Найти тему
Золотая ручка

Решение конфликтов

Оглавление

Так как этот канал – копилка знаний, то я решила поделиться здесь и знаниями как решать конфликты в коллективе. Надеюсь, будет полезно для вас.

В рабочей среде, где люди имеют разрозненные взгляды на одни и те же проблемы, разногласия и конфликты неизбежны. Это нужно принять как данность. И хотя не все конфликты имеют разрушительное действие, часто в результате дебатов о сложившейся конфликтной ситуации рождаются новые творческие идеи и решения, в подавляющем большинстве случаев конфликты в коллективе возбуждают негативные эмоции, отравляют атмосферу, подрывают моральный дух, создают стресс и разрушают отношения на рабочем месте. В конечном счете, это, вероятно, окажет негативное влияние на производительность.

Так как конфликты неизбежны, идея предотвращения конфликтов кажется утопией. Гораздо важнее научиться замечать конфликты, разрешать и эффективно управлять ими. Игнорирование конфликта может привести к его обострению и распространению на более широкую аудиторию. Конфликт может быть дорогостоящим с точки зрения времени и денег. Поэтому жизненно важно конструктивно управлять конфликтом. Обучение навыкам управления конфликтами в компании имеет основополагающее значение, поскольку это помогает сократить количество конфликтов среди сотрудников. Разрешение конфликтов является неотъемлемой частью корпоративного мира.

Определение конфликта

Конфликт существует, когда разногласия приводят к спорам и борьбе между людьми с конкурирующими идеями, личными интересами.

Конфликт может быть выражен открыто. Открытые конфликты требуют немедленного вмешательства. Ключевые шаги, которые могут быть предприняты для решения конфликта:

  1. Внимание: позвольте каждой из сторон высказаться, выразить свою точку зрения. Этот этап очень важен для понимания природы конфликта и принятия обоснованного решения по его разрешению.
  2. Старайтесь находить компромиссное решение, которое учитывает интересы всех сторон.
  3. Для окончательного решения конфликтной ситуации заключайте соответствующее соглашение. Идеально, если решение будет зафиксировано в письменной форме, чтобы  все заинтересованные стороны были осведомлены и могли следовать этому решению. Также это поможет избежать в дальнейшем вольной трактовки или искажения принятого соглашения.

Скрытый конфликт может выражаться в виде раздражения, обиды, потери морального духа или отсутствия заинтересованности в общем деле. Скрытый конфликт легко пропустить, поэтому он может иметь особенно разрушительные последствия.  Поэтому важно создать в коллективе открытую и поддерживающую атмосферу.

  1. Стимулируйте общение и доверие, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и могли без любого рода опасений озвучивать свои проблемы.
  2. Гарантируйте конфиденциальность в случаях, когда это необходимо.
  3. Обучение навыкам управления конфликтами может помочь сотрудникам более эффективно решать свои проблемы.

Методы управления конфликтами

Какие шаги нужно предпринять для разрешения конфликта? Приведем некоторые способы, с помощью которых можно управлять конфликтами и разрешать их на рабочем месте.

1. Выявление источника конфликта

Уточнение источника конфликта - первый и самый важный шаг к эффективному управлению конфликтом. Определение причины конфликта равно пониманию как проблема возникла. Уточнение источника конфликта позволяет заставить стороны конфликта более подробно рассмотреть разногласия и обсудить потребности каждой из сторон. Важно гарантировать взаимопонимание. Правильно выстроенная коммуникация в процессе определения источника конфликта – залог успеха. Соберите максимум информации. Продолжайте задавать уточняющие вопросы, пока не будете уверены, что все конфликтующие стороны понимают проблему.

2. Безопасное и уединенное место для разговора

Каким должен быть подход к мирному решению проблем? Чтобы вести конструктивный разговор, нужно найти среду, в которой стороны конфликта будут чувствовать себя в безопасности и на равных. Не выбирайте для разговора рабочее место одной из сторон. И убедитесь, что у каждой стороны есть достаточно времени, чтобы высказать свое мнение.

3. Слушайте внимательно и обеспечьте возможность каждому высказать свое мнение

У каждой из сторон должны быть равные возможности высказать свои взгляды и представления по рассматриваемому вопросу. Стороны должны чувствовать позитивный настрой на поиск решения конфликта. Принятие такого подхода побудит стороны открыто и честно выразить свою позицию и свои мысли, что способствует установлению причины конфликта и помогает определить пути решения.

4. Расследование как важнейший этап разрешения конфликта

Не торопитесь выносить окончательный вердикт, копайте глубже и узнайте больше о событиях, вовлеченных сторонах, проблемах и о том, как люди себя чувствуют. Проведите индивидуальную беседу с вовлеченными и внимательно слушайте, чтобы убедиться, что вы понимаете их точки зрения. Это можно сделать, обобщив заявления сторон и “проигрывая” их в обратном порядке. Важно попытаться найти любые основные источники конфликтов, которые могут лежать на поверхности или быть не очевидными.

5. Определить пути достижения общей цели

При управлении конфликтными процессами у вас должна быть общая цель, которая заключается не только в решении проблемы, но и обеспечении того, чтобы она не повторилась. Для этого вы должны быть в курсе различных стадий конфликта. Это позволит вам искать идеальные способы достижения общей цели. Слушайте, общайтесь и проводите мозговой штурм вместе, пока не исчерпаете все варианты.

6. Согласуйте наилучшее решение и определите обязанности каждой стороны в решении

После изучения ситуации и определения способов, с помощью которых вы можете решить проблему, обе стороны должны выработать вывод о наилучшем решении проблемы. Нужно определить такое решение, которое каждая сторона может принять. Это то, что называется найти общий язык. После этого определите обязанности каждой стороны по урегулированию конфликта.

7. Следите за дальнейшим развитием ситуации и определите превентивные стратегии на будущее

Продолжайте следить за ситуацией и оценивайте, является ли принятое решение эффективным. Это поможет вам убедиться, что сотрудники работают вместе для достижения общих целей.

Принимайте решение о превентивных стратегиях на будущее. Анализируя сложившуюся ситуацию, ищите уроки, которые вы можете извлечь из конфликта. Это позволит вам развивать навыки управления конфликтами.

Успешное разрешение конфликтов способствует укреплению команды и повышению уровня удовлетворенности сотрудников, что в итоге положительно сказывается на производительности. Даже из конфликтов можно извлечь пользу. Если своевременно и правильно выходить из сложившихся конфликтных ситуаций, то  за каждым конфликтом можно увидеть возможность расти и развиваться.