Найти тему
Правда ПФО

Полигон «Ситиматик» в Чувашии превратился в Пихтулинскую свалку

– На моих глазах однажды на полигон и мусороперерабатывающую станцию «Ситиматик» не пустили вице-премьера и министра природы Чувашии. Как вы можете в таких условиях контролировать работу этого предприятия? И еще, кто разрешил современную технологию брикетирования ТБО заменить на банальную трамбовку мусора, от которого мы вроде ушли со времен Пихтулинской свалки?, – задал вопрос депутат Госсовета Владислав Солдатов.

– Сотрудники «Ситиматик» нас не пускали, ссылаясь на проведение как раз в этот день санитарно-эпидемиологических мероприятий, – достаточно неуклюже стал объясняться министр природы Эмир Бедертдинов. – А технология захоронения изменена согласно предписанию Росприроднадзора. Вместо брикетирование большой трактор ходит по телу свалки и прессует отходы.

-2

Парламентарий по данному поводу не скрывал своего сарказма. «Какой-то детский сад. О предстоящем визите членов правительства вместе с инспекцией ОНФ руководство «Ситиматик» было извещено накануне. Вначале сказали, что нет проблем, а потом они не нашли ничего лучшего, как объявить карантин, – поделился Солдатов с «Правдой ПФО». – А переход на обычное захоронение ТКО вообще не лезет ни в какие рамки. Мы столько лет преподносили полигон в Новочебоксарске как последнее достижение научно-мусорной мысли. А теперь даже министр его называет свалкой».

Да уж, «Правда ПФО» несколько лет назад рассказывала о депутатской экскурсии на Пихтулинскую свалку. За рычаги огромного трактора там сел строительный магнат Николай Угаслов. Многотонная машина втаптывала в землю море мусора, но его гора все равно неуклонно росла. Казалось бы, на проблеме ставит точку мусорная реформа, но ее результаты оказались плачевными.

-3

По словам заместителя председателя комитета Госсовета по инфраструктуре Николая Степанова, для изучения ситуации создана рабочая депутатская группа. И ей придется решить своеобразный ребус. Под брикетирование ТКО в тарифы закладывались определенные расходы, теперь же в них как бы отпала необходимость. А мусорные короли продолжают утверждать, что тарифы не покрывают себестоимости производственного процесса.

«Практику заключения подобного концессионного соглашения нельзя признать положительной. Очень много вопросов было по стоимости работ, оборудования. Какие-то типовые решения отсутствовали, наша экспертиза вглубь не очень хотела нырять, хотя ей и удалось умерить аппетиты партнеров на 200 млн. Но по срокам нас все-таки развели. Строительство полигона планировали завершить за 7 лет, а пользоваться объектами будут все двадцать, – рассказал в свое время «Правде ПФО» бывший премьер-министр Чувашии Иван Моторин. – И в то же время очень сложные отношения с региональным оператором, там не все хорошо. Кого-то искали, конкурс проводили. А в результате компания представляет собой «оошку» с копеечным уставным фондом, которой отдана вся республика. Кто ее нашел, кто ее привел? Прокуратура проводила проверку, но ответа так и нет.

Моторин напоминал, что конкурс проводили на 10 лет, тарифы были определены на весь период. «А теперь на содержание оператора уходит в два раза больше. Но это же тарифы, регулированная деятельность. Если он взял больше, то кто-то недополучил – это перевозчики, полигон. Сегодня перед ними большие долги. И оператор оказался в предбанкротном состоянии», – говорил экс-премьер.

Со времени того интервью кое-что изменилось, причем, в худшую сторону. «Ситиматик» поглотил МВК «Экоцентр», стал полновластным монополистом на мусорном рынке республики. Перевозчиков душат просто кабальные условия. Председатель комитета по инфраструктуре Игорь Моляков едва успевал предоставлять слово коллегам.

Вице-спикер Госсовета Виктор Горбунов был весьма удивлен тем обстоятельством, что перевозчики поставлены в неравные условия: кому-то сразу платят 70%, а кому-то только 10. Гендиректор «Ситиматик» Глеб Харламов стал ссылаться на сезонность, какие-то индивидуальные особенности. Он отверг подозрения в том, что имеет каких-то любимчиков. «Факты – упрямая вещь», – констатировал Горбунов.

-5

«А на программе раздельного сбора мусора мы на сегодня фактически ставим крест»?, – спросил депутат Николай Малов. «Не знаю, где вы ставите крест, мы его не ставим», – отрезал Харламов. «Но вы же говорите, что нет средств на нее», – упорствовал Малов. «Я докладываю по факту», – многозначительно констатировал Харламов.

-6

И тут дошла очередь до перевозчиков. Они были расстроены тем обстоятельством, что Бедертдинов уже покинул зал заседания. Но изложили свою позицию достаточно откровенно.

– Мы обслуживаем 9 муниципальных образований, – сообщил директор сразу двух компаний Владимир Гордеев. – На 1 октября прошлого задолженность перед нами составляла 1 млн, на 1 октября этого года она выросла до 9 млн. Горючее за это время подорожало на 20%, надо индексировать зарплату и т.п. Пришлось устно обратиться к «Ситиматику» с предложением добровольно расторгнуть договора и полюбовно разойтись. А то нынешняя финансовая дисциплина приведет меня либо к банкротству, либо к уголовному за невыдачу зарплаты. Это уже не бизнес.

-7

Между тем, по словам Харламова и речи быть не может о расторжении контрактов. Он заверил, что финансовые проблемы решаются по мере необходимости. Тем не менее, как сообщили «Правде ПФО» собственные источники, ряд перевозчиков намерен прекратить транспортировку мусора уже с 1 ноября. Моляков заявил, что единственно разумный выход из всей коллизии он видит в создании нескольких региональных операторов на территории республики.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото onf.ru, cap.ru, pravdapfo.ru