Работа над каждым из проектов Иоанна Клиндухова — автора Российских школ креативных индустрий — начинается с философского размышления. Вот уже десять лет он занимается развитием сферы креативных индустрий и открыто делится опытом проектной деятельности. С нашим сегодняшним гостем и давним другом мы поговорили об образовательных архаизмах, Норштейне, философии созидания, взаимодействии с p.motion и крупных федеральных проектах.
Давай начнем с небольшого профайла. Ты — руководитель федерального центра образования в сфере креативных индустрий, руководитель проекта по созданию Колледжей креативных индустрий и главный продюсер Artmasters Junior. Расскажи поподробнее о всех областях своей профессиональной деятельности.
Все верно. Сейчас я главным образом занимаюсь запусками Колледжей креативных индустрий. С недавних пор являюсь проректором Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ. Кроме этого, теперь занимаюсь движением «Абилимпикс» – это национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ, в котором принимают участие люди с теми или иными особенностями здоровья со всех регионов нашей страны. Также мной курируется федеральный методический центр по инклюзивному образованию.
Школы креативных индустрий я запускал на базе Министерства культуры. Мы с командой перешли как бы из одного министерства в другое, но скоро на уровне межведомственного взаимодействия будем объединять Школы и Колледжи в регионах в единую образовательную экосистему.
Почему такой акцент на развитии КИ именно в регионах?
Чем больше развиваются специалисты, тем больше развивается, соответственно, экономика конкретного региона. То есть, моя задача состоит в том, чтобы развивать сферу креативных индустрий и развивать творческий потенциал специалистов в регионах через непосредственно традиционные отрасли, от туризма до нефтедобычи.
Мы развиваем креативное предпринимательство по линии образования, через Министерство просвещения. Работая с губернаторами, выявляем лидеров и строим своеобразный кластер. Создаем комфортные условия для того чтобы можно было творить на базе уже существующих государственных колледжей, предоставляем оборудование, привлекаем экспертов из области креативных индустрий.
Федеральные проекты, кураторство… Давай ненадолго переместимся в прошлое. С чего вообще началась твоя история развития в сфере креативных индустрий?
Десять лет назад я пошел преподавать в Сергиево-Посадский киноколледж. Он тогда только-только стал филиалом ВГИК им.Герасимова. Незадолго до этого я и сам учился там, поступив на курс звукорежиссуры. Придя туда, понял, что все это, скорее, про звуковоспроизводящую аппаратуру. Но в колледже была студия звукозаписи, в которой я три года просидел, записывая радио-выпуски и самостоятельно изучая это направление. Выступал на концертах, сопровождал все мероприятия… Потом уже попал на вступительный курсы в основной ВГИК, параллельно начал работать киномехаником, чтобы эти самые курсы покрыть. Во время Госэкзаменов в колледже меня грозились отчислить за «неуспеваемость». В итоге, я уволился с работы, дослушал вступительные курсы, сдал все долги, и, в конце-концов, понял, что сам себя на этом опыте взрастил. Потом учился в МТУ, отлично защитил диплом по звукорежиссуре.
В колледж меня пригласили преподавать то, за что ругали. [смеется] Я разработал план занятий и ответственно пошел работать за 100 рублей в час. Никто на такие условия не соглашался.
С какими системными трудностями тебе приходилось сталкиваться, как молодому преподавателю?
Когда программу, составленную на полгода, я рассказал студентам в первый же день за полчаса, я понял, что для них нужно создавать креативную тусовку, которой у меня не было. Ко мне приходили студенты без мотивации, без желания работать в будущем теми, на кого пришли учиться. Есть очень яркий пример, который я часто рассказываю на опен-токах, лекциях, встречах с чиновниками в РАНХиГСе. Иногда, для того чтобы сдать хотя бы на тройку мой предмет, студентам нужно было ответить на какой-нибудь один посредственный вопрос. Одна студентка мне как-то не смогла сказать, что такое микрофон.
– Кем ты хочешь стать? - говорю.
– Визажистом.
– А зачем на звукорежиссера поступила?
– Ну, как… Мама мне сказала, что если я закончу ВГИК, то она мне оплатит курсы визажиста.
Кстати, эту ситуацию для своей книги у меня даже позаимствовал Александр Цыпкин.
«Я тогда понял, что нужно что-то менять в этой, фактически, системе образовательно-исправительной колонии. Если колледж с этим не справляется, значит, это должен сделать я».
Однажды я решил организовать в колледже творческую встречу с Юрием Норштейном. В соло. Пришел к директору, говорю: «Вот, давайте к нам Норштейна пригласим. Он готов бесплатно с детьми днём поработать, а вечером творческую встречу для всех желающих проведет, на город». Он согласился, но сухо добавил: «Натопчут». У меня была одна цель — сделать так, чтобы к Норштейну пришли люди, купили его книжки, иначе я его подведу. Тогда я много с кем познакомился, это был мой первый организаторский и продюсерский проект, первый успешный кейс.
Расскажи про свой первый коммерческий проект. Каким он был?
После первого Норштейна, я стал чаще организовывать встречи, начал, по сути, продюсировать новые проекты. У меня была среда — студенты, и задача — сделать так, чтобы они выходили после пары или творческой встречи задумавшись. На второй встрече с Норштейном, когда я уже начал понимать, что в колледже ресурсы ограничены, я познакомился с композитором Ромой Игнатьевым (мюзиклы «Граф Орлов», «Анна Каренина», «Монте-Кристо»). Он мне предложил создать совместный проект. В Болгарии, на существующей базе отдыха, нужно было организовать творческую жизнь, фестиваль или вроде того. Мне была близка идея летних творческих школ — я и сам все детство в них провел — а Роме была близка тема мюзикла. Это был мой второй виток, когда нужно было спродюсировать коммерческое частное мероприятие, творческий лагерь Sol-Art. И это был уже совсем другой уровень. Нужно было где-то искать деньги, формировать путевки, брать ответственность за детей, организовывать трансфер, потом писать мюзикл с тремя составами за 10 дней… Зато мы тогда смогли создать такие условия для подростков, где им было интересно, смогли погрузить их в креативную индустрию, в музыкальный театр, в производство.
С чего ты начинал работу в проектах? Чем руководствовался?
Для меня в самом начале было важно понять, как найти подход к людям, как заинтересовать нужных людей, донести до них правильные мысли о важности сопричастности к таким проектам. Когда я только начал заходить в креативные индустрии и федеральные проекты, я не понимал, почему меня, человека без теоретического образовательного базиса, туда вообще зовут. Что я, педагог из киноколледжа с парой-тройкой проектов за спиной, могу сказать министрам? Я начал вычислять формулу — формулу эффективной коммуникации при создании проектов. Долго думал, как это назвать. Техника эффективной коммуникации? Или система? «Система Клиндухова»?[смеется]
В итоге, я докопался, знаешь… Всё ведь связано с философией созидания.
«Человек может сделать что-то великое и крутое тогда, когда он понял, в чем его предназначение. Он должен его найти, выбрать и реализовать. Только тогда он входит в другую парадигму, гарантирующую успех, материальный достаток, всё что хочешь».
У всех великих людей, несмотря на особенность каждого, есть кое-что общее: они шли против коллективного-бессознательного, показывали, что так тоже можно. Для этого, конечно, нужно развивать в себе определенные качества.
Какие качества для тебя первостепенны? Как ты собираешь команду для проектов?
Прежде всего, умение избавиться от страха. Кто-то боится этих проектов, а я, например, наоборот, понимал, что мне они нужны, как энергия, которая будет заставлять меня двигаться вперед. Важно видеть перед собой не проблему, а задачу. Не думать о том, что люди тебя не поймут, а думать о том, как им объяснить на понятном языке. То есть, главное — научиться управлять реальностью. И очень важное условие — управлять, прежде всего, не для себя, а для других. Вот я пришел в колледж, и подумал о том, как сделать так, чтобы у студентов появился интерес. Как сделать так, чтобы им было хорошо? Мне ведь это потом вдвойне вернется.
«Что сделать, чтобы тебя услышали? Синхронизироваться по моральным, нравственным и духовным ценностям. Главное — через свой проект помочь человеку решить его человеческое предназначение».
Таким же образом и команда собирается: встречаешь человека, объясняешь ему на понятном языке, что то, что строишь ты — это то же самое, что нужно ему, и что друг без друга вы не справитесь. Вот когда есть это взаимопонимание и единомыслие, тогда — это команда, с которой нужно работать дальше, а именно, придумывать, в нашем случае, образ Школы или Колледжа креативных индустрий, детализировать его и материализовать.
Первая Школа креативных индустрий появилась в Кемерове? Сколько их сейчас?
Сейчас свободно функционируют 6 Колледжей креативных индустрий и 45 Школ креативных индустрий. История первой появившейся школы, конечно, тоже интересная. Моя давняя знакомая, которая попала на тот момент работать в Минкульт, мне как-то написала с просьбой о помощи в разработке концепции для технопарков. Со мной тогда связалась директор департамента науки и образования Министерства культуры Наталия Михайловна Золотарева. Им нужна была помощь, меня презентовали как человека в этом разбирающегося. За спиной у меня уже был опыт работы с летними творческими школами, съемка музыкального фильма «Другое дерево» — то есть уже было какое-то театрально-музыкальное ядро, которое точно также нужно было оформить в более постоянную и стационарную историю.
Таким образом, интересы сошлись. Мы решились помочь, все четко посчитали, расписали основные и косвенные направления, обозначили необходимое оборудование, экспертную базу и так далее. Отправили. Нам перезвонили и, фактически, пригласили работать. Причем, изначально, этот креативный технопарк, который должен был появиться в Кемерове, подразумевался как нечто объединяющее и робототехнику, и музыкально-театральное искусство…
Мне прислали их первоначальный тезис, концепцию, описание идеи, и я сразу понял, что это государственная бумага, в которой я, во-первых, что-то понимаю, а во-вторых, вижу, что можно добавить и изменить. Для «Высшей школы музыкально-театрального искусства» там было слишком много неактуальных профилей, типа как «сценограф», «бутафор-декоратор», «настройщик музыкальных инструментов». Ко всему этому ещё «режиссер», «звукорежиссер» и «реставратор». Что эти люди могут сделать вместе? Ничего.
И вот теперь это нужно было объяснить вышестоящим. Тогда я позвонил ребятам из p.motion, Денису Левченко, с просьбой о том, чтобы он помог мне качественно оформить дополненную и, главное, актуальную схему креативных профессиональных компетенций. В итоге, в министерство мне предложили отправить еще и свое резюме, а ещё чуть позже пригласили для знакомства.
Почему p.motion? Над какими проектами вы работали вместе?
С ребятами я был знаком давно. Сережа Шилов играл со мной в музыкальной группе, Семен Левченко учился со мной на курсе, в параллельной группе, на программиста. Я знал, что есть p.motion и что они делают круто. Когда мы запускали Sol-Art, ребята нам снимали и монтировали презентационный рекламный ролик.
В 2022 году мы вместе поехали на фестиваль медиаискусства Intervals, который ежегодно проводится в Нижнем Новгороде. На данном этапе, весь этот движ воспринимается аудиторией как аттракцион. Потому что это что-то новое. Как первое кино со звуком. Только теперь у нас есть новые средства выразительности: диджитал, моушн, VR и так далее. Другое дело — придать всему этому технологическому аттракциону содержание. В 2023 году, думаю, нам это удалось — ребята выиграли open-call фестиваля Intervals.
Там же мы провели совместную лекцию в рамках программы Intervals Education.
Вообще, мне всегда нравилось, как они взаимодействуют с поиском смыслов и содержания. Поэтому, когда нужно было создавать визуал для первой Школы креативных индустрий, я уже знал с кем работать.
«Мне понравился их подход, то, как они объясняют метафору, как вынимают ценности из заказчика, а потом транслируют всё это через брендинг. Мне не мог не понравиться этот продукт, потому что меня пробрифовали — расспросили, что я хочу, зачем я хочу, как я это вижу, что я хочу этим сказать. Они визуализировали то, что для меня важно в моем проекте».
За основу взяли линзу, ее физические свойства и функции, подвели все это к идее бесконечного количества преломлений и вариативности взглядов и идей будущих студентов.
Ребята все это презентовали на открытии Школы, объяснили на понятном языке. Потом мы начали работать и над творческим хакатоном 5MAG, и над Колледжем креативных индустрий. Думаю, нас ждет еще много общих проектов.
Что для тебя «креативные индустрии»? Почему эту сферу важно развивать?
Для меня креативные индустрии — это не просто способ аудиовизуальной коммуникации с аудиторией. Чудо происходит тогда, когда люди понимают, что ты хотел сказать, когда в них это резонирует. Весь креативный бизнес долгие годы строился на идее «Я — художник, я так вижу, кто не понял, тот — дурак». Но важно ведь не только уметь показывать то, что ты почувствовал, но и уметь рассказывать и объяснять другим.
«Если ты хочешь сделать так, чтобы человек понял, сделай так, чтобы он это полюбил, хотя бы на секунду».
Креативные индустрии — это еще один способ приобщить. Показать, заинтересовать.
Мне приходилось много работать с губернаторами, рассказывать им о своей сфере на понятном для них языке. Я никогда не позиционировал себя как эксперта в области креативных индустрий. Я просто был практическим примером, демонстрирующим то, как посредством правильной и доступной коммуникации строить большие проекты. Сложность работы и продвижения таких прогрессивных идей, на данном этапе, заключается в том, что мы пока еще склонны жить прошлым. Система не актуальна, она не соответствует запросу, который, на самом деле есть.
«Я верю в то, что продвигая проектную деятельность и показывая на своем примере то, как можно улучшать интересующую тебя сферу, можно совершенствовать и экономические, и политические, и вообще любые общечеловеческие связи и отношения».