально, этот креативный технопарк, который должен был появиться в Кемерове, подразумевался как нечто объединяющее и робототехнику, и музыкально-театральное искусство…

Мне прислали их первоначальный тезис, концепцию, описание идеи, и я сразу понял, что это государственная бумага, в которой я, во-первых, что-то понимаю, а во-вторых, вижу, что можно добавить и изменить. Для «Высшей школы музыкально-театрального искусства» там было слишком много неактуальных профилей, типа как «сценограф», «бутафор-декоратор», «настройщик музыкальных инструментов». Ко всему этому ещё «режиссер», «звукорежиссер» и «реставратор». Что эти люди могут сделать вместе? Ничего.

И вот теперь это нужно было объяснить вышестоящим. Тогда я позвонил ребятам из p.motion, Денису Левченко, с просьбой о том, чтобы он помог мне качественно оформить дополненную и, главное, актуальную схему креативных профессиональных компетенций. В итоге, в министерство мне предложили отправить еще и свое резюме, а ещё чуть позже пригласили для знакомства.

В одном из кабинетов Школы креативных индустрий в Кемерове / из личного архива
В одном из кабинетов Школы креативных индустрий в Кемерове / из личного архива

Почему p.motion? Над какими проектами вы работали вместе?

С ребятами я был знаком давно. Сережа Шилов играл со мной в музыкальной группе, Семен Левченко учился со мной на курсе, в параллельной группе, на программиста. Я знал, что есть p.motion и что они делают круто. Когда мы запускали Sol-Art, ребята нам снимали и монтировали презентационный рекламный ролик.

В 2022 году мы вместе поехали на фестиваль медиаискусства Intervals, который ежегодно проводится в Нижнем Новгороде. На данном этапе, весь этот движ воспринимается аудиторией как аттракцион. Потому что это что-то новое. Как первое кино со звуком. Только теперь у нас есть новые средства выразительности: диджитал, моушн, VR и так далее. Другое дело — придать всему этому технологическому аттракциону содержание. В 2023 году, думаю, нам это удалось — ребята выиграли open-call фестиваля Intervals.

Там же мы провели совместную лекцию в рамках программы Intervals Education.

Вообще, мне всегда нравилось, как они взаимодействуют с поиском смыслов и содержания. Поэтому, когда нужно было создавать визуал для первой Школы креативных индустрий, я уже знал с кем работать. 

«Мне понравился их подход, то, как они объясняют метафору, как вынимают ценности из заказчика, а потом транслируют всё это через брендинг. Мне не мог не понравиться этот продукт, потому что меня пробрифовали — расспросили, что я хочу, зачем я хочу, как я это вижу, что я хочу этим сказать. Они визуализировали то, что для меня важно в моем проекте». 

За основу взяли линзу, ее физические свойства и функции, подвели все это к идее бесконечного количества преломлений и вариативности взглядов и идей будущих студентов.

Ребята все это презентовали на открытии Школы, объяснили на понятном языке. Потом мы начали работать и над творческим хакатоном 5MAG, и над Колледжем креативных индустрий. Думаю, нас ждет еще много общих проектов.

Что для тебя «креативные индустрии»? Почему эту сферу важно развивать?

Для меня креативные индустрии — это не просто способ аудиовизуальной коммуникации с аудиторией. Чудо происходит тогда, когда люди понимают, что ты хотел сказать, когда в них это резонирует. Весь креативный бизнес долгие годы строился на идее «Я — художник, я так вижу, кто не понял, тот — дурак». Но важно ведь не только уметь показывать то, что ты почувствовал, но и уметь рассказывать и объяснять другим. 

«Если ты хочешь сделать так, чтобы человек понял, сделай так, чтобы он это полюбил, хотя бы на секунду».

Креативные индустрии — это еще один способ приобщить. Показать, заинтересовать.

Мне приходилось много работать с губернаторами, рассказывать им о своей сфере на понятном для них языке. Я никогда не позиционировал себя как эксперта в области креативных индустрий. Я просто был практическим примером, демонстрирующим то, как посредством правильной и доступной коммуникации строить большие проекты. Сложность работы и продвижения таких прогрессивных идей, на данном этапе, заключается в том, что мы пока еще склонны жить прошлым. Система не актуальна, она не соответствует запросу, который, на самом деле есть.

«Я верю в то, что продвигая проектную деятельность и показывая на своем примере то, как можно улучшать интересующую тебя сферу, можно совершенствовать и экономические, и политические, и вообще любые общечеловеческие связи и отношения».

Фото: ENI / p.motion
Фото: ENI / p.motion

Наука
7 млн интересуются