– На моих глазах однажды на полигон и мусороперерабатывающую станцию «Ситиматик» не пустили вице-премьера и министра природы Чувашии. Как вы можете в таких условиях контролировать работу этого предприятия? И еще, кто разрешил современную технологию брикетирования ТБО заменить на банальную трамбовку мусора, от которого мы вроде ушли со времен Пихтулинской свалки?, – задал вопрос депутат Госсовета Владислав Солдатов.
– Сотрудники «Ситиматик» нас не пускали, ссылаясь на проведение как раз в этот день санитарно-эпидемиологических мероприятий, – достаточно неуклюже стал объясняться министр природы Эмир Бедертдинов. – А технология захоронения изменена согласно предписанию Росприроднадзора. Вместо брикетирование большой трактор ходит по телу свалки и прессует отходы.
Парламентарий по данному поводу не скрывал своего сарказма. «Какой-то детский сад. О предстоящем визите членов правительства вместе с инспекцией ОНФ руководство «Ситиматик» было извещено накануне. Вначале сказали, что нет проблем, а потом они не нашли ничего лучшего, как объявить карантин, – поделился Солдатов с «Правдой ПФО». – А переход на обычное захоронение ТКО вообще не лезет ни в какие рамки. Мы столько лет преподносили полигон в Новочебоксарске как последнее достижение научно-мусорной мысли. А теперь даже министр его называет свалкой».
Да уж, «Правда ПФО» несколько лет назад рассказывала о депутатской экскурсии на Пихтулинскую свалку. За рычаги огромного трактора там сел строительный магнат Николай Угаслов. Многотонная машина втаптывала в землю море мусора, но его гора все равно неуклонно росла. Казалось бы, на проблеме ставит точку мусорная реформа, но ее результаты оказались плачевными.
По словам заместителя председателя комитета Госсовета по инфраструктуре Николая Степанова, для изучения ситуации создана рабочая депутатская группа. И ей придется решить своеобразный ребус. Под брикетирование ТКО в тарифы закладывались определенные расходы, теперь же в них как бы отпала необходимость. А мусорные короли продолжают утверждать, что тарифы не покрывают себестоимости производственного процесса.
«Практику заключения подобного концессионного соглашения нельзя признать положительной. Очень много вопросов было по стоимости работ, оборудования. Какие-то типовые решения отсутствовали, наша экспертиза вглубь не очень хотела нырять, хотя ей и удалось умерить аппетиты партнеров на 200 млн. Но по срокам нас все-таки развели. Строительство полигона планировали завершить за 7 лет, а пользоваться объектами будут все двадцать, – рассказал в свое время «Правде ПФО» бывший премьер-министр Чувашии Иван Моторин. – И в то же время очень сложные отношения с региональным оператором, там не все хорошо. Кого-то искали, конкурс проводили. А в результате компания представляет собой «оошку» с копеечным уставным фондом, которой отдана вся республика. Кто ее нашел, кто ее привел? Прокуратура проводила проверку, но ответа так и нет.
Моторин напоминал, что конкурс проводили на 10 лет, тарифы были определены на весь период. «А теперь на содержание оператора уходит в два раза больше. Но это же тарифы, регулированная деятельность. Если он взял больше, то кто-то недополучил – это перевозчики, полигон. Сегодня перед ними большие долги. И оператор оказался в предбанкротном состоянии», – говорил экс-премьер.
Со времени того интервью кое-что изменилось, причем, в худшую сторону. «Ситиматик» поглотил МВК «Экоцентр», стал полновластным монополистом на мусорном рынке республики. Перевозчиков душат просто кабальные условия. Председатель комитета по инфраструктуре Игорь Моляков едва успевал предоставлять слово коллегам.
Вице-спикер Госсовета Виктор Горбунов был весьма удивлен тем обстоятельством, что перевозчики поставлены в неравные условия: кому-то сразу платят 70%, а кому-то только 10. Гендиректор «Ситиматик» Глеб Харламов стал ссылаться на сезонность, какие-то индивидуальные особенности. Он отверг подозрения в том, что имеет каких-то любимчиков. «Факты – упрямая вещь», – констатировал Горбунов.
«А на программе раздельного сбора мусора мы на сегодня фактически ставим крест»?, – спросил депутат Николай Малов. «Не знаю, где вы ставите крест, мы его не ставим», – отрезал Харламов. «Но вы же говорите, что нет средств на нее», – упорствовал Малов. «Я докладываю по факту», – многозначительно констатировал Харламов.
И тут дошла очередь до перевозчиков. Они были расстроены тем обстоятельством, что Бедертдинов уже покинул зал заседания. Но изложили свою позицию достаточно откровенно.
– Мы обслуживаем 9 муниципальных образований, – сообщил директор сразу двух компаний Владимир Гордеев. – На 1 октября прошлого задолженность перед нами составляла 1 млн, на 1 октября этого года она выросла до 9 млн. Горючее за это время подорожало на 20%, надо индексировать зарплату и т.п. Пришлось устно обратиться к «Ситиматику» с предложением добровольно расторгнуть договора и полюбовно разойтись. А то нынешняя финансовая дисциплина приведет меня либо к банкротству, либо к уголовному за невыдачу зарплаты. Это уже не бизнес.
Между тем, по словам Харламова и речи быть не может о расторжении контрактов. Он заверил, что финансовые проблемы решаются по мере необходимости. Тем не менее, как сообщили «Правде ПФО» собственные источники, ряд перевозчиков намерен прекратить транспортировку мусора уже с 1 ноября. Моляков заявил, что единственно разумный выход из всей коллизии он видит в создании нескольких региональных операторов на территории республики.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото onf.ru, cap.ru, pravdapfo.ru