Вступление
« Почему важно и нужно читать,а так же размышления о проблемах современных библиотек и культуры чтения в целом»
Чтение играет в жизни человека огромную роль. Книги помогают узнать что – то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании.Если смотреть с точки зрения медицины, то чтение – улучшает мыслительные процессы, с помощью осмысленного чтения в мозге образуются новые нейронные связи, как у взрослого человека, так и у ребенка. Книги помогают быстрее думать и улучшают память, помогают бороться со стрессом.С педагогической точки зрения, чтение улучшает грамотность, пополняет словарный запас, расширяет кругозор, развивает критическое мышление. Так же часто вспоминают фразу, которая принадлежит Джону Дэвинсону Рокфеллеру : « те кто читают книги всегда будут управлять теми кто смотрит телевизор». Правоту этой фразы доказать очень сложно, но скорее всего возможно.
В 21 веке вопрос по данной теме стоит очень остро, а именно:
« а стоит ли в 21 веке читать книги?» Давайте обговорим и подумаем над этой темой и попробуем разобраться вместе.
21 век - это век технологий. Книги прошли в электронный вариант. Благодаря этому появилось такое понятие как « эстетика чтения».
Для людей 18+ есть огромный выбор в плане чтения книг, а благодаря богемной и творческой молодежи появился стереотип в виде уличного кафе, вэйпа, чашки кофе и бумажной книги. Поэтому сложилось впечатление, что данная эстетика чтения является элитарной, но ведь любой здравомыслящий человек должен понимать, что это не так. И в подтверждение этого мы можем вспомнить своих родителей, бабушек, дедушек, которые не расставались с бумажными книгами всю жизнь.
В плане же детей есть проверенное утверждение, что детям до 16 лет нужно читать бумажные книги. Что бы исключить барьер в виде экрана между ребенком и книгой. Потому что данный барьер тормозит воображение и анализ текста. Это можно доказать если сравнивать мышление у детей, которые читают бумажную книгу и книги электронные. Данные исследования можно изучить в интернете. Но при этом нужно так же отметить, что вариант аудиокниг для детей наоборот помогает воображению и развитию памяти на уровне бумажного издания. Научные работы по этой теме так же можно найти в сети и изучить.
Очень часто в данное время больше всего ведут споры люди, которые задумываются об экологии и культуре и потребления. Эко активисты клеймят бумажную книгу, утверждая, что электронные книги безопаснее для природы. С этим можно согласиться, но если не оглядывать на то, сколько электронных гаджетов каждый день уходит на свалку.
И тогда хочется напомнить и задуматься о библиотеках. Ведь если рассуждать о культуре потребления, то на библиотеки возложена большая миссия, ведь во имя экологии можно брать книги в ней, а не покупать большое количество книг в дешевых вариациях. Может тогда часть проблем решиться, если вновь сделать модным и популярным посещение библиотек. А так же популяризировать использование библиотечных услуг.
В Санкт – Петербурге и Ленинградской области достаточное количество библиотек, они регулярно пополняются новой, современной и актуальной литературой. А самое главное, что эти библиотеки в состоянии удовлетворить книжные запросы целого города.
Если внимательно присмотреться, то увидим, что в каждом городе, пригороде, деревне России есть библиотеки. И если уделить им внимания, выделить деньги на закупку литературы и оборудования, обеспечить нормальные зарплаты для сотрудников. Так же стараться делать из библиотек центры досуга, культуры, искусства, науки и образования , то тогда мы решим часть не только экологических проблем, но часть социальных проблем в стране.
Конечно, с такой позицией часто можно услышать в свой адрес замечание насчет не дорогих, доступных изданий. Ведь принято считать, что эти издания всегда покупали студенты и школьники для своего образования. После этого высказывания мы обнаружим проблемы в библиотеках учебных заведений.
Ни для кого не секрет, что в каждом учебном заведении страны есть библиотека. Библиотеки есть в школах, техникумах, колледжах. В Высших учебных заведениях тоже есть библиотека, а иногда и не одна. Может что бы у учеников и студентов был доступ к книгам, учебникам нужно плотно заняться развитием этих библиотек , ликвидировать в них упадок и полностью ориентировать полностью на учебный процесс, что бы вся учебная литература, а так же научная литература была в наличии в библиотеке, что бы в любое мероприятие в учебном заведении была вовлечена библиотека.
Но все это личные наблюдения и размышления, что бы каждый из нас сформировал свое мнение в данном вопросе, следует окунуться в историю.
Книжные лавки и библиотеки в Петербурге до революции.
Известно, что самая первая книжная лавка Петербурга открылась в 1714 году. Она находилась на Троицкой площади в Гостином дворе, рядом с первой типографией. Историю этой лавки можно прочитать в рассказе А.В. Арсеньева « Первая книжная лавка Петербурга при Петре Великом». После закрытия типографии перестала существовать и лавка.
В январе 1813 года в Петербурге, на Садовой улице , в доме полковника Балабина , открылась книжная лавка В.А. Плавильщикова . Позже лавка разместиться на набережной Мойки , угол Исаакиевской площади , данная лавка стала первой коммерческой структурой , где собирались ученые и литераторы.
В том же 1813 году открылась книжная лавка И.В. Сленина , которая находилась на невском проспекте , у казанского моста, в доме Кусовникова , позже лавка переехала в дом аптекаря Имзена.
Постоянными гостями книготорговца были известные петербургские литераторы.
Особое место среди книготорговцев пушкинского времени принадлежит А.Ф. Смирдину. Этот человек стал наследником В.А. Плавильщикова, а точнее в 1823 году именно А.Ф. Смирдин совершает решительный переворот в русской книжной торговле. а как следствие и в русской литературе.
Деятельность Смирдина, а именно книжные лавки , оказало влияние на прогресс книготоргового дела и книгопечатанья в России и именно в 1830 годы большое общекультурное значение.
Так как издателей –профессионалов в России первых десятилетий 19 века не было, изданием книг занимались книготорговцы.
Считается, что именно деятельность книжных лавок, связана с помощью нуждающимся литераторам. Среди посетителей лавки возникла идея общества . которое в последствии назвали « Литературным фондом». Восьмого ноября 1859 года состоялась его первое собрание, а Александр второй лично утвердил их устав. Этот фонд существовал в Петербурге до 1917 года.
Библиотечное дело в
Петербурге до революции.
До революции 1917 года в Петербурге функционировало восемь библиотек:
В 1714 году была организована по приказу Петра первого библиотека академии наук как библиотека его величества.
30 августа 1756 году – основана Театральная библиотека.
( Российского придворного театра)
16 октября 1757 года – открыта библиотека Академии художеств
1765 году – открыта библиотека Вольного экономического общества
1799 году – открыта Морская библиотека
1814 году – открыта Императорская Публичная библиотека (Сейчас РНБ)
1845 году – основана библиотека Русского географического общества
1882 году – открыта библиотека Горного института.
До революции существовало довольно много разновидностей народных библиотек – их открывали и официальные учреждения, и частные лица. Наиболее активно такие библиотеки создавали в 1890-1900 – х гг.
Это было связано, как с желанием либерально настроенной интеллигенции способствовать самообразованию простого народа, так и с развитием капитализма начали требоваться грамотные люди.
Из народных библиотек существовавших в Петербурге в конце 19 начале 20 века , по размеру фондов, числу читателей и другим статистическим признакам виделись те, которые были организованы Думой ( 15-17 библиотек) и Попечительством народной трезвости.
Но общее количество библиотек в столице Российской империи было невелико, и к тому же они не всегда удовлетворяли запросы местного населения. Поэтому библиотечному делу в Петербурге требовалась помощь « общепросветительских» обществ.
Первая яркая попытка учреждения народной библиотеки усилиями «общепросветительских» обществ относится к 1877 году – это читальня
Санкт – Петербургского комитета грамотности у Сенной площади. С 1891 г. До 1892 г .
Обществом трезвости было открыто десять чайно – читален в различных районах города. Все они были закрыты 1892 году по причине эпидемии холеры.
В начале 1900 – х. г. Следует отметить Санкт – Петербургское общество народных университетов, открывшее библиотеку на Моховой улице. Она просуществовала с 1908 – 1917 г. И по своим показателям была крупнейшей народной библиотекой в городе ( фонд 75 тыс. томов , книговыдача 11 тыс. томов).
Стоит отметить , что свои библиотеки создавали профсоюзы , церковные приходы и т. д. и все они были достаточно успешны.
Вывод.
Принято считать, что повешение грамотности в России привело ее к революции в 1917 году . До сих пор это остается спорным вопросом между историками , политологами и социологами. Конечно, образование расширяет кругозор и способствует самопознанию, но к 1917 году грамотность в России составляла всего 35 % и то это показатели Москвы и Петербурга. Из этого следует, что расцвет книжного и библиотечного дела указывало на интеллектуальное развитие общества, а не на воспитание революционных идей.
Книжное и библиотечное дело в
Петербурге после революции.
После революции 1917 года Издательское дело и книжная торговля приобрели новый характер. Издание и распространение книг стало общегосударственным делом, книга использовалась как орудие революционного просвещения и утверждения советского строя.
Сразу после революции была отменена вся цензура за исключением военной. Так же продолжают работать уже существующие издательства, но и продолжали появляться новые. Связано это было с тем, что по окончанию гражданской войны книжный рынок находился в катастрофическом состоянии – сократился , а по отдельным отраслям знания практически прекратился выпуск книг.
Монополизация издательского дела в Госиздате не отвечала задачами страны, запросам читателей. В связи с этим появились новые реформы и методы руководства издательским делом. Были созданы условия для развертывания общественной инициативы в организации новых издательств. Перестройка издательского дела началась 28 ноября 1921 года, после которого последовало разрешение всем кооперативным обществам и отдельным лицам заниматься издательским делом.
Частные издательства действовали на определенных условиях и по правилам, установленным Советским правительством с целью оградить интересы государства и идеологические основы общества. В 1927 году было принято постановление о регистрации и распространении произведений печати , что привело к прекращению работы частных издательств.
Библиотечное дело после
революции 1917 года.
После революции большевиками был взят курс на превращение всех библиотек для народа из просветительских учреждений в пропагандистки центры.
Фонды во всех библиотеках были национализированы государством , проведены идеологические чистки , среди сотрудников библиотек , конфисковались книги из частных и коммерческих библиотек . Именно в этот период появилась политика централизации библиотечного дела. Окончательно декрет « о централизации библиотек» был принят 3 ноября 1920 г. И с этого момента библиотеки перешли под жесткое административное управление так же известное как « идейное руководство» и надзор вышестоящих управленческих библиотечных структур.
Вывод.
Следует сделать вывод , что в условиях жесточайшего политического, военного и экономического кризиса 1917 – 1920 г. советские власти выбрали крайне не популярные и антигуманные .но результативные политические меры, в том числе , в сфере культуры и библиотечного дела, так же издательского дела. Свидетельствует тому – победа в гражданской войне. Осуждая такую издательскую и библиотечную политику, мы вынуждены признать ее обусловленность реалиями кровавого военно – революционного времени.
Это период трагичен по своему содержанию, но следует видеть и историческую перспективу. Мы должны помнить, что уже в 1930 годы СССР превратился в самую читающую державу мира. С крупнейшей библиотечной сетью , лучшим издательским делом , самым образованным населением.
Книжное и библиотечное дело в
СССР.
Книжное дело в СССР
В СССР на поток была поставлена печать и превышая все показатели по печати – это общественно – политическая литература.
Среднегодовой выпуск книг в СССР за 10 лет перед войной состояло 44000 названий , что намного превышало уровень выпуска книг ряда развитых капиталистических стран.
После войны в кротчайшие сроки восстановить разграбленные и уничтоженные фашистами книжные хранилища. Поэтому было увеличено количество выпуска книг, увеличен выпуск книг , обновлены и расширены тематические издания , за этим последовало укрепление и расширение крупнейших издательств , а так же создание новых.
С 50 – 60 года выпуск книг и другой печатной продукции превзошёл довоенный уровень, особенно быстро рос выпуск художественной литературы.
К 1960 году количество книг выросло в 2 раза, а тиражи в 8 раз, значительно увеличилось издание сериальных и подписных изданий. Так же постепенно улучшилось оформление книг. Чаще стал использоваться цвет, в том числе впервые стал возможным выпуск многокрасочных учебников для школ. Однако по материалам и качеству полиграфического исполнения отечественных изданий заметно отставало от книг развитых зарубежных стран. Стоит указать , что с конца 50- х начала 60 – х начались демократические преобразования в издании художественной литературы , появилось большое разнообразие литературы , быстрый рост числа наименований и тиражей , открытие новых , в том числе начинающих авторов.
В 70 – е годы наблюдается всплеск издания художественной литературы. Этому способствовало решение госкомитета по печати о массовым пополнениям фондов библиотек в стране. Для его исполнения было принято решение о выпуске специальной серии книг классической литературы. Этому способствовало решение госкомитета по печати о массовом пополнении фондов библиотек в стране. Для его исполнения было принято решение о выпуске специальной серии книг классической литературы. Благодаря этому общая масса художественной литературы увеличилась до 7 миллионов книг в год, продолжая интенсивно расти.
Была укреплена и расширена система энциклопедических и справочных изданий. Наряду с универсальной Большой Советской Энциклопедии, стали выходить и отраслевые энциклопедии, и справочные издания.
Этот подъем издательского дела стал возможен благодаря внедрению новых технологий в полиграфическое производство – офсетной печати, фотонабора , автоматических линий по производству книг.
Во многих крупных городах , прежде всего, в областных и краевых центрах за короткий срок были поставлены сотни новых полиграфических предприятий.
Это увеличение печатного производства привело к острому дефициту бумаги, в связи с чем в течении нескольких лет осуществлялась продажа книг на талоны , которые выдавали населению в специальных пунктах в обмен на сдачу литературы .Подобные меры помогли увеличить тиражи художественной литературы на несколько миллионов экземпляров.
Присоединение СССР к Женевской конвенции по авторскому праву привело к увеличению выпуска переводных книг и продаже наших изданий за рубеж. Значительно расширилось участие наших издателей в международных книжных выставках, так же впервые были организованны данные международные мероприятия на территории СССР.
В 1978 году был создан Госкомитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, который занимался планированием и координацией й тематики выпуска книг , управлял производством бумаги и других материалов для издания печатной продукции . так же руководил производством бумаги и других материалов для издания печатной продукции , руководил полиграфической промышленностью и распространением книг и других производств печати.
В 80 – е годы расширяются международные контакты наших издателей, попытка выйти на мировой рынок книжной продукции поставили вопрос о качестве полиграфического оформления печатных изданий, обнажили новые и старые проблемы отрасли. Не смотря на переоборудование предприятий полиграфии 70 – е годы, оборудование быстро устарело и не соответствовало мировому уровню. В это же время передовые страны перешли на применение компьютерных и электронных систем набора и верстки , а в СССР еще только внедрялся фотонабор , а в большинстве предприятий основным оборудованием оставались линотипы.
В содержательном плане перестройка объективно привела к прогрессивным сдвигам в планировании и выпуске литературы в соответствии с реальным спросом населения страны.
20 ноября 1986 года Коллегия Госиздата СССР приняла важное постановление « О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствования тематического планирования».
В феврале 1987 года была создана « Книжная палата». Издательства получили большие права, прежде всего , самостоятельно планировать выпуск литературы, продолжились некоторые амбициозные издательские проекты , в 1987 году издательство Всесоюзной книжной палаты приступило к выпуску новой серии « Популярная библиотека» куда вошли отобранные на основании исследований , прежде сдерживаемые идеологическими рамками. В результате прояснились многие проблемы отечественного книгоиздания в их реальном свете.
В конце 80 – х годов стали массово издаваться запрещенные произведения и произведения, ограниченных в выпуске. Этот подъем публицистики вызвал изменения в общественном сознании, способствовало его совершенствованию и развитию в духе времени.
Однако печатное производство не отвечало до конца культурным и духовным потребностям нового времени и развивалось вместе со всей советской экономикой и промышленностью.
Правительство предпринимает меры для повышения эффективности производства путем внедрения хозрасчета , аренды, кооперативной системы собственности, приватизации предприятий.
1 августа 1990 года вышел закон СССР « о печати и других средств массовой информации», но переход к рыночному ценообразованию значительно удорожило печать.
С распадом СССР история советского книгоиздания закончилась.
Библиотечное дело в СССР.
Послевоенное положение библиотек было достаточно тяжелым, не хватало финансирования , персонала, помещений . Но не смотря на это библиотечное дело развивалось .
Первые годы после войны изменили социальные обязательства библиотеки.
С 1946 – 1956 – начали совершенствовать традиционные библиотечные процессы – комплектования, обработка литературы и редактирования различных каталогов, выпуск печатной карточки. Начали анализировать читательские запросы. Так же начали анализировать накопленный библиотечный опыт, анализ справочно- библиографического обслуживания, начали создавать научно – вспомогательные и рекомендательные указателей, начали работать с читателями по теме библиотечно - библиографических знаний.
В послевоенный период получило заметное развитие такое направление как защита фондов, консервация и реставрация документов.
В послевоенный период начал усиливаться интерес к изучению истории библиотек, а самой актуальной проблемой неожиданно стала повышение квалификации библиотечных кадров. Для решения этой проблемы возобновили свою работу «Высшие библиотечные курсы». Серьезно стали решать проблему с хранением быстро растущих библиотечных фондов.
В первые годы войны библиотеки стали активно участвовать в жизни общества и государства
Начало перестройки работы библиотек в соответствии с новыми историческими задачами положило постановление ЦК КПСС
« О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране», которое вышло в 1959 году. Постановление указало на неудовлетворительное состояние материально – технической базы библиотек, а так же работы по подбору и воспитанию библиотечных кадров.
Определять пути улучшения библиотечного дела в стране возложили на министерство культуры.
Так же постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров , особенно для научных , вузовских и специальных библиотек , по развитию научно – информационной и рекомендательной библиографии , строительству зданий для библиотек , оборудования для работы библиотек, организация централизованной классификации и каталогизации книг и прочее.
Для осуществления государственного контроля за работой библиотек была создана Главная библиотечная инспекция.
В 1966 году Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили « Примерные положения организации единой сети массовых библиотек».
Эксперимент по объединению самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников , единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы , выделение центральных библиотек и реорганизация всех других библиотек в ее филиалы дали положительные результаты.
К началу 1974 года централизация сети государственных массовых библиотек была осуществлена более чем в 140 городах и сельских районов, восьми союзных республик .
Одновременно началась централизация сети профсоюзных библиотек .Прогрессивная форма организации библиотечной сети быстро завоевала всеобщее признание у читателей и библиотечных работников. Важным достижением советского библиотечного дела явилось создание сети самостоятельных юношеских библиотек. Этот этап можно назвать укреплением и дальнейшем развитием межведомственных связей в библиотечном деле ,усилением координации и копирования деятельности библиотек. В культурном потенциале страны важное место принадлежит книжным фондам библиотек. Совокупный книжный фонд библиотек всех типов и видов, различной ведомственной подчинённости достиг в 1983 году объем 5 млрд. экземпляров.
13 марта 1984 года выходит положение « О библиотечном деле СССР». В этом положении законодательно закреплено объединение библиотек в единую систему, плановое их развитие.
В 1988 году в СССР насчитывалось 330 тысяч библиотек с общим фондом в 5, 6 млрд. ед. хранения, которые обслуживают 220 млн. человек. Из них 110 тыс. библиотек принадлежали системе Министерства культуры, их книжный фонд составляет 1, 7 млрд. единиц хранения. Однако массовыми библиотеками всех ведомств пользовалось 54 % населения. Это свидетельствует о том , что существуют формы и методы работы с населением в ряде случаев не соответствует сложившимся социально – культурным ситуации , не отвечает взросшим духовным потребностям населения.
В 1989 году подготовлена межотраслевая программа создания технических средств для учреждений культуры на 1989 – 1995 год.
Трудности, возникающие в ходе перестройки, в значительной степени связаны с несоответствием материально – технической базы и технологий библиотечного дела современным требованиям общества.
Важнейшей составной частью перестройки библиотечного дела является подготовка и внедрение АБИС Министерства культуры СССР. Куда вошли 44220 библиотек даст возможность пользоваться удобными современными видами информационных услуг, приблизить доступ к удаленным базам данных.
13 апреля 1991 года вышел указ президента СССР « о неотложных мерах по развитию крупнейших библиотек страны». В указе сказано, что источники и объем финансирования библиотек, сроки выполнения намеченных работ.
С этого же года начато внедрение АБИС, но возникли сложности с внедрением , связанным с тем , что технический потенциал отрасли ничтожен , а еще недостатком необходимых ресурсов - финансовых , материальных, трудовых.
Позже рухнул Советский союз, и усовершенствование библиотечной системы отложилось на долгий срок.
Вывод.
Определенно Советское время является расцветом книгоиздания и библиотечного дела. Но однако, в самом конце именно система СССР затормозила развитие библиотечного дела и книгоиздания, но если книгоиздание смогло быстро прийти в себя так как могло представлять самостоятельный бизнес, а библиотеки нет и после развала союза мы могли остаться без это отрасли. Но об этом будет рассказано в другой части статьи. В СССР книга была ценным источником знания и самым ценным подарком хоть и дефицитным, библиотеки развивались и были востребованы, книгоиздание почетной работой.
Но как всегда СССР не хватило открытости для прогресса, который процветал во всем мире. И из – за этого мы все время вынуждены догонять остальной мир.