Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров заявил о завершении формирования в составе Минобороны РФ нового батальона, который будет носить имя Шейха Мансура – «выдающегося представителя чеченского народа, Первого Имама Кавказа».
Интрига состоит в том, что точно такое же название носил нацбат чеченских сепаратистов (сторонников Ичкерии), воюющих в рядах ВСУ против России на Донбассе. Да и саму фигуру Мансура вряд ли можно назвать дружественной российскому государству, напоминают историки.
Историк Сергей Григоров, ныне военнослужащий-политрук в зоне СВО, приводит в своем блоге такую выдержку из работы Василия Потто о Кавказской войне:
«В 1785 году на Кавказе появился загадочный человек, известный под именем Шейх-Мансура, положивший зачатки полуполитического, полурелигиозного магометанского учения, впоследствии развившегося в то, что называется «мюридизм» и представляет собой объявление магометанским кавказским миром беспощадной войны христианству и России».
Военный обозреватель Илья Крамник ирознизирует:
«Можно еще батальон им. хана Тохтамыша создать. Или Девлет-Гирея. Или князя Михаила Огинского, не знаю. Плюс минус однохренственно с поправкой на время».
Военкор Юрий Котенок напоминает:
«Культ Шейха Мансура — это чисто ичкерийская история. При Дудаеве с ним выпускали марки и он же должен был быть изображен на банкноте в 1000 нахаров. А еще его имя носит чеченский батальон, действующий в составе укровермахта. Поэтому вопрос — нам точно нужно соревноваться с Киевом в продвижении антирусских символов?».
Военкор Роман Сапоньков считает, что руководство Чеченской республики перешло грань.
«Очень надеюсь, что Кадыров просто испытывает терпение Верховного. Буквально недавно был еще один человек, который испытывал терпение Верховного, но человек по тем или иным причинам закончился. Как бы я к нему не относился».
А вот телеведущий и московский депутат Андрей Медведев призывает не драматизировать ситуацию – он напоминает, что на Кавказе по-прежнему чтят и считают героями исторических и религиозных деятелей, сражавшихся против Российской империи.
«Был такой Салават Юлаев, который вместе с Пугачевым воевал против России. Но его именем назван батальон. Так что Шейх Мансур, тут не уникален. Вообще, до вчерашнего дня никто даже не заморачивался, что его именем названы улицы в Дагестане. Где, кстати, чтут имама Шамиля и есть аж целый Шамильский район. Такая у нас история страны непростая. Войны, воины. Кавказ, чай, не сам по себе к России присоединился», – замечает Медведев.
По его мнению, уравновесить ситуацию могло бы название подразделений и в честь русских героев – однако такое власть не всегда санкционирует.
«Называть в России подразделения именем Шейха Мансура дело, прямо скажем, спорное. Учитывая исторический контекст. Тогда уж, для равновесия казачий батальон имени Якова Балакланова надо или бригаду имени Ермолова. Но ведь, поди, скажут, что не время. Как недавно аэропорт постеснялись именем Ермака назвать. Помните такое?» – пишет Медведев.
Идею тут же подхватил боец ЧВК «Вагнера» Егор Гузенко, который предложил создать «дивизию имени Сталина для борьбы против радикальных сепаратистов внутри страны».
В комитете Госдумы по обороне вообще заявили, что название батальонов не важно – главное, привлечь как можно больше бойцов на сторону России в СВО.
«Если люди, которые принимали решение о таком названии, — видимо, Рамзан Ахматович Кадыров принимал, — уверены, что сейчас шейх Мансур сражался бы на стороне России, то нормальное, хорошее название. Они лучше разбираются в ситуации, лучше понимают шейха Мансура, читали про него, песни слушали народные, им виднее. У нас кто только против русского царя не сражался — и Пугачев, и Разин, и декабристы, и коммунисты. Но если сейчас они были бы с нами — так добро пожаловать», – сказал в интервью ТВ депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов из оборонного комитета.
Автор: Михаил Рябов