Венесуэла объявила, что достигла соглашения с оппозицией и допустила их до президентских выборов в 2024 году. США сочли это отличным движением на пути к построению демократии и смягчили санкции, которые запрещали кому-либо в мире покупать венесуэльскую нефть.
Казалось бы: вот она, сила санкций! Диктатор пошел на уступки перед мировой демократией ради снятия санкционного бремени. Народ Венесуэлы выберет легитимного лидера и шагнет в светлое будущее частью мировой элиты.
Но на самом деле произошло ужасное. Десятки людей похищены, тысячи – в тюрьмах или в лесах. А венесуэльский режим получает сотни миллиардов нефтедолларов за то, что еще даже не сделано. Нам показали ужасный спектакль.
А все потому, что таким образом США хотят лишить Россию доходов от продажи нефти. Давайте разберемся со всем по порядку.
За что США вводили санкции против Венесуэлы?
Венесуэла – страна постоянного политического кризиса. В 2013 году умер глава государства Уго Чавес, который своим авторитетом и харизмой мог удерживать страну единой. На смену Чавеса пришел его ставленник – Николас Мадуро.
Политический Уго Чавеса и Николаса Мадуро держался на раздаче денег. Дело в том, что Венесуэла владеет самими большими разведанными запасами нефти в мире – почти 20% от всех мировых запасов. И доход от продаж нефти Чавес и Мадуро направляли на различные социальные программы и поддержку бедноты. Бизнес в этой системе должен был платить большие налоги и не претендовать на большее, так как все важные предприятия были государственными.
Но в 2014 году нефть резко подешевела: со 100-115 долларов за баррель она рухнула до 40 долларов. Николас Мадуро решил действовать как социалист: вместо экономических реформ, поддержки бизнеса и заимствования средств, он начал вводить ограничения на цены товаров и ужесточать налоги на бизнес. В итоге в стране рухнул частный бизнес, а с полок магазинов исчезли самые базовые товары: продукты, сахар, туалетная бумага.
С тех пор и до 2018 года в стране шли перманентные политические волнения, протесты, беспорядки, высокий уровень преступности и жуткая нищета. Кое-как страна существовала, но в 2018 году случилось ключевое событие – президентские выборы.
Выборы шли с огромным количеством нарушений. Сначала Мадуро посадил почти всех оппозиционных политиков, потом вкидывал бюллетени и свозил бюджетников. В общем, он объявил, что набрал больше 67% голосов и потому становится президентом на новый срок.
Венесуэльцы были с этим категорически не согласны и вышли на улицы. Их поддержал глава парламента Хуан Гуайдо. Причем не просто поддержал – он не признал итоги голосования и объявил именно себя временным президентом Венесуэлы. И его даже признали президентом США, многие соседние страны и страны Европы!
Мадуро жестоко подавил протесты. Силовой аппарат – полиция, разведка и военные – не отреклись от правительство и смогли разогнать бастующих. Гуайдо и его сторонники смогли покинуть страну и организовали правительство в изгнании.
Но вот только без присутствия Гуайдо протесты быстро сошли на нет – сложно рисковать свободой, здоровьем и жизнью ради человека, который находится на другом континенте. Люди вернулись к своей жизни, ведь как-то надо было выживать в новой реальности.
А реальность была ужасной. За разгон протестов на Венесуэлу США и страны Европы наложили жесточайшие санкции, главный смысл которых – запрет на любые операции с венесуэльской нефтью. Так страна лишилась практически единственного источника дохода и экономика улетела в бездну.
А причем тут Россия?
После начала российской СВО против Украины, США и Евросоюз начали вводить санкции. Как только энергетика Запада смогла диверсифицировать поставки нефти и газа, было введено эмбарго на российскую нефть. Несмотря на это, они продолжили покупать российскую нефть, но уже не в таких объёмах и за меньшую цену.
Но низкая цена не нравилась России и, что немаловажно, не нравилась Саудовской Аравии. Чтобы поднять мировые цены эти две страны договорились ограничить собственную нефтедобычу. Нефти на мировом рынке стало меньше, соответственно цены на нее выросли. В итоге Россия начала получать нефтяной доход на довоенном уровне и продолжила финансировать СВО и другие программы.
США это категорически не устраивало – смысл же был в том, чтобы экономика России рухнула. И они вспомнили про Венесуэлу. Логично, что если дать Венесуэле продавать нефть по всему миру, то она сможет заменить поставки из России, тем самым ударив по экономике Москвы. И они договорились.
В итоге цены на нефть уже начали снижение. С пика в 95 долларов за баррель этим летом она упала до 88 долларов в конце октября.
Единственная проблема была в том, что это надо как-то объявить мировому сообществу. Сообщить, что благодаря санкциям против Венесуэлы, кровавый режим Мадуро сдался и начал свой путь к демократии.
А что, Венесуэла действительно перестала нарушать права человека и решила вопрос с оппозицией?
Конечно же, нет. В 2019 году против сторонников оппозиции начался откровенный террор: те, кто не сбежал из страны, массово попадали в тюрьмы и подвергались преследованиям. СМИ, политики, блогеры и так далее – всё должно было либо контролироваться правительством Мадуро, либо перестать работу.
В этих условиях Мадуро начал экономические реформы. Но не от желания модернизировать общество, а из соображений выживания как такового – в условиях санкций и так слабая экономика Венесуэлы и вовсе перестала работать.
Чтобы спасти страну, в 2019 году Мадуро перестал кошмарить бизнес и отпустил цены. В итоге, на полки магазинов вернулись продукты, но уже с долларовыми ценниками. В 2020 году он пытался получить международную помощь на борьбу с СOVID, но международное сообщество согласилось дать деньги только если Мадуро уйдет в отставку.
В 2021 году экономика даже показала заметный рост – 8%. Это немного после падения более чем в 2 раза в 2017-2020 годах, но все же. И вот наступил 2022 год.
Сменить власть в Венесуэле у США и союзников не получилось, внутри Венесуэлы оппозиционеры убиты, сидят в тюрьме и помалкивают. Но США не могут ударить в лицом и просто снять санкции против диктатора.
Поэтому они договорились с Мадуро разыграть вот такой спектакль. Правительство Мадуро должно провести переговоры с оппозицией на нейтральной территории, разрешить им вернуться в Венесуэлу, дать гарантии безопасности и допустить к президенским выборам 2024 года.
Вот только есть одна интересная деталь: Гуайдо и его сторонники еще в конце 2022 года объявили о самороспуске. В самой стране оппозиционеры сидят, а кто еще на воле – бойкотирует выборы. И на этом фоне Венесуэла объявляет, что со всеми удалось договориться, оппозиции дали гарантии безопасности, демократия восторжествовала. Президентские выборы пройдут в 2024 году – приходите все и участвуйте!
США счастливы. Они даже не стали дожидаться выборов и исполнения обещаний, они сразу сняли эти санкции. Что самое интересное – США никогда так не поступали. Даже когда КНДР под контролем всего мира уничтожила самый засекреченный центр по производству ядерного оружия, США не сняли ни единой санкции, никаких послаблений.
И что в итоге?
В итоге получилось то, что получилось. Никакой демократии и прав человека. В Венесуэле оппозиционные политики сидят в тюрьмах со своими сторонниками, Гуайдо ездит по миру и читает лекции, Мадуро получит миллиарды нефтедолларов и припишет себе спасение страны от краха.
Зато мы получили грандиозный спектакль политиков, где каждый использовал каждого против друг друга.